Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по литературе по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.
Разработка урока содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin.docx | 24.97 КБ |
bunin.ppt | 668.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"
5-й класс
Цели урока:
1. Обучающие:
- выявление художественной идеи стихотворения;
2. Развивающие:
- формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;
3. Воспитательные:
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть.
Оборудование урока: презентация; рисунки учащихся; учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»; тетради.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.
Опережающие задания:
Лексическая работа
Объясните значение слов: красота, смерть.
- Подготовить сообщение «литературоведа» о литературном символическом значении образа оленя.
- Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющем в оленя».
- Подготовить выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Олень» и комментарии: символическое значение слов: ловитва, лес, значение выражения пройти огонь, воду и медные трубы, сообщение о Диане.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.
2. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». (слайыд №1,2)
1.Слово учителя
Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.
Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения (слайды №3-5)
3. Исследовательская работа с текстом
- Повторное чтение стихотворения.
- Определите тему стихотворения (слайд №6)
- О чем говорится в каждой строфе? (слайд №6)
- Что победили молодость и сила?
- Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)
(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)
- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?
(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)
4.Слово учителя
Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.
Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.
И появляется мысль о победе добра (красота – это добро) над злом (зло – смерть). (слайд №9)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)
В стихотворении Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люди, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное, как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость.
Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи.
Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться.
5.Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя.
- Олень- символическое животное культур древнего мира. Подобно дикой лошади и корове, представлен на наскальных рисунках ледникового периода. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца.
- Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.
- Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов).
- Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.
6. Слово учителя
Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.
7. Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».(слайд №10)
8. Слово учителя
В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".
- В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?
(красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)
(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)
9. Выразительное чтение учащимся стихотворения В.Набокова «Олень» (слайд №12)
Олень
Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В. Набоков
10.Лексическая работа
- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
- К чему стремится душа поэта?
(Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.)
3. Итоги урока.
- Составить синквейн, посвященный стихотворению И.А.Бунина «Олень».
(Презентация рисунков учащихся и фотографий).
- Объявление оценок.
4. Домашнее задание.
Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Конспект урока литературы по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
Карточка "Густой зелёный ельник у дороги" (5 кл)
Задние для самостоятельной работы на уроке литературы в 5 классе на тему "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"...
Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"
Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспита...
План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...
Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)
Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...
Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".
В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....