Урок по литературе Н.В. Гоголь "Заколдованное место"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный урок знакомит учащихся 5 класса с биографией Н.В. Гоголя, его творчеством, но в очень сжатом виде, так как знакомству с этим автором еще будет отведено особое место в других классах.
В течение урока учащиеся познакомятся с первой экранизацией повести Гоголя "Вий", что поможет настроить их на нужный лад и подпитать интерес к автору и его произведению.
К конспекту прилагается "Словарь" , которым дети будут пользоваться во время занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_gogol_zakoldovannoe_mesto_5_klass.docx | 17.73 КБ |
otkrytyy_urok_gogol_zakoldovannoe_mesto.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель:
- дать понятие фантастики
- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя
- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков
- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.
Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Подготовка к УПД.
- Украинская полька. (запись)
- Здравствуйте дети, садитесь, внимание на экран ……(ВИЙ)
- Дети, сейчас мы с вами смотрели фрагмент фильма «Вий» режиссеров К. Ершова и Г. Кропачева по одноименной фантастической повести Н.В. Гоголя. (портрет)
Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.
А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.
Таких произведений у автора достаточно много. Они вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.
Усвоение нового.
Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).
Обратимся к тексту
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?
- Посмотрите на экран, какое выражение иллюстрирует эта картинка? Что это значит? (уши развешивать)
- Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.
Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!
- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?
- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». Для того. Чтобы яснее понять это, я предлагаю вам прослушать украинскую народную песню (песня)
- Кому захотелось поплясать?
- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?
- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?
- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?
- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)
- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? (посмотрите на экран, иллюстрация этого фрагмента).
- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)
Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.
Первичное закрепление.
-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?
Итоги:
- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)
Закончите предложения:
Дед не получил богатства, потому что…
Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).
Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???
Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно, и не последнюю роль в этом сыграло оформление класса. Это помогало нам в работе. Благодарю вас. За то, что помогали мне.
Д/З
1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).
2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.
Предварительный просмотр:
Словарь к повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
Баштан | место, засеянное арбузами и дынями |
Бурьян | высокие сорные травы |
Вечерять | ужинать |
Галушки | клецки – кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке |
Гетьман, гетман | верховный правитель Украины в XVII – XVIII вв. |
Гумно | огороженный участок земли, предназначенный для хранения и обработки зерна |
Дерн | верхний слой травы, густо заросший травянистыми растениями, скрепленный корнями. |
Дьячок, дьякон | помощник священника |
Жупан | вид кафтана, мужская верхняя одежда |
Заступ | большая металлическая лопата |
Иноходец | лошадь, которая бегает иноходью, т.е. одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые |
Кавун | арбуз |
Комора | амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов |
Курень | соломенный шалаш |
Кухва | кадка, бочка |
Кухоль | кружка |
Левада | поле, окопанное рвом |
Люлька | трубка для курения |
Нечистый дух | дьявольская сила, сатана, черт, собачий сын |
Обморочить | обмануть, одурачить |
Пан | хозяин, господин |
Пищик | специальный инструмент, издающий звуки для подманивания птиц |
Рожок | музыкант или сигнальный инструмент |
Свитка | верхняя длинная распашная одежда, разновидность кафтана |
Сопилка | украинский духовой музыкальный инструмент |
Хустка | платок |
Цибуля | лук |
Чумаки (чумаковать) | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |
Шельма | мошенник, плут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Михайловское и его обитатели" (заключительный этап проекта "Место действия")
Данный урок является заключительным этапом литературного проекта "Место действия" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...
конспект урока по литературе в 10 классе на тему: "Путешествие по местам жизни Н.А.Некрасова"
Презентация рассказывает об основных фактах биографии Н.А.Некрасова и о памятных местах, связанных с его именем. Данный ресурс можно использовать на уроке литературы как иилюстративный материал к расс...
Элективный курс по литературе "Путешествие по литературным местам Брянщины" для учащихся 9 класса
Произведения поэтов и писателей древнерусской литературы, средних веков,19 века. История создания, краткий анализ...
Разработка урока по литературе в 7 классе "Раздел "Я и другие". Р. Киплинг "Заповедь". Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире"
План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие"...
презентация к уроку литературы "Путешествие по лермонтовским местам"
презентация предназначена для демонстрации на уроах литературы при изучении темы "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова "...
Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....