Тестовая работа по литературе для 8 класса.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
тест можно использовать для проверки знаний учеников после изучения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест по литературе для 8 класса | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по литературе в 8 классе.
1.Фольклор – это :
- Устное народное творчество 2- Художественная литература
3- Жанр литературы 4- Жанр устного народного творчества.
- Назовите основные роды литературы:
1- эпос,повесть,драма 2- эпос, лирика,драма
3- роман, поэма, комедия 4 – эпос,лирика,трагедия
- Исторические песни- это:
- Народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях
- Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях
- Авторская песня 4.Эстрадная песня
- Житие – это описание :
- Жизни народного героя 2- Исторического деятеля
3- Жизни святого 4- Рассказы о жизни Иисуса Христа
- «Повесть о Шемякином суде»:
- Это произведение фольклора
- Это произведение древнерусской литературы
- Это произведение современной литературы
- Это произведение литературы Х1Х века.
- Фонвизин писал:
- Романы 2 - Рассказы 3- Поэмы 4- Пьесы
- Как называется произведение Фонвизина:
- Недоросль 2- Ревизор 3- Горе от ума 4- Борис Годунов
- Кому принадлежат слова «Не хочу учиться, а хочу жениться":
- Скотинин 2- Правдин 3- Милон 4- Митрофанушка.
- В рамках какого направления писал Фонвизин:
- Реализм 2- Романтизм 3- Классицизм 4- Неоромантизм
- Иван Андреевич Крылов был:
- Романистом 2- Драматургом 3- Баснописцем 4- Поэтом
- «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:
- Степана Разина 2- Емельяна Пугачева 3- Кондратия Булавина 4- Ивана Болотникова
- Как зовут главного героя «Капитанской дочки»
- Зурин 2- Швабрин 3- Савелич 4- Гринев
- В царствования какой царицы происходили события «Капитанской дочки»:
1. Царствование Екатерины 1 2.Царствование Елизаветы
3. Царствование Анны 4.Царствование Екатерины 2
- Какое образование получил Пушкин:
- В Царскосельском лицее 2.Домашнее образование
- В пажеском корпусе 4.В гимназии
- Назовите даты жизни Пушкина:
- 1814-1841 2- 1799-1837 3- 1828-1910 4- 1795-1826
- Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»:
- Грузия 2- Молдавия 3- Крым 4- Россия
- Сколько дней был на свободе Мцыри:
- 1 2- 2 3- 3 4- 4
- Что случилось в конце поэмы с Мцыри:
- Убежал из монастыря 2.Остался в монастыре
- Умер 4.Пошел на военную службу
- С кем сражался Мцыри:
- С тигром 2- С барсом 3- С гепардом 4- Со львом
- Кто подарил сюжет «Ревизора» Гоголю:
- Лермонтов 2- Пушкина 3- Грибоедов 4- Рылеев
- Кто не является действующим лицом пьесы «Ревизор»:
- Городничий 2- Скотинин 3- Ляпкин-Тяпкин 4- Земляника
- Хлестаков- это:
- Важный чиновник из Петербурга
- Богатый помещик
- Мелкий чиновник из Петербурга
- Мелкопоместный дворянин
- Как заканчивается пьеса «Ревизор»
- Приезд настоящего ревизора
- Немая сцена
- Свадьбой дочки городничего и Хлестакова
- Отставкой городничего.
- Какого героя впервые в русской литературе создал Гоголь:
- Лишнего человека
- Делового человека
- Маленького человека
- Образованного человека
- Как называется произведение Гоголя, в котором создан этот образ:
- Метель 2- Выстрел 3- Барышня-крестьянка 4- Шинель.
- В каком городе происходят события , описанные Гоголем:
- Москва 2- Санкт-Петербург 3- Провинция 4- Уездный город Н..
- «История одного города» Салтыкова-Щедрина- это:
- Это юмористическое произведение
- Это реалистическое произведение
- Это фантастическое произведение
- Это сатирическое произведение.
- По мнению Толстого, кто должен воспитывать человека:
- общество 2- родители 3- сам человек 4- учителя
- Как зовут главного героя рассказа Чехова «О любви»:
- Буркин 2- Иван Иванович 3- Луганович 4- Алехин
- Главная тема творчества Блока:
- Тема России
- Тема русской интеллигенции
- Тема революции
- Тема творчества
- Как отнесся к Октябрьской революции Иван Шмелев:
- Принял революцию
- Остался равнодушным
- Не принял революцию
- Кто входил в состав редакции журнала «Сатирикон»:
- Куприн 2- Алексей Толстой 3- Ильф и Петров 4- Аркадий Аверченко
- Какой псевдоним был у Лохвицкой Надежды Александровны:
- Тэффи 2- Осип Дымов 3- Антоша Чехонте 4- Петров
- Какой подзаголовок был у поэмы Твардовского «Василий Теркин»:
- Книга о бойце 2- Книга про бойца 3- Книга о солдатах 4- Книга про солдат.
