Любимые страницы поэзии Б.Л. Пастернака
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвящено поэзии Б.Л. Пастернака с использованием разных видов искусства: живописи, музыки, кинематографии - с целью приобщения к культуре слова, литературным и музыкальным произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_gostinaya_.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учеников 11 класса
Литературно-музыкальная гостиная «Любимые страницы поэзии Б. Л. Пастернака».
Цель: формирование нравственных качеств через приобщение к культуре слова, классическим литературным и музыкальным произведениям.
Задачи:
Образовательная: расширять знания учащихся о поэтическом и
прозаическом наследии Б. Л. Пастернака.
Развивающая: способствовать развитию творческой деятельности
учащихся, коммуникативных, художественно-эстетических компетенций, творческого воображения, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской поэзии, к красоте слова и музыки, живописи.
Оборудование и реквизит: проектор, компьютер, свечи, томики стихов, статуэтки, канделябры, стол, кресло, гитара, журнальный столик, подсвечники.
Ход занятия:
Ведущий 1. Наша встреча сегодня посвящена известному поэту начала ХХ столетия – Борису Леонидовичу Пастернаку. Поэт родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака. С детства будущего поэта окружало искусство: музыка, живопись, литература. Под влиянием музыкальных произведений выдающегося русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина с тринадцати лет поэт занимался сочинением музыки, изучал теорию композиции, однако впоследствии выбор сделал в пользу поэзии. (Рассказ сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации с семейными фотографиями Б. Л. Пастернака).
Ведущий 2. Поэт видел в детстве многих представителей творческой интеллигенции того времени: Л. Н. Толстого, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. А. Врубеля, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и многих других значительных людей, бывавших в доме, что обостряло впечатлительность и вызывало стремление к познанию прекрасного. «Многим, если не всем, я обязан отцу, академику живописи, и матери, превосходной пианистке», – писал он.
Ведущий 1. Ранняя лирика поэта, навеянная увлечением музыкой, живописью, содержит черты импрессионизма, в которых подчёркивается единство человека и мира. Для поэзии характерна быстрая смена
впечатлений, чувств, переживаний лирического героя.
Чтецы 1, 2, 3. Звучат стихотворения «Как бронзовой золой жаровень…» (1912), Сон (1913), «Февраль. Достать чернил и плакать!», (1912) на фоне видеоряда картин художников-экспрессионистов О. Ренуара «Гранд-канал в Венеции», 1881, «Вид Венеции, туман», 1881, К. Моне «Впечатление, восход солнца», 1872, «Тополя на Эпте», 1900, «Лавакур: солнечный свет и снег», 1879, П. Сезанна и музыки А.Н. Скрябина (Отрывок из Симфонии № 2), Ф. Шопена «Вальс дождя».
Ведущий 2. Б. Л. Пастернак был очарован музыкой А. Н. Скрябина: «Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание <…> но трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, – писал в «Охранной грамоте» Борис Пастернак. – Скрябин покорял меня свежестью своего духа. Я любил его до безумия» [Пастернак Б. 1990, с. 199-200].
Чтец 4. Чтение стихотворения «Я понял жизни цель и чту…» (1916) на фоне отрывка из Симфонии № 3 А. Н. Скрябина.
Ведущий 1. Многообразие слышимого и ощущаемого мира передаётся в стихотворении и «Во всем мне хочется дойти…».
Чтец 5. Исполнение стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» на фоне «Весеннего вальса» Ф. Шопена и танцующих вальс пар (учеников 11 класса).
Ведущий 2. Стихотворения из сборника «Сестра моя – жизнь» (1922) наполнены музыкой и поэзией, всякое растение у поэта наделено певучестью, стремлением к свету, солнцу, гармонии. Поэт подчёркивает особенное звучание флейты в стихотворении «Определение поэзии» (1917).
Чтец 6. Исполнение стихотворения «Определение поэзии» на фоне
Вариаций для флейты и фортепиано на тему из оперы Джоаккино
Россини «Золушка» Ф. Шопена.
Ведущий 1. В поэзии Б. Л. Пастернака необыкновенное переплетение поэтического и музыкального, впечатлений и состояний, импровизация, через которые поэт открывает для себя окружающую действительность.
Чтец 7. Исполнение стихотворения «Импровизация» (1916) на фоне музыки Ф. Шопена «Нежность».
Ведущий 2. Поэзия Б. Л. Пастернака необычна метафоричностью, экспрессионизмом, необыкновенным видением мира. Чувствуются безмятежность и покой, умиротворённость. Стихотворение «Давай ронять слова…» – гимн деталям, жизни и любви, ведь жизнь, которую поэт сравнивает с осенней тишиной, существует в мельчайших подробностях, их нужно уметь подмечать, и в тишине можно услышать многое.
