Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе. Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению)  являются факультативные занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению)  являются факультативные занятия.

Предлагаю разработку факультативного занятия по литературе в 8классе.

Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь» 

Цель: выполнить комплексный анализ поэтического текста, включающий в себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты.

Задачи урока:

 Обучающие:

  1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста в аспекте его  жанрового своеобразия; интерпретации языковых фактов;

2.Довести до учащихся на конкретном поэтическом материале важнейшие положения теории литературы, а именно положения единства содержания и формы.

3.Пополнить знания учащихся об употреблении языковых средств в художественной речи, тропах и приемах речи и т.д.

Развивающие:

1.Формировать умение высказывать  собственные  оценочные суждения и аргументировать  свою точку зрения.

2. Развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности учащихся.

3. Развивать личность ученика, его мировоззрение.

Воспитывающие :

1.Воспитывать уважение  к творчеству писателя, эстетический вкус школьников.

2.Формировать нравственные ценности в ходе изучения поэтических произведений.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

Анализ «заголовка» (заголовок – великое дело! Выход на тему!)

-Что такое спесь?

-Есть выражение «спесивый барин». Какой барин? (Обращаемся к словарю Даля)

-Высокомерный, эгоистичный!

-Итак, Спесь- главный герой стихотворения. 

 -Прочитаем, какие вопросы могут возникнуть?

3. Чтение произведения учителем или подготовленным учеником.

Ходит Спесь, надуваючись,

С боку на бок переваливаясь.

Ростом – то Спесь  аршин с четвертью,

Шапка – то на нем во целу сажень,

Пузо – то его все в жемчуге,

Сзади – то у него раззолочено.

А и зашел бы Спесь  к отцу, к матери,

Да ворота не крашены!

А и помолился б Спесь во церкви божией,

Да пол не метен!

Идет Спесь, видит: на небе радуга;

Повернул спесь во другую сторону:

Не пригоже – де мне нагибатися!

4. Анализ текста.

-О чем текст? О ком? ( О высокомерном, спесивом человеке).

-Почему просто не написать? (Способ создания яркого образа).

-Как этот образ показан А.Толстым? Какие средства использует автор? С какой целью?

-Автор пишет: «С боку на бок переваливаясь». Почему? ( Спесь толстый, неуклюжий).

-Аршин с четвертью ( маленького роста – 71см.  + четверть = 87 см.)

-Шапка на нем в сажень (1 метр 86 см.)

-Зачем такая шапка?! (Чтобы казаться выше в своих глазах)

- Какой прием использует автор? Для чего?

-Как одет Спесь? (Богато! Пузо в жемчуге)

- Обратите внимание - не живот, а пузо. Почему?( Авторское отношение).

- «Сзади – то у него раззолочено». О чем это говорит? (Богат, очень себя любит! Так одеться!)

Вывод: итак, перед нами персонифицированный образ гордости, чванства, надменности, тщеславия.

5.Работа со словарем:

Тщеславие - тщета – пустота; слав – слава на пустом месте.

-Почему? В чем это проявляется? Почему не идет к родителям, в церковь? (Это выше его достоинства! « Я – с золотым пузом! Да с золотым задом!».

Родителям надо кланяться, шапку снимать. Куда же он без шапки ?!)

-Дальше – больше! ( гиперболизация образа)

-  «Идет Спесь, видит: на небе радуг. Повернул Спесь в другую сторону».

- Почему? Нагибаться не хчется.

- Понятно, что даже великану под радугой нагибаться не нужно, а Спесь - великан только в собственном представлении, так что его тщеславие и надутость гиперболизированы – преувеличены.

7. Работа по определению жанра произведения.

- Почему Толстой выбрал такую странную форму, жанр? Если посмеяться над героем, можно выбрать форму попроще.

-Вы мне поверили, что это стихотворении? ( Да!)

-Почему? (визуально похоже на стихотворение, строки сбиты, есть ритм!)

-Рифма есть? (нет, но есть окончания)        

-Как они называются?

(Повторяется схема  трехсложного размера стиха -  дактиля (ударение на третьем слоге; в переводе с греческого дактилюс –палец, в пальце 3 фаланги).

-А здесь дактилические окончания, они свойственны русскому народному стиху.

- Вспомните былины. В них есть рифма?

- Нет. Есть дактилические окончания.

Таким образом, А.Толстой хочет, чтобы это произведение вызывало в памяти народный стих, нерифмованный, с дактилическими окончаниями.

Вывод: итак, перед нами не былина, потому что сюжет не былинный, скорее басенный, причем, в такой басне читатель сам должен делать вывод.

Такая вот стилизация под древнерусский юмор, отсюда – сажень, аршин, да = но, частица де – все это работает на создание такого вот народного стилизованного под фольклор текста (отчасти былина, отчасти басня)

8.Творческая работа.

- Дети формулируют мораль произведения, сохраняя стиль,

9.Домашняя работа (на выбор)

 1.Написать сочинение – интерпретацию поэтического текста.

 2. Составить синквейн.

 3.Создать плейкаст или «облако», используя веб – сервисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме "Телефонные разговоры"

Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме «Телефонные разговоры» в 9  классеПоставленные цели реализуются через:...

Факультативное занятие по литературе в 8 классе «В мире русской литературы»

Пояснительная записка. Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической ...

Методическая разработка факультативного занятия по обществознанию по теме "Анализ политического события"

Формирование умения разбираться в публичной политике; формирование гражданского отношения к восприятию политиков.Учащиеся развивают умения анализировать выступления политических лидеров и выявлять их ...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

Методическая разработка факультативного занятия по английскому языку на тему «Intercultural Communication. Gestures in Russia and America» c презентацией

Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся....

Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...