- Какой прием использовал Твардовский в поэме:
- Сквозной сюжет во всей поэме
- Каждая глава имеет законченный сюжет
- Поэма не имеет сюжета
- Какое значение имеет название рассказа Платонова «Возвращение»:
- Возвращение с войны
- Возвращение в семью
- Возвращение к себе
- Возвращение с войны, к семье, к себе.
- Напишите название любого стихотворения , посвященного Великой Отечественной войне.
Ответы:
1-1
2-2
3-1
4- 3
5- 2
6- 4
7- 1
8- 4
9- 3
10- 3
11- 2
12-4
13-4
14-1
15-2
16-1
17- 3
18- 3
19- 2
20- 2
21-2
22- 3
23- 2
24- 3
25- 4
26- 2
27- 4
28- 3
29- 4
30-1
31- 3
32-4
33-1
34-2
35-2
36- 4
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 9-м классе
«Успешно пишем сочинение и изложение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. В связи с этим, я посчитала необходимым прохождение в педагогическом университете «Первое сентября» (г. Москва) дистанционных курсов по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика». Таким образом, за основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание ГИА по русскому языку
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Содержание ГИА по русскому языку. | 1 час |
2 | КритКритерии оценки экзаменационной работы. | 1 час |
3 | ууууууууУмения, необходимые для написания сжатого изложениизложения. | 1 час |
4 | ОбобщенОбобщение знаний о стилях и типах речи. | 1 час |
5 | КомплекКомплексный анализ текста. Работа с орфографорфографическими и пунктуационными ошибкамошибками. | 1 час |
6 | Приемы сжатия текста. | 1 час |
7 | Обобщение частной информации в тексте. | 1 час |
8 | Исключение из текста второстепенной информации. | 1 час |
9 | Сжатие повествовательного текста. Упражнения на сжатие текста. | 1 час |
10 | Анализ и обработка текста – рассуждения. | 1 час |
11 | Комбинированные упражнения на понимание текста. | 1 час |
12 | Комбинированные упражнения на восстановление логических связей. | 1 час |
13 | Упражнения на освоение приемов сжатия текста. | 1 час |
14 | Комплексный анализ текста. Выразительность русской речи. Изобразительно – выразительные средства языка. | 3 часа |
15 | Содержание экзаменационных заданий группы В. Тест по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах: морфемика, словообразование, морфология» | 1 час 1 час |
16 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Предложения с причастными и деепричастными оборотами. Вводные предложения. Вставные конструкции. | 4 часа |
17 | Знаки препинания в ССП. Тест по теме «Сложносочиненные предложения» Знаки препинания в СПП. Тест по теме «Сложноподчиненные предложения» СПП с разными видами связи. Тест по теме «СПП с разными видами связи» Знаки препинания в БСП. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
18 | Диагностические тесты. «Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография, лексика, фразеология» | 2 часа |
19 | Написание сжатого изложения. Редактирование текста. | 2 часа |
20 | Виды односоставных предложений. Использование ОП в сочинении и изложении. | 2 часа |
21 | Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту). | 1 час |
22 | Комплексный анализ текста. Орфография и пунктуация. | 1 час |
23 | Задания на понимание художественного текста. | 1 час |
24 | Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 час |
25 | Синтаксический разбор простых предложений. Синтаксический разбор сложных предложений. | 2 часа |
26 | Редактирование текста. Устранение речевых недочетов. | 2 часа |
27 | Правописание суффиксов в разных частях речи. | 1 час |
28 | Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне слова | 1 час |
29 | Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи | 1 час |
30 | Не с глаголами, деепричастиями и причастиями | 1 час |
31 | Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ | 1 час |
32 | Односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов | 1 час |
33 | Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий | 1 час |
34 | Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий | 1 час |
35 | Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени | 1 час |
36 | Словарный диктант. Работа с непроверяемыми орфограммами | 1 час |
37 | Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» Зачем нужны знаки препинания. Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. | 3 часа |
38 | Итоговый тест по программе 9 класса | 2 часа |
39 | Пробный экзамен по русскому языку | 4 часа |
40 | Анализ пробного экзамена. Трудные моменты экзамена. | 1 час |
41 | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» | 2 часа |
42 | Резервное время | 2 часа |
| 68 часов |
После прохождения программы элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Список литературы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
13. Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература(1-11 кл.) » за 2007 год по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» М. – «Просвещение» 2010 год.
14. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. В.Я. Коровина. -12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
15. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
16. Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
17. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Интернет – ресурсы:
- http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
- http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/
- http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_literature/
- http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme
- http://dovuz.mgppu.ru/1032
- http://e-ypok.ru/gia_2010_ru_language
Итоговая тестовая работа по литературе.
I. Мифы народов мира.
1. Олимпийские игры учредил:
а) Прометей; б) Геракл; в) Гермес.
2. Яблоки Гесперид принёс Гераклу:
а) Антей; б) Атлас; в) Аполлон.
3. По представлениям древних славян, ум в человеке зародился от:
а) удара молнии; б) удар грома; в) упавших капель дождя.
4. великан Антей получал силу, когда: а) выпивал море воды; б) погружался в океан;
в) прикасался к земле
II. Древнерусская литература
1. Летописание на Руси началось:
а) в X веке; б) в XI веке; в) в XII веке.
2. Первым летописцем был монах:
а) Никон; б) Нестор; в) Сильвестр.
III. Русская литература XIX века.
1. Размер, которым написано стихотворение «И.И Пущину»:
а) ямб; б) хорей; в) дактиль.
2. А.С. Пушкин «Дубровский»:
а) рассказ; б) роман; в) повесть.
3. Кто является автором произведения «Бежин луг»?
а) Л.Н.Толстой; б) А.П.Чехов; в) И.С.Тургенев
4. Н.А. Некрасов «Железная дорога». Тема стихотворения:
а) любовь к Родине; б) быт и нравы крестьян; в) тяжёлый труд крепостных.
5. Н.С.Лесков «Левша». Честь и славу русской нации составляет:
а) простой труженик; б) знаменитый полководец; в) император.
6. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» бывшего акцизного:
а) Жеребкин; б) Лошаков; в) Овсов.
7. Смех в рассказе «Лошадиная фамилия» А.П.Чехова:
а) добродушный; б) уничтожающий; в) снисходительный.
1V. Русская литература XX века.
1. Кто является автором произведения «Неизвестный цветок»?
а) В.П. Астафьев; б) АП. Платонов; в) Л.Н.Толстой.
2. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Жанр произведения:
а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль.
3. В произведении «Кладовая солнца» описываются события:
а)времён первой мировой войны; б) периода ВОВ.
4. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка, купив внуку пряник, проявила:
а) жалость; б) бесхарактерность; в) доброту.
5. В.Г.Распутин «Уроки французского» Действие происходит:
а) перед войной; б) во время войны; в) после войны.
2. Комментированное чтение учителем главы «Учитель Карл Иваныч» (эпизод с хлопушкой).
3. Беседа с учащимися по содержанию главы.
— Почему Николенька раздосадован на своего учителя?
— Почему Николенька сначала злился и досадовал на Карла Ивановича, а потом начал плакать?
— Как меняется настроение мальчика? Найдите подтверждение в тексте.
— О чём думает и что переживает Николенька, когда приносят башмаки с бантиками?
— Как относится мальчик к Карлу Ивановичу? Прочитайте.
— Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой главе?
— Какое влияние оказал Карл Иванович на мальчика?
— Размышляете ли вы над своими мыслями и поступками, как Николенька? Приведите примеры, объяснив, почему вы об этом думаете.
— Были ли в вашей жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?
6. Домашнее задание. Прочитать главы 1–5, 10, подготовить пересказ глав 2 и 10, составить план главы «Классы».
Урок 2. Образы матери и отца Николеньки в повести «Детство»
1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.
2. Проверка составленного плана главы «Классы».
3. Беседа по прочитанному материалу.
— С каких событий начинается глава «Maman»?
— О чём в ней рассказывается?
— Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.
— Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?
— О какой черте её характера это говорит?
— Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?
4. Глава «Что за человек был мой отец?». Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.
— Как относится отец мальчика к людям?
— Любили ли его окружающие?
— Удалось ли ему сделать карьеру?
— Что отец Николеньки любил в жизни?
— Для чего он жил? Прочитайте.
— Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.
5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».
Вопрос к учащимся в конце урока:
— Какое влияние оказали на Николеньку его родители?
