методика работа по зачетно-лекционной системе
статья по литературе на тему
обобщение опыта по зачетно-лекционной системе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetno-lektsionnaya_sistema.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.3.1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
«Методика работы
по зачетно-лекционной
системе»
Учитель Дорофеева
Наталья Александровна
ст. Темиргоевская
2009 г
Зачетно-лекционную систему как форму учебных занятий по литературе в старших классах я использую в течение многих лет. В необходимости использования этой системы я убедилась, встречаясь с бывшими выпускниками школы, студентами-первокурсниками вузов, которые отмечали трудности первого года обучения: неумение записать лекцию преподавателя, отделить главное от второстепенного, передать мысли своими словами.
Зачетно-лекционная система преследует следующие цели:
- сформировать у учащихся умения:
- обобщать и систематизировать изученный материал по теме;
- самостоятельно работать с дополнительной учебно-справочной литературой;
- самостоятельно планировать свое рабочее время;
- подготовить учащихся к поступлению в вуз и обучению в условиях высшего учебного заведения;
- обеспечить углубленное изучение предмета.
Зачетно-лекционная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачет, как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме.
На уроках-лекциях дается объяснение нового материала учителем. К преимуществам лекции относятся:
- максимальная информация (это самое главное преимущество, так как, на мой взгляд, учебники литературы для старших классов далеки от совершенства, и лекции позволяют дать более обширный материал по теме, заинтересовать учащихся и повысить уровень их знаний);
- возможно большая наглядность;
- большая возможность самостоятельной подготовки учащихся.
Лекции должны отвечать следующим требованиям:
- должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;
- изложение материала должно быть образным, доступным, логичным, системным, последовательным;
- изложение учебного материала в ходе лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступени знаний, потом на второй и т.д.;
- лекция должна быть длительно монологической;
- каждое из положений лекции подкрепляется необходимым количеством аргументов и подтверждается кратким выводом;
- в начале лекции должно быть дано проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.
Существуют следующие виды лекций:
- Вводная – лекция, в ходе которой учитель не рассматривает все вопросы предстоящей темы, а выделяет лишь ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на практических занятиях и в самостоятельной работе. Для вводной лекции наиболее типичными являются обобщение, доказательства, оценочные выводы. Этот вид лекций я использую в 10 классе при изучении темы «русская литература и русская история XVIII-XIX вв. Классицизм, сентиментализм, романтизм», в 11 классе при изучении темы «Модернизм как одно из ведущих направлений ХХ века. Символизм, акмеизм, футуризм».
- Обобщающая лекция – лекция, которая проводится после изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. Обычно я выделяю узловые вопросы, широко использую обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие достичь более высокого уровня усвоения знаний. В 10 классе после изучения творчества Л.Н. Толстого я провожу обобщающую лекцию по теме «Л.Толстой – классик и современный философ». Перед началом лекции ставлю вопрос: чем объясняется интерес к Толстому в современном мире?
Лекцию провожу по плану:
- нравственное кредо Толстого;
- философия истории писателя;
- отношение Толстого к войне;
- что значит быть вполне хорошим в понимании писателя.
После прочтения лекции обсуждается поставленный в начале урока вопрос.
3. Мини-лекция – лекция, в ходе которой ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по заданной проблеме в течение 10 минут. Например, в ходе лекции «Тема Родины в лирике С.Есенина» (11 кл.) ученик вступает с сообщением «Родные рязанские раздолья в стихах С.Есенина».
4. Лекция вдвоем представляет собой работу учителя и ученика, читающих лекцию по одной теме.
5. Лекция-пресс-конференция – лекция, содержание которой определяется по вопросам учащихся с привлечением учителей-предметников. Например, при изучении темы «Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией» я провожу лекцию-пресс-конференцию с привлечением учителей ИЗО и музыки.
6. Лекция-консультация – лекция, которая проводится перед зачетом. В ходе лекции учащиеся задают вопросы, вызывающие затруднения при подготовке к зачету, а учитель отвечает на них.
7. Лекция-провокация – лекция с заранее запланированными ошибками. Например, в 10 классе при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» в ходе лекции я намеренно допускаю следующие ошибки:
- Действие «Грозы» происходит в городе Калуге.
- Кулибин – механик-самоучка.
- Варвара мечтала стать птицей.
Учащиеся должны заметить и исправить их.
8. Лекция-диалог – лекция, содержание которой подается через сумму вопросов, на которые ученики должны ответить в ходе лекции. Я проводила лекции-диалоги в 10 класса «Раскольников и его двойники» и в 11 классе при изучении творчества С.Есенина «Он так любил, что мы забыть не в силах…».
После блока лекций я провожу семинар или практикум.
Семинары бывают различных видов:
- Аналитический (учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют схемы).
- Эвристический (применение знаний в изменяемой ситуации, докладе, научном моделировании).
- Контрольно-обобщающий (проверяет навыки, базовые знания по теме, разделу).
- Классический (В ходе семинара распределяются роли участников: докладчик, содокладчик, эксперт, провокатор, ассистент).
- Проблемный (вопросы к семинару носят проблемный характер).
К семинару я заранее раздаю вопросы и составляю список литературы. Например, в 11 классе я провожу семинар «Литература 50-90-х годов ХХ века». Это классический семинар. Заранее предлагаю следующие вопросы:
- В чем особенность художественных тенденций семидесятых годов?
- Какие вопросы поднимают в своих произведениях писатели семидесятых?
- «Человек трудолюбивой души» в произведениях писателей 50-90-х годов.
- Нравственные проблемы в произведениях писателей 50-90-х годов.
- Новые темы, проблемы, образы в поэзии 50-90-х годов.
- Какие традиции русской литературы развиваются в произведениях писателей 50-90-х годов?
- Тема красоты мира и человека в произведениях.
- Мастерство изображения народной жизни.
- Тема памяти в литературе 50-90-х годов.
К вопросам я предлагаю список литературы.
Во время уроков-практикумов учащиеся решают проблемные задачи, работают с текстами произведений. Стремясь пробудить интерес к чтению, научить читать осознанно, вдумчиво, обращая внимание на художественные детали, воспитать бережное отношение к слову с целью контроля качества чтения провожу уроки-практикумы, во время которых учащиеся отвечают на предложенные вопросы по содержанию художественных произведений.
Например, при изучении романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (10 кл.) учащиеся отвечают на следующие вопросы по содержанию:
- Как называлось имени Адуевых?
- О чем более всего мечтал Александр перед отъездом?
- Что Софья подарила Александру при прощании?
- Кто приехал за 160 верст, чтобы проводить Александра?
- Почему Петр Иваныч решил сохранить письмо Марьи Горбатовой?
- Какими заводами владел дядя Александра?
- Перед чьим памятником с час простоял Александр в Петербурге?
- Какой недостаток был во внешности матери Наденьки?
- После встречи с кем Александр окончательно разочаровался в людях?
- Какой чин имел Петр Иваныч?
- Кого из авторов, по мнению Александра, не стоило читать Лизе?
- Как оценил редактор повесть Александра?
- Какое литературное произведение Юлия Тафаева выучила наизусть?
- Сколько лет было Петру Иванычу в эпилоге?
Логичным завершением работы по зачетно-лекционной системе является зачет. Зачет помогает систематизировать материал, обобщить имеющиеся знания, позволяет проворить уровень усвоения материала учащимися, выявить недоработки и исправить их.
Формы контроля бывают различными:
- Групповой зачет. Для его проведения класс делится на несколько групп. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны, чтобы у учащихся сложилось полное представление об изученной теме. Учащиеся отвечают на доставшиеся им вопросы. Члены группы внимательно слушают, дополняют и коллективно оценивают ответ.
- Зачет-карусель. Его называют еще круговым или зачетом-конвейером. Зачет принимают члены комиссии, но каждый из них выслушивает только один вопрос. Учащиеся заполняют на себя зачетные лист, в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляют каждому ученику общую оценку за зачет.
- Зачет-аукцион. В ходе зачета определенную сумму баллов получает учащийся, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.
- Зачет «по горизонтали». Этот зачет принимает параллельный класс, в парах «ученик-ученик», либо несколько учащихся из параллельных классов по отдельным темам или карточкам у всех членов другой группы.
- Зачет-вертушка. Этот зачет проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов выступают учителя школы или лучшие ученики.
Зачет проводится после изучения темы или раздела. Вопросы к зачету я даю заранее, это помогает учащимся ориентироваться в учебном материала. Зачеты я всегда принимаю в устной форме: меня привлекает живое общение с учащимися, которое способствует развитию связной монологической речи учеников.
Например, в 11 классе я провожу зачет по творчеству М.А. Булгакова по следующим вопросам:
- М.А. Булгаков. Творческая судьба писателя.
- Сатира Булгакова. Герои и события повести «Собачье сердце».
- «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
- Особенности изображения исторических событий в романе М.Булгакова «Белая гвардия».
- Судьбы людей в революции. (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).
- Образ Дома в романе «Белая гвардия».
- Образ города в романе «Белая гвардия».
- «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.
- Проблема нравственного выбора в романе.
- Три мира в романе «Мастер и Маргарита»..
- Изображение любви как высшей духовной ценности.
- Тема творчества и судьбы художника в романе «мастер и Маргарита».
- Автор и рассказчик в романе.
Таким образом, при хорошо спланированной и подготовленной работе зачетно-лекционная система дает положительные результаты.: позволяет представить разные точки зрения на проблему, разнообразить изучаемый материал, сформировать творческий подход к изучению, заметноповысить качество обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»
Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...
Специфика планирования и методика преподавания в условиях зачётной системы
Эффективность зачётной системы в условиях перехода к профильному обучениию...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...
Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)
Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...
Методическое пособие «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»
Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями групп социального риска ...
Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.
Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....