Урок литературы в 6 классе по В. Астафьеву "Конь с розовой гривой"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кабычкина Ирина Евгеньевна

Урок литературы в 6 классе "Жизненные уроки В. Астафьева по произведению "Конь с розовой гривой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_zhiznennye_uroki_astafev_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»   6 класс

           

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать творческие способности, воображение учащихся
  • развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника   – того дивного коня с розовой гривой.

                                                                                         В.П. Астафьев.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.

  1. Беседа по вопросам.
  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

  • Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица : бабушка и внук.

         Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

         Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

        Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

        город, твои тоже продам и куплю тебе пряник    Внук: Конём, баба?

         Бабушка: Конём, конём.

        Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

        слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

        сколько будет, внимания!

       Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  • Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

  • Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

  • Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

   -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

       вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

       чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

  • Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

  1. Групповая работа по тексту.

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

  1. группа:  Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

  1. группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

        «…прямо в этом туеске увезу…»)

  1. группа: Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?

  1. группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется

в  ходе своих размышлений?

  1.  Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её  обманул?

         (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

  1. Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой?
  • Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  • Признайся в содеянном
  • Раскаяние приносит облегчение
  • Спешить делать добро
  • Надо быть милосердным всегда
  • Люби ближнего своего как самого себя

  1. Заключительное слово учителя.

    - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,  поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Напишите дома сочинение - миниатюру « Почему герой не может забыть бабушкин пряник конём?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки рассказа.

Урок по произведению В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»...

Конспект урока № 2 по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Тема " Обман Вити"

Серия уроков по изучению произведения Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" Урок 2...

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...

Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс

Разработка урока  представлена на  Всероссийском сетевом конкурсе  "Профессиональный  успех ХХ1  «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 го...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...