Урок по творчеству М.Ю.Лермонотова "Тучи" с презентацией
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Попова Ирина Алексеевна

Материал может быть использован на уроке литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.zip160.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока

в современной образовательной среде

УМК «Литература. 5-9 классы» под ред.В.Я.Коровиной,

«Литература. 6 класс» автор-составитель В.П.Полухина и др.

Общая часть

предмет

литература

класс

6

Тема урока

«Мотив тоски и одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

Уметь отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания, с биографией автора.

Смысловое чтение.

Умение работать и в группе, и индивидуально, находить общее решение.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира.

Воспитание интереса к жизни и творчеству русского поэта

Решаемые учебные проблемы

  1. Ознакомиться с этапом жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, рассмотреть историю создания и основу стихотворения «Тучи», определить тональность чтения каждой части;
  2. Анализировать каждую строфу стихотворения, повторить литературоведческие термины: эпитет, сравнение, метафора,  риторические вопросы, повторы, антитеза и др.;
  3. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ.

Применяемые технологии:

использование элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии, критического мышления через чтение и письмо, прием чтения с остановками.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата.

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем совместный урок. Что я хочу от вас? Я прошу, чтобы вы думали, рассуждали, отвечали. Не будет ничего сверхсложного, сверхнепонятного.

    Учитель под музыку Г Свиридова читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна».

- Назовите имя автора стихотворения. Что вам известно о поэте?  (учащиеся рассказывают, что узнали о Лермонтове на предыдущих уроках)

- Вспомните, как называются стихотворения, цитаты из которых лежат перед вами?            («Утес», «Парус»)

- Чем они волнуют нас? Какая тема объединяет эти стихотворения со стихотворением «Сосна»?   (тема одиночества)

- Как вы понимаете значение слова «тоска»?    (ответы учащихся; для сравнения заглядываем в словарь Ожегова)

- Существует ли связь между мотивами этих стихотворений и судьбой поэта?    (трагическое одиночество на протяжении всей жизни Лермонтова)

- Выделяем ключевые слова из нашей беседы.       (тоска, одиночество)

- Сформулируйте тему урока по ключевым словам, автора и произведение, которое мы сегодня будем изучать, вы знаете.  (Тема урока:«Мотив тоски и одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»)

- Определите цели урока по теме.   (узнать побольше о жизни и творчестве поэта Лермонтова, познакомиться со стихотворением и сделать анализ лирического произведения, проникнуть в мир лирического героя, одинокого, тоскующего)

      Учитель: Мотив трагического одиночества прошел через все творчество Лермонтова. Сегодня вы узнаете о поэте много нового, услышите его стихотворение, написанное незадолго до его смерти, подумаете о том, существует ли связь между лермонтовскими словами и эпиграфом урока – словами корейского поэта Сон Кан:

                    Живое все всегда вдвоем,

                    Лишь я на свете одинок.

В течение урока вам необходимо установить эту связь или опровергнуть ее.     (Запись темы урока и эпиграфа)

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся.

Подготовка к сообщению целей урока, организации разных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя.

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

  1. Ознакомление с этапом жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, историей создания и основой стихотворения «Тучи»;
  2. Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно;
  3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленной на формирование образовательного результата.

Учитель: Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: играл на музыкальных инструментах, сочинял музыку на собственные стихи, рисовал. Он видел мир не так, как другие – он видел его в красках, ощущал его звуки. Поэт владел языками, помнил наизусть тысячи строк из произведений поэтов. Во многом эта заслуга бабушки Е.А.Арсеньевой, которая старалась дать Лермонтову прекрасное образование. Из Пензенской губернии, где было их родовое имение, бабушка перевела внука в Москву и определила в пансион при Московском университете. Елизавета Алексеевна мечтала выучить Михаила в Московском университете, но судьба распорядилась иначе.

Работа в группах:

Группа №1. Учеба М.Лермонтова в Московском университете. Лейб-гвардии гусарский полк. Первая ссылка на Кавказ.    (чтение подготовленного текста по технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо: ученики, знакомясь с текстом, помечают информацию значками:

V – известная информация;

+ - неизвестная ранее, новая информация;

! – информация удивила, особенно заинтересовала;

? – об этом хочется узнать больше.

Обсуждение прочитанного по значкам в форме цитирования и пересказа (метод творческого чтения).

     В 1830 году Лермонтов подал прошение о приеме в Московский университет. Он успешно выдержал экзамены и был зачислен студентом. На экзамене по изящной словесности профессор Победоносцев задаст Лермонтову какой-то вопрос, и тот начнет бойко отвечать. Однако будет остановлен:

- Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?

- Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорю, вы нам не читали… Это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из всей собственной домашней библиотеки, снабженной всем современным…- ответил студент.

     Подобный ответ будет дан и преподавателю Гастеву, читавшему геральдику и нумизматику.

     Весной 1832 года Лермонтов оставляет университет. В год его поступления занятия неожиданно были прерваны: осенью 1830 года в Москве разразилась холера. Занятия в университете возобновились в середине 1831 года. Половина учебного года пропала. Весенних экзаменов не было, и всех студентов оставили на прежних курса.

