Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Мачульская Оксана Сергеевна

 

- Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;

- Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст, устанавливать связи между духовным миром поэтессы и жизнью страны;

- Владеть коммуникативными умениями.

 

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

 

Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_akhmatova.doc42.5 КБ
Office presentation icon 1_akhmatova.ppt328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»"

Цели урока:

- Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;

- Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст, устанавливать связи между духовным миром поэтессы и жизнью страны;

- Владеть коммуникативными умениями.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией поэта.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК.

Методические приёмы: сообщения учеников, анализ стихотворений, беседа.

Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом, сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленного ученика. Учитель в этом случае является диспетчером, распределяющим временные ресурсы урока.

Примечание:

- Ученикам на прошлом уроке было дано задание прочитать стихотворения из сборников А.А.Ахматовой “Вечер”, “Четки” и “Белая стая”;

- Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917г.

Ход урока

1. Звучит стихотворение А.А.Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить...” в исполнении Аллы Демидовой.

Учитель: Это стихотворение принадлежит великой русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Трудно, говоря о ней, разделить её жизнь и творчество. Одно давно проросло в другое, события личной жизни так органично сплелись с историей русской поэзии XX века.

- Сообщение темы урока.

Слайд №1.

В последние годы своей жизни Ахматова обратилась к своей биографии, стремясь закрепить в слове то, что в ней отчеканено судьбой.

Сообщение ученика о творческой биографии поэтессы:

В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…”.Сам момент рождения уже вводит будущую поэтессу в насыщенную памятью культурную традицию. Сгусток, квинтэссенция легенды! В такой системе координат видит себя Ахматова, и неважно, что дотошные исследователи готовы опровергнуть её родство с золотоордынскими ханами.

Слайды №2, 3.

Ещё одной его частью станет менее известная линия предков со стороны отца – греческая, черноморская. Воспоминания о сестре отца, самостоятельно приведшей в порт корабль после смерти мужа.

Из более близкого прошлого - Достоевский. Мать Ахматовой в юности была близка к “кружку”, т.е. “Народной воле”; отец был знаком с Достоевским через семейство Философовых, чей сын учился у него в Военно-инженерном училище, которое в своё время закончил сам Достоевский.

Слайд №4.

Детство шло в Царском Селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук кот (орых) сопровождал всю жизнь Пушкина…”.

Слайд №5.

На лето семья выезжала на дачу под Севастополь, к развалинам древнегреческого Херсонеса, где Аня много бродила одна, ныряла с черных херсонесских скал, которые потом возникнут в поэме “У самого синего моря”.

Писать стихи Анна начала с 11 лет……….

В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно.

Слайд №6.

Он пишет стихи, приезжает к ней в Крым. Анна любит другого. Ссорится с Гумилёвым, они расстаются, встречаются снова. В 1910году Николай Степанович издаёт в Париже журнал “Сириус”, в нём впервые за подписью “Анна Г.” опубликовано стихотворение Ахматовой “На руке его много блестящих колец”.

Весной 1910 года она всё-таки вышла замуж за Гумилёва, и они поехали на месяц в Париж, где художник Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой.

Слайд №7.

1 октября 1912года у Ахматовой родился сын Лев.

Слайд №8.

И в этом же году вышел в свет первый сборник стихов “Вечер”.

2. Беседа по сборнику “Вечер”.

Слайд №9.

- Каким настроением пронизан сборник?

- Чем отличаются стихи этого сборника от символистской поэзии?

(Вместо туманной многозначительности, принятой у символистов, – острое видение мелких деталей мира как неотъемлемой части внутреннего состояния лирической героини. Мир простых вещей, естественно вплетается в накал чувств и страстей).

- Традиции какого великого русского поэта прослеживаются в стихотворениях сборника?

3. Комментированное чтение стихотворения “Молюсь оконному лучу…”

Слайд №10.

- Как передаётся в стихотворении душевное состояние лирической героини?

- Как обыгрываются в стихотворении обыденные детали?

- Какова композиция стихотворения?

4. В 1914 году вышла вторая книга стихов “Четки”.

Комментированное чтение стихотворений из сборника “Четки”. (По выбору учащихся).

Определение тематики, средств художественной выразительности.

5. В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”….

Общая характеристика сборника “Белая стая”.

Учитель:

Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях поэтессы (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки). “Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой”, - писал О.Э.Мандельштам. Лирика включается в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, её назначения. В стихотворении “Уединение” (1914г.) появляется образ героини, близкой “Пророку” Лермонтова:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен…

Лирическая героиня спокойно и мужественно принимает возложенную на неё миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей, предчувствовать перемены.

В исполнении А.А.Ахматовой звучит стихотворение “ Из памяти твоей я выну этот день...”

Слайды №11, 12.

- Кому посвящено стихотворение? (Обращено к Б.В.Анрепу)

- Какие средства художественной выразительности показались вам наиболее яркими?

- Сравните строки из стихотворения Тютчева “Наш век”:

Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью…со строками из стихотворения Ахматовой.

Как называется этот оборот речи? (Парафраз).

Учитель:

В черновых записях к одной из “Северных элегий” Ахматовой есть строки:

“Себя чуть помню – я себе казалась

Событием невероятной силы…”

Эту “событийность” отметили в последствии многие критики, писатели и философы.

Слайды №13, 14, 15.

События 1917 года стали новой точкой отсчёта для Ахматовой. Круто менялась история России. Распадалась литературная среда: многие из близких по прежней жизни людей покидали Россию. Для неё этот путь невозможен. На мольбы и призывы покинуть Россию Ахматова ответила в стихах 1917 года.

6. В исполнении Ахматовой звучит стихотворение “ Мне голос был. Он звал утешно…”

7. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: индивидуальное сообщение о творчестве А.А.Ахматовой после 1917г. Анализ стихотворения “ Мне голос был. Он звал утешно…”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс

Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Открытый урок - презентация по музыкальной литературе "В поединке с судьбой". Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов.

В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру. ...

Конспект урока по английскому языку «Урок-презентация» на тему «World Animals» в 5 классе

Конспект урока по английскому языку в 5 классе «Урок-презентация» на тему «World Animals» разработан на основе УМК "Spotlight 5"Учитель: Угрин Анна АлександровнаТема:...

Урок-презентация на тему: "Литература XIX века"

В презентации предоставлен материал по теме для дистанционного изучения....