Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе. Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению) являются факультативные занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению) являются факультативные занятия.
Предлагаю разработку факультативного занятия по литературе в 8классе.
Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»
Цель: выполнить комплексный анализ поэтического текста, включающий в себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста в аспекте его жанрового своеобразия; интерпретации языковых фактов;
2.Довести до учащихся на конкретном поэтическом материале важнейшие положения теории литературы, а именно положения единства содержания и формы.
3.Пополнить знания учащихся об употреблении языковых средств в художественной речи, тропах и приемах речи и т.д.
Развивающие:
1.Формировать умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности учащихся.
3. Развивать личность ученика, его мировоззрение.
Воспитывающие :
1.Воспитывать уважение к творчеству писателя, эстетический вкус школьников.
2.Формировать нравственные ценности в ходе изучения поэтических произведений.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
Анализ «заголовка» (заголовок – великое дело! Выход на тему!)
-Что такое спесь?
-Есть выражение «спесивый барин». Какой барин? (Обращаемся к словарю Даля)
-Высокомерный, эгоистичный!
-Итак, Спесь- главный герой стихотворения.
-Прочитаем, какие вопросы могут возникнуть?
3. Чтение произведения учителем или подготовленным учеником.
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом – то Спесь аршин с четвертью,
Шапка – то на нем во целу сажень,
Пузо – то его все в жемчуге,
Сзади – то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота не крашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернул спесь во другую сторону:
Не пригоже – де мне нагибатися!
4. Анализ текста.
-О чем текст? О ком? ( О высокомерном, спесивом человеке).
-Почему просто не написать? (Способ создания яркого образа).
-Как этот образ показан А.Толстым? Какие средства использует автор? С какой целью?
-Автор пишет: «С боку на бок переваливаясь». Почему? ( Спесь толстый, неуклюжий).
-Аршин с четвертью ( маленького роста – 71см. + четверть = 87 см.)
-Шапка на нем в сажень (1 метр 86 см.)
-Зачем такая шапка?! (Чтобы казаться выше в своих глазах)
- Какой прием использует автор? Для чего?
-Как одет Спесь? (Богато! Пузо в жемчуге)
- Обратите внимание - не живот, а пузо. Почему?( Авторское отношение).
- «Сзади – то у него раззолочено». О чем это говорит? (Богат, очень себя любит! Так одеться!)
Вывод: итак, перед нами персонифицированный образ гордости, чванства, надменности, тщеславия.
5.Работа со словарем:
Тщеславие - тщета – пустота; слав – слава на пустом месте.
-Почему? В чем это проявляется? Почему не идет к родителям, в церковь? (Это выше его достоинства! « Я – с золотым пузом! Да с золотым задом!».
Родителям надо кланяться, шапку снимать. Куда же он без шапки ?!)
-Дальше – больше! ( гиперболизация образа)
- «Идет Спесь, видит: на небе радуг. Повернул Спесь в другую сторону».
- Почему? Нагибаться не хчется.
- Понятно, что даже великану под радугой нагибаться не нужно, а Спесь - великан только в собственном представлении, так что его тщеславие и надутость гиперболизированы – преувеличены.
7. Работа по определению жанра произведения.
- Почему Толстой выбрал такую странную форму, жанр? Если посмеяться над героем, можно выбрать форму попроще.
-Вы мне поверили, что это стихотворении? ( Да!)
-Почему? (визуально похоже на стихотворение, строки сбиты, есть ритм!)
-Рифма есть? (нет, но есть окончания)
-Как они называются?
(Повторяется схема трехсложного размера стиха - дактиля (ударение на третьем слоге; в переводе с греческого дактилюс –палец, в пальце 3 фаланги).
-А здесь дактилические окончания, они свойственны русскому народному стиху.
- Вспомните былины. В них есть рифма?
- Нет. Есть дактилические окончания.
Таким образом, А.Толстой хочет, чтобы это произведение вызывало в памяти народный стих, нерифмованный, с дактилическими окончаниями.
Вывод: итак, перед нами не былина, потому что сюжет не былинный, скорее басенный, причем, в такой басне читатель сам должен делать вывод.
Такая вот стилизация под древнерусский юмор, отсюда – сажень, аршин, да = но, частица де – все это работает на создание такого вот народного стилизованного под фольклор текста (отчасти былина, отчасти басня)
8.Творческая работа.
- Дети формулируют мораль произведения, сохраняя стиль,
9.Домашняя работа (на выбор)
1.Написать сочинение – интерпретацию поэтического текста.
2. Составить синквейн.
3.Создать плейкаст или «облако», используя веб – сервисы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме "Телефонные разговоры"
Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме «Телефонные разговоры» в 9 классеПоставленные цели реализуются через:...
Факультативное занятие по литературе в 8 классе «В мире русской литературы»
Пояснительная записка. Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической ...
Методическая разработка факультативного занятия по обществознанию по теме "Анализ политического события"
Формирование умения разбираться в публичной политике; формирование гражданского отношения к восприятию политиков.Учащиеся развивают умения анализировать выступления политических лидеров и выявлять их ...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
Методическая разработка факультативного занятия по английскому языку на тему «Intercultural Communication. Gestures in Russia and America» c презентацией
Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся....
Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"
Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...