Чтец 8. Чтение стихотворения «Давай ронять слова…» (1917) на фоне Прелюдии № 5 D dur А. Н. Скрябина.
Ведущий 1. Лиризм присущ и прозаическому произведению поэта. Юрий Живаго – лирический герой романа «Доктор Живаго», пишет дневник, наполненный тонким поэтическим ощущением жизни, в котором судьба человека осмысляется через призму христианских истин.
Инсценировка. Отрывок из романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». На сцене воспроизведена обстановка комнаты (за столом стулья в белых чехлах, кресло, на которое накинут плед и лежит гитара, рядом журнальный столик с подсвечниками и книгами). В комнате расположились герои романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» – Юрий Живаго, Александр Александрович, Тоня (ученики 11 класса). Ученик в роли Живаго читает записи из дневника Живаго в ч. 14 «Опять в Варыкино», гл. 8, с. 501 на фоне «Элегии» (op. 3 № 1 es moll) С. В. Рахманинова.
«…Юрия Андреевича окружила блаженная, полная счастья, сладко
дышащая жизнью тишина. Свет лампы спокойной желтизною падал на белые
листы бумаги и золотистым бликом плавал на поверхности чернил внутри чернильницы. За окном голубела зимняя морозная ночь. Юрий Андреевич шагнул в соседнюю холодную и неосвещённую комнату, откуда было виднее наружу, и посмотрел в окно. Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание.
Разгонистым почерком, заботясь, чтобы внешность написанного передавала живое движение руки и не теряла лица, обездушиваясь и немея, он вспомнил и записал в постепенно улучшающихся, уклоняющихся от прежнего вида редакциях наиболее определившееся и памятное, «Рождественскую звезду». «Зимнюю ночь» и довольно много других стихотворений близкого рода, впоследствии забытых, затерявшихся и потом никем не найденных…».
Ведущий 2. За роман о судьбе русского интеллигента «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой поэт вынужден был отказаться. Диплом был вручен в 1990 году сыну поэта Е. Б. Пастернаку.
Чтец 9. Чтение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» (1956).
Ведущий 1. Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет дома…», написанное в 1930-1931 годах, обращено к Зинаиде Нейгауз. Она стала второй женой Пастернака. Сильное чувство любви к ней поэт выражал и в письмах: «Зинуша, ничто не сравнится с тобой на свете <…> всё-всё на свете вздор против тебя, милой, чистой, беспримерной <…> Ангел мой, ангел мой, люби меня крепче, пиши мне, не оставляй, – чем буду я без тебя!» Песня на эти строки звучит в известном кинофильме Э. А. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» (1975 г.) (просмотр эпизода из фильма).
Ведущий 2. Стихотворения Б. Л. Пастернака о любви передают
загадочность, неповторимость, противоречивость, мимолётность,
непостижимость этого чувства. Вспомним стихотворение 1931 года «Любить
иных – тяжелый крест…»:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Звучит песня композитора В. Евзерова на стихи Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» (1946) в исполнении А. Б. Пугачёвой.
Ведущий 1. Это не единственная мелодия на стихи Б. Л. Пастернака. Его поэзия необыкновенно музыкальна. Теме скоротечности жизни, преображению и очищению окружающего мира посвящено стихотворение «Снег идёт» (1957). Смятение в душе лирического героя вызвано падением снега, который заполняет собой всё пространство между небом и землёй.
Исполнение песни на стихи Б. Л. Пастернака учеником под гитару. (Сопровождается видеорядом иллюстраций зимы).
Ведущий 2. Итак, именно поэзия может возвысить человека над обыденной жизнью, передать всю глубину переживаний и чувств, а Б. Л. Пастернак необыкновенно требовательно и с большой степенью самоотдачи относился к поэтическому творчеству, что выражено в строках стихотворения «Ночь» (1956):
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – времени заложник
У вечности в плену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любимые страницы учебника
Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...
Литературная гостиная "Поэзии любимые страницы"
Сценарий литературной гостиной "Поэзии любимые страницы", автор Дроздова Н.А....
Страница поэзии
Нельзя стихи писать по принуждению,Нельзя писать по наставлению.Стихи идут из сердца, из души,И с рифмой, друг мой, не спеши....
Перелистаем любимые страницы
Данная презентация приготовлена к открытому уроку для 5-6 классов. Занятие подготовлено к юбилею Антона Павловича Чехова. Дети прочитали рассказ "Каштанка". В презентации находятся вопросы в...
Перелистаем любимые страницы
Здесь представлена вторая часть презентации к рассказу А.П. Чехова "Каштанка"....
Перелистаем любимые страницы
Третья часть презентации....
Урок -конкурс "Любимые страницы произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока-конкурся для обучающихся 5-9 классов...