6. Домашнее задание. Прочитать главы 13 и 14, составить диалоги — ссора Николеньки с Натальей Савишной, завтрак.
Урок 3. «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!»
2. Беседа по прочитанному материалу.
Расскажите, как жила Наталья Савишна.
— Почему у неё не было семьи?
— Чем же она наполнила свою жизнь? Прочитайте.
— Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки?
— Как Николенька вспоминает о няне? Прочитайте.
4. Домашнее задание. Чтение и художественный пересказ главы 15; выразительное чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших наслаждений» и «Вернутся ли… детскому воображению»; инсценировка одного из эпизодов повести.
Урок 4. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
1. Художественный пересказ главы 15, выразительное чтение.
2. Вопросы к учащимся.
— Как вспоминает о своём детстве Николенька?
— Какие моменты детства ему дороги?
— Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?
— Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.
5. Домашнее задание. Ведение дневника: «Какие воспоминания о детстве остаются у Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в моей жизни»
План анализа стихотворения для урока литературы
Один из вариантов анализа стихотворного текста:
Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части -вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы -метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих -одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха -размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
план сопоставительного анализа стихотворений
Главная | Учителям | Родителям | Программы | Учительская | Ученикам | Школа | Блог | Образован
|
План анализа прозаического произведения
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Например:
а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.
- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.
Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.
© 2006-2010 Бесплатная виртуальная электронная библиотека "ВВМ".E-mail
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина (8 класс)
ему посвящённое. 2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I? 3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин? 4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.Пушкина? 5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»? 6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»? 7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________ «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________ происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________ «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________ «Капитанская дочка». _________________________________________________________________ который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________ «Капитанская дочка»? 16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле? 18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп? родительском доме является: 20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва 21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу: 22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет: 23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. |
План сравнительного анализа стихотворений:
|
КЛАССНЫЙ ЧАС
«СЕМЬЯ – ЭТО, ЧТО С ТОБОЮ ВСЕГДА!»
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
∙ Формирование нравственного долга детей перед родителями;
∙ Определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
∙ Развитие способности коммуникативного общения;
∙ Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
(на доске: тема занятия «Семья – это то, что с тобою всегда!», эпиграф)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой.
Высказывания великих людей (по усмотрению учителя).
1. «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства».
В. Г. Белинский
2. «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей».
В. А. Сухомлинский
3. «Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей. Он развивается в ответ на их поведение и характер».
Эрих Фром
4. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».
Себастьян Брандт (XVI)
5. «Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей!»
Бернард Шоу
6. «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
А. Шопенгауэр
Ход классного часа
1. Знакомство.
Здравствуйте!
Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Прошу вас сесть по кругу.
Я не случайно выбрала такую форму общения как круг. В кругу проще вести открытый разговор. Это возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – это гарантия вашей защищенности!
Правила, которые при этом надо выполнять:
∙ В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
∙ Говорит один, все слушают, не перебивая.
∙ Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас.
Начнем с меня.
У меня переменная облачность. Тихая безветренная погода. Затишье перед бурей.
Кто следующий?
Остальные – улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.
2. Введение в тему.
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Сейчас я прошу вас разбиться на две команды, 2 семьи. Теперь выберите главу семьи.
У каждого человека есть свой дом. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
3. Задания командам.
Задание № 1.
Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
(Командам дается время на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать).
Задание № 2.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях. Как распределяются обязанности в вашей семье?
Командам раздаются листы бумаги с заданиями:
Мама | Папа | Дети |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
После выполнения задания детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.
Вывод.
Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит».
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Задание № 3.
Закончи пословицы:
Дом вести – не …(бородой трясти).
Дом построить – не …(шапку на голову надеть).
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из нас составляют родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Скажите честно и откровенно:
∙ Знаете ли вы откуда вы родом?
∙ Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?
∙ Пишите ли вы письма, шлете ли поздравительные открытки ваши родственникам, которые живут далеко?
Задание № 4.
Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили радость себе и ему.
Всегда ли в доме «хорошая погода»?
Может ли быть семья идеальной?
Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре дается следующее определение конфликта – «это столкновение противоположных сторон, мнений».
Задание № 5.
Подумайте, из-за чего чаще всего возникают конфликты в семье?
(Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения. Классный руководитель читает легенду.)
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? ТЕРПЕНИЕ
(Ребятам предлагается отгадать это слово – собрать из отдельных букв).
ВЫВОД. НАУЧИТЕСЬ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ, И ЭТО ПОМОЖЕТ ВАМ РЕГУЛИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДНЫМИ. Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами и папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?
Задание № 6.
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? (ответы оформить в качестве советов родителям)
Какая будет у вас семья?
С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.
Е – единая, единственная и т.д.
Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная и т.д.
Я – яркая, ясная …
Задание № 7.
Ребятам раздаются листы, фломастеры и дается задание нарисовать эмблему своей будущей семьи.
На доске на лучах солнца написать:
Семья – это счастье, крепость, забота и т.д.
Заключение.
Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом!
Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».
В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы.
Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.
Видите, ребята, как много зависит от вас?
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!Семья –то то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Название команд и девизы
Команда "Ну погоди!"
Девиз: Максимум спорта, максимум смеха!
Так мы быстрее добьемся успеха.
Если другой отряд впереди,
Мы ему скажем: "Ну погоди!"
Команда "Пингвины"
Девиз: Мы пингвины просто класс,
Победи попробуй нас
Команда "Светлячок"
Девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны.
Команда "Комета"
Девиз1: Комета на небе, а мы - на земле!
Да здравствует счастье всегда и везде!
Девиз2: Летим вперед и побеждаем!
Всем отстающим помогаем!
Девиз3: У кометы есть девиз:
"Никогда не падать вниз"
Команда "Чебурашка"
Девиз1: Чебурашка - верный друг,
Помогает всем вокруг!
Команда "Алые паруса"
Девиз1: Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса.
Девиз2: Плыви всегда, плыви везде, и путь найдешь к
своей мечте!
Команда "Камелот"
Девиз: Камелот — всегда вперед,
Всегда был первым Камелот!
Команда "Радуга"
Девиз: Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!
Команда "Апельсин"
Девиз: Мы как дольки апельсина.
Мы дружны и неделимы.
Команда "Верные друзья"
Девиз1: Мы команда хоть куда!
В спорте все мы мастера.
Будем бегать, мяч гонять,
За победу воевать
Девиз2: Если слово друг дает,
Никогда не подведет!
Команда "Улыбка"
Девиз: Жизнь без улыбки ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!
Команда "Капитошка"
Девиз: Капитошка у руля,
Не сдается никогда!
Команда "Костер"
Девиз1: Гореть, не тлеть и все уметь!
Команда "Дружба"
Девиз1: Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Девиз2: Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!
Команда "Аврора"
Девиз: Аврора знает, Аврора бьется,
Аврора всегда победы добьется.
Для команды Ласточки:
Стрелою в небе ласточки мчатся,
соперникам трудно за нами угнаться!
Родительское собрание в 7-м классе по теме: "Особенности подросткового возраста"
Васильева Екатерина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе
Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Работа с родителями
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
Найти пути преодоления подросткового кризиса;
Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Цитаты для обсуждения:
Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи
Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л.С.Выгодский
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский
Материал: результаты диагностики, герб семьи.
Ход (по плану)
Анализ учебных достижений учащихся класса.
Знакомство родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
Психолого-педагогическое просвещение: “Взять сторону подростка”.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Обсуждение организационных вопросов.
Памятка для родителей.
Правила поведения для родителей:
Дайте свободу.
Никаких нотаций.
Идите на компромисс.
Уступает тот, кто умнее.
Не надо обижать.
Будьте тверды и последовательны.
Поделиться
В большой миске взбейте венчиком яйца с сахаром и солью. Влейте молоко и промешайте. Затем аккуратно всыпайте муку, помешивая тесто, чтобы не было комков. Тесто должно приобрести консистенцию густой сметаны. В конце добавьте в него 1 ст.л подсолнечного масла, чтобы блины легче выпекались. Если тесто получилось слишком густое - разбавьте его остывшей кипяченой водой.
Хорошенько прогрейте сковородку и выпекайте блины на сильном огне.
настолько мало, что реальная зависимость может возникнуть лишь у того, кто
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые работы по литературе 10 класс
Тестовые работы по литературе помогут организовать письменную фронтальную проверку по итогам изучения творчества русских писателей первой и второй половины XIX века...
тестовая работа по литературе 10 класс
тестовая работа по литературе 10 класс...
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...
Тестовая работа по литературе 9 класс
М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времнени"....
Итоговая тестовая работа по литературе. 6 класс
Итоговая тестовая работа по литературе. 6 класс(учебник под ред. Коровиной). Есть ссылка на гугл-форму https://forms.gle/d6sPvaZxY9eZgNUg6...
Тестовая работа по литературе 7 класс
Тестовая работа по литературе 7 класс...
Тестовая работа по литературе 8 класс
тестовая работа...