Урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1148-glyantseva_a.o.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
. Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа
с этнокультурным русским компонентом образования
№ 1148
имени Ф.М. Достоевского
_______________________________________________________________
109387, Москва, ул. Краснодонская, д.2, корпус 4, тел./факс (495)350-5688
Урок внеклассного чтения в технологии РКМЧП
(по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик У Христа на ёлке»)
Автор: Глянцева Анна Олеговна,
учитель русского языка и литературы,
.
Москва
2013 г.
Тема урока:
Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Цели урока:
1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;
2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.
Оборудование:
Тексты произведения, экран, проектор, иллюстрации к рассказу.
Эпиграфы к уроку:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский
Стратегии: «Анализ - с остановками»
1.Учитель (вводное слово):
Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в рождественский праздник, когда может случиться что-то доброе, прекрасное, чудесное. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой
Ведь Рождество – это дни всеобщей любви и добра. Рождество – это величественность, радость, ожидание чуда.
В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?
( Помогать больным и обездоленным; раздавать милостыню и др.)
Учитель: Следовали этой традиции все: от государя до простых смертных.
«Вызов»
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Нередко в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Учитель: Давайте же вместе решим, над какими вопросами мы будем сегодня размышлять? Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса(читаем слова эпиграфа к уроку)
(Формулируется главная проблема урока - проблема доброты и милосердия по рассказу Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Учитель:
Рассказ, который вы прочитали дома, написан Ф. М. Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни, когда всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность.
Признаки святочного рассказа:
1)эмоциональная атмосфера произведения - любовь, милосердие, сострадание;
2) приуроченность действий к рождественским праздникам;
3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова.
4) счастливая развязка.
«Осмысление» (Работа над анализом рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»)
Давайте теперь обратимся к тексту рассказа “Мальчик у Христа на елке”.
Как описывает автор главного героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
Найдем описание места, где живет мальчик ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
( Чувство брезгливости, безысходности, тупика).
Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?
Как к нему относятся люди? Становятся ли они милосерднее, добрее накануне Рождества?
Ученики: (зачитывают цитаты из текста)
1. Полицмейстер отвернулся (безразличие);
«Остановка 1»
Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика?
2. Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);
3. Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).
Учитель:
Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?
(Люди шли и не замечали страдания человека. Им было всё равно).
Холод в природе – норма (зима). Холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
А вот прекрасная зала за большим стеклом…Мальчик видит:
"Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
«Остановка 2»
Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
( Возможные ответы: - чувство восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.
-мальчик позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой).
Этот приём контраста(антитезы) подчёркивает страдания бедного мальчика.
Город оттолкнул мальчика, люди не помогли, и он понял, что никому здесь не нужен.
Учитель:
- Как мальчик оказывается у Христа на ёлке?
«И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку.
– Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо.
– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос»
«Остановка 3»
Как вы думаете, где оказался мальчик?
- Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив?
- Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? (ласка, доброта)
Чем закончилась эта история?
(Зачитывается эпизод до слов: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе»)
Внизу — смерть мальчика, вверху — его воскресение в жизнь вечную.
3.Осмысление финала рассказа. Идейный смысл рассказа.
Учитель: - В начале урока мы говорили о том, что у святочных рассказов хороший конец.
Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный?
(ответы детей)
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле?
- А для вас это выдумка романиста-писателя-Достоевского? Или правда?
- Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему?
4.Учитель (заключительное слово):
Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский?
Он заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами жизни человека.
Ф.М. Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.
Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Писатель зовет верить в Спасителя, будит в читателях и просит не забывать о детях (о главном нашем народе), об их страданиях.
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.
Учитель:
- Вы отметили, что концовка рассказа грустная. А вам хотелось бы, чтобы финал рассказа получился радостным, светлым, чтобы произошло чудо? Почему? (Сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чего-то удивительного)
Домашнее задание: придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.
«Рефлексия»
-Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему?
- Что нужно делать, чтобы помочь несчастным и обездоленным детям?
-Какие добрые дела можете предложить вы, члены детской организации «Добрые дети мира»?
(Учащиеся вносят свои предложения: собирать книги, ненужные уже игрушки, лишние детские вещи, которые пригодятся детям из детских домов и домов ребёнка; не проходить мимо тех, кому нужна помощь и т.д.)
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....