     Что произошло весной 1832 года, неизвестно. Видимо, администрация университета была наслышана о дерзком студенте. Кроме того, Лермонтов, увлеченный творчеством, не явился на весенние экзамены. Он решил перейти в Петербургский университет, однако там ему не зачли курса, прослушанного в Московском университете. Он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» в николаевском закрытом учебном заведении. В 1835 году по окончании школы он был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк.

      В январе 1837 года все были поражены внезапным слухом о смерти А.С.Пушкина. Лермонтов не был лично знаком с великим поэтом, но знал и любил его творчество. Он пишет стихотворение из 16 строк, которые были восприняты властями как призыв к бунту. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован. В марте, переведенный из гвардии в Нижегородский полк, он выехал из Петербурга на Кавказ. В первую ссылку.

Группа №2. История создания стихотворения «Тучи».

     16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта – Эрнестом.

     Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, написанную еще в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да еще будто бы дурно отзывался о нем в разговоре с одной дамой.

     На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Лермонтов заверил, что ничего плохого о нем он не говорил. Барант не успокоился и вызвал Лермонтова на дуэль.

     Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Черной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом.

     Дуэль закончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целил, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

     Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение о дуэли». А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу.

     Лермонтов вышел на дуэль, чтобы защитить честь русского перед иностранцем. В чем можно было его обвинить?

     Тогда, чтобы нанести урон чести Лермонтова – скомпрометировать его в глазах общества и вызвать новое недовольство во французском посольстве, - Бенкендорф пустил слух, что поэт дал на суде ложные показания, оскорбительные для его противника. Слух этот достиг французского посольства, и молодой Барант, разъезжая с визитами, стал повсюду поносить Лермонтова, обвиняя его во лжи. Узнав об этом, Лермонтов подкупил тюремную стражу и с помощью своих друзей вызвал Баранта для объяснений. Француз, которому настойчиво рекомендовали покинуть Петербург, задержался и выехать не успел. Его привезли к Лермонтову, и они условились снова стреляться на дуэли. Таким образом, расчеты Бенкендорфа осуществились: суд еще не выносил приговора, а в запасе был уже новый выстрел.

     Наконец приговор был вынесен и утвержден: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк.

     Сохранились сведения, что перед отъездом из Петербурга Лермонтов заехал проститься к друзьям, в доме которых постоянно бывал, - к Карамзиным. Из окна были видны весенние тучи, плывущие над Фонтанкой и деревьями Летнего сада. И будто бы тут же Лермонтов сочинил и прочел стихотворение «Тучи», заключавшее в себе иносказательный смысл, намекавший на личную и политическую судьбу опального автора.

Группа №3. Составление словарика к тексту стихотворения. Работа над значением слов.

Странник – странствующий человек, обычно бездомный или гонимый;

Лазурное – светло-синее

Изгнанники – человек, который изгнан откуда-то насильственно.

Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

Тяготит – чувствовать тягость от чего-нибудь.

Клевета – порочащая кого-нибудь, ложь.

Страсть – сильная любовь, сильное чувственное влечение.

Методы обучения

Эвристическая беседа, работа в группах, метод творческого чтения

Форма организации деятельности учащихся.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности учителя.

Организационная. Правила работы в группе.

Этап 3. Практикум.

Формирование конкретного образовательного материала

Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями.

Основной вид деятельности, направленной на формирование образовательного результата.

Аудиопрослушивание стихотворения (МР3 фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс»)

Метод «Мозговой штурм»

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какое настроение овладело вами?

- Какую картину вы представили себе во время прослушивания?

- Сколько частей можно выделить в стихотворении?  (три)

Повторное чтение стихотворения учащимися с остановкой после каждой строфы (чтение с остановками).

Дирижирование чтением:

Первую строфу читает один ученик.

- Каким именем называет поэт тучи и почему именно так обращается к ним?       (Тучки небесные, вечные странники. Поэт обращается к одному из явлений природы – «странникам-тучам»)

- Как называется это художественное средство?  (сравнение)

- Почему поэт называет тучи «вечными странниками»? (в стихотворении поэт ведет соображаемый диалог с тучами, плывущими по небу)

- Как можно назвать первую часть?    (обращение поэта к тучам)

Вторую строфу по одному вопросу читают 6 учеников.

- Кому задает поэт вопросы во второй строфе?  (тучам)

- Ждет ли он ответы на вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?   (риторические)

- Как можно назвать вторую часть стихотворения? (вопросы поэта)

Третью строфу читают 8 учеников.

- Почему же тучки безостановочно несутся?   (ни от кого не зависят, ни с кем и ни с чем не связаны, абсолютно свободны)

- Как назовем третью часть?  (ответы поэта)

Аналитическая беседа с элементами выразительного чтения и приемов словесного рисования.

- Почему тучи, а не какой-то другой образ занимает поэта в момент создания им стихотворения?   (тучи свободно плывут по небу, а поэта силой отправляют на Кавказ)

- Что общего у себя с тучами находит поэт?   («мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)

- Как вы понимаете выражение «степью лазурною»?   (небо синее, высокое пространство, большое)

- С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною»?  (эпитеты, метафоры)

- Чувствуется ли связь этого образа с настроением самого автора? Какой эпитет особо подчеркивает настроение гонимого автора?  («с милого севера в сторону южную»)

- По свидетельству современников Лермонтова, образ одиноких, плывущих по небу туч выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром.

- Что может вынудить лирического героя покинуть милый край?  («судьбы ли решение», все человеческие пороки: злоба, зависть, преступление, клевета)

- Лермонтов обращается к тучам с вопросами, думая о своей судьбе. Почему она такая? Жертва ли он тайной зависти недоброжелателей и их открытой злобы? Или его оклеветали мнимые друзья? Или он совершил какое-нибудь преступление? Вопросы короткие, но многозначительные. Их нельзя быстро прочитать. Каждый из вопросов отделен от другого паузой и невольно заставляет читателя задуматься. Каждое слово точно выражает тревожную печаль поэта. Поэт не говорит о своей судьбе, мы только догадываемся о ней. От этого стихотворение становится глубже, вызывает больше раздумий. Что может лирического героя вынудить покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от самого человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное – «друзей клевета ядовитая». Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт уходит от ответа. И в заключительной строфе, как выдох отчаявшегося, звучит слово «нет».

- В третьей строфе авто сравнивает себя с тучами или противопоставляет?  (поэт начал стих-е с уподобления себя «тучкам небесным», «изгнанникам» с «милого севера», а в последней строфе противопоставляет)

- Как называется это художественное средство?   (антитеза)

- Почему лирический герой противопоставляет себя тучам?   (им «чужды страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. Только имея пылкое сердце, можно почувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные»).

- Чувство личной несвободы, чувство одиночества – вот что с особой силой звучит в финале стих-я. Поэт делает вывод: «нет у вас родины», и мы понимаем, почему нет и не может быть изгнания тучам. Все сказанное как будто относится к тучам, но по контрасту возникает образ самого поэта, которому, напротив, не чужды на страдания, ни страсти, у которого нет холода в душе, но нет и свободы. Как бы ни сильна была его тоска, он не поменяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что нет родины.

- О чем это стихотворение? Сформулируйте его основную мысль. (тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)

   Для наилучшего выражения переживаемых чувств и настроений поэт сумел найти соответствующие художественные средства.

Работа в группах:

Задание: выписать художественные средства, использованные автором, из текста стихотворения.

(эпитеты, метафоры, сравнения, риторические вопросы, повторы, антитеза)

Методы обучения

Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования

Форма организации деятельности учащихся.

Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поисковая деятельность со словарем литературоведческих терминов.

Основные виды деятельности учителя.

Организация аналитической беседы.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

Итоговое выразительное чтение стихотворения. Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата.

  1. Запись выводов в тетрадь.

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в южную сторону. Пейзажная картина стала воплощением настроений поэта. В «судьбе » туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство: кажется, что тучи, как и поэт, - изгнанники. Но вскоре становится ясно, что сходство это мнимое: у них гораздо больше различий. Тучи вечно «странствуют», подчиняясь ветру, стихийной силе природы. Им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живет в человеческом обществе и починяется его законам. У него есть родина.

  1. Выполнение итогового задания в тетради. Проверка освоения материала.

Методы обучения

Выразительное чтение.

Основные виды деятельности учителя.

Систематизация, обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым результатам.

- Обратимся к эпиграфу урока – к словам корейского поэта Сон Кан. Существует ли связь между лермонтовскими словами и эпиграфом урока? Как эпиграф помогает нам понять основную мысль стихотворения?    

- Мысль о трагическом одиночестве пройдет через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Когда душе моей сойдет успокоенье

С высоких, после гроз, немеркнущих небес,

Когда душе моей, внушая поклоненье,

Идут стада дремать под ивовый навес,

Когда душе моей земная веет святость,

И полная река несет свет,

Мне грустно оттого, что знаю эту радость

Лишь только я один: друзей со мною нет.

Рефлексия:   закончите фразу

  1. На уроке я научился (научилась)….
  2. Читая стихотворение «Тучи», понял (а)…
  3. Мне захотелось подробнее узнать….

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к строфам, выучить стихотворение наизусть.

Методы обучения

Творческий, выразительное чтение наизусть.

Способы оценки на уроке

Балльное по результатам работы в группах, индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по творчеству И.Анненского

Данная презентация содержит материал о жизни и  педагогическом и поэтическом творчестве замечательного поэта. Презентация содержит факты биографии. Стихотворения поэта должны быть на каждой парте...

презентация к уроку по творчеству И.Анненского

Данная презентация содержит материал о жизни и  педагогическом и поэтическом творчестве замечательного поэта. Презентация содержит факты биографии. Стихотворения поэта должны быть на каждой парте...

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Мы все в эти годы любили...презентация к уроку по творчеству С. Есенина

Презентация к уроку литературы по теме: "Любовная лирика С. Есенина".....

Презентации к урокам по творчеству М.А.Булгакова в 9 классе, конспекты уроков

Методическую разработку выполнила  учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской областиБушигина Ирина Борисовна Литература 9 классСистема уроков но творчеству М.А.Булга...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...