«Что есть истина?» Понтий Пилат и Иешуа в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок-диалог по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 44.5 КБ |
Презентация к уроку | 747.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что есть истина?» Понтий Пилат и Иешуа в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
( урок – диалог в 11 классе)
Эпиграфы.
Если стремиться к милосердию,
не будет зла.
Конфуций
Жизнь сама по себе – ни благо,
ни зло; она вместилище и блага и
зла, смотря по тому, во что вы сами
превратили ее.
М. Монтень
Видеть должное и не испол-
нить – трусость.
Конфуций
Сколь часто мир видал,
Что человек, пред чем-нибудь робея,
Свершает то, чего бы не желал…
Данте
Когда боги являются людям, последние их обычно не узнают.
И.В. Гете
Цель урока: на основе анализа романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» попробовать с учащимися подойти к одной из главных философских вопросов: что есть истина?; формировать нравственные принципы в отношении к действительности, идеологии, политике; развивать навыки дискуссии, спора, умение выразить и отстоять свою точку зрения; отрабатывать навыки культурного общения; расширять читательский кругозор школьников.
Оборудование: «Библия», картина «Бичевание Христа»; «Голгофа», «Голова распятого Христа» Н. Ге; «Снятие с креста» В.Перова; «Что есть истина? Христос и Пилат» Н. Ге, таблица.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
- В чем особенности композиции «Закатного» романа М. Булгакова? (Роман в романе).
- В чем особенность временного и пространственного бытия в романе? (Трехмерность: библейские главы – прошлое; московские – настоящее; Воланд и свита – будущее).
3. В чем особенность жанра романа? (Реалистическо-сатирико-философский роман. Воедино соединены миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастное объективное изображение и ирония, сарказм).
4. Сколько и какие основные линии прослеживаются в романе? (Три: 1/ Понтий Пилат и Иешуа; 2/ Воланд, его компания и москвичи; 3/ мастер и Маргарита.).
5. Какова главная проблема романа? (Мир – человек – истина).
II. Понтий Пилат и Иешуа, «Все люди добры».
1. Доклад учащегося «Библейское сказание о распятии Христа» (дополнительное задание для учащихся воспроизводящего уровня).
2.Работа с картинами: «Бичевание Христа», «Голгофа» Н. Ге, «Голова распятого Христа» Н. Ге, «Снятие с креста» В.Перова.
3.Беседа по картине Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат».
4. Беседа по тексту второй главы.
- Что проповедует Иешуа?
- Что есть истина с его точки зрения?
- Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
- Действительно ли все люди добры? Откуда тогда возникает зло? (Власть. Противостояние свободы личности и несвободы. Все определяется внутренней свободой.)
- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование идеалам, идеям?
- Что является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные категории или они текучи, изменчивы, и человечеством движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? (Дискуссия).
- Почему роман мастера о Понтии Пилате, а не о Иешуа?
5. Составление сопоставительной таблицы «Понтий Пилат – Иешуа».
Понтий Пилат Иешуа
Внешние плащ с кровавым подбоем старый хитон
детали
происхожд. Сын короля-звездочета происхождения своего
и красавицы Пилы не знает
ЗЛО ДОБРО
слепая вера поиск истины
ВЛАСТЬ СВОБОДА
трусость и конформизм жертвенность во имя торжества истины
застывшая поза вечное движение, поиск
мезантропия и отчаяние вера в человека и лю-
любовь к нему
- Кто же такой Пилат? Почему о нем роман? (Понтий Пилат не просто трус, фарисей, отступник.Его образ драматичен: он обвинитель и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!» Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Действуя от имени Тиверия, испытывает чувство брезгливости, отвращения к императору
6. Зачитать описание облика Тиверия. Какую роль играет этот портрет в романе? ( Задание для учащихся воспроизводящего и конструктивного уровня).
- Кто же такой булгаковский Иешуа? Почему он опасен для тоталитарного Рима своими утопическими идеями о «царстве истины и справедливости»?( Для творческого уровня)( Тем, что верит в преобладание доброго начала в любом человеке, что настанет «царство истины, где не будет власти кесарей, и никакой иной власти», т.е. человек будет свободен.)
- Кто прав: Понтий Пилат в своем утверждении, что «такое царство никогда не настанет». Или Иешуа? Докажите свою точку зрения. ( Для конструктивного и творческого уровня).
ВЫВОД. (Делают учащиеся творческого уровня)
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о нравственной ответственности человека за свои поступки (Понтий Пилат). В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, человек может выжить, преуспеть лишь руководствуясь ближней государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Но его душа при этом погибает.
Иешуа – это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение идеи, высший прообраз человека и человечества. Он слаб физически, но силен духом – провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступает, не впадает в отчаяние, когда верный ученик, записывая за ним его проповеди, все извращает и путает. Иешуа не деятель, он - проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию.
Путь восхождения Понтия Пилата – 1800 лет.
Путь восхождения человечества – еще больше.
III. Домашнее задание.
- 3-я группа (воспроизводящий уровень) – ответить на вопросы викторины и оформить записи в тетрадях выводов по уроку;
- 2-я группа (конструктивный уровень) – проанализировать главы № 12, 23, 24 и подготовить развернутый ответ на тему: « Воланд и его команда в Москве»;
- 1-я группа (творческий уровень) – провести исследование «Сатира в романе: ее приемы и художественные средства выражения».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...
Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".
Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...
Иллюстрации к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данный материал можно использовать при подготовке к урокам литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Презентация к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
Проблематика романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.
Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения...