Рабочая программа по литературе для 6 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования, авторской программы Г.С. Меркина. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данного учебного предмета, даётся общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания; структура и краткое содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся; программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин, ФГОС) | 106.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа №2»
администрации муниципального образования Киреевский район
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор
МБОУ «Бородинская СОШ №2»
_________________ Р.Р. Кисямова _________________ Е.Г. Глебова
«____» ___________________ 2013г. «____» ___________________ 2013г.
Рабочая программа
Предмет: литература
Класс: 6
Годовое количество часов: 105
Ф.И.О. учителя: Баринова Светлана Викторовна
Учебный год: 2013 - 2014
«Рассмотрена на заседании ТГ №3 «Внедрение ФГОС ООО»,
протокол № ___ от «____» ___________________ 2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования, авторской программы Г.С. Меркина. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данного учебного предмета, даётся общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания; структура и краткое содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся; программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:
- проблемное обучение;
- технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем;
- система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего
человека;
- педагогика сотрудничества;
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В 6 классе в центре внимания программы – период становления и формирования личности писателя, годы учения. В круг чтения включаются и изучаются произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Показывается сложное отношение авторов к своим героям, созданным произведениям. Даётся характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Содержание учебного предмета
Из греческой мифологии. Литература и мифология. Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. Стремление познать мир и реализовать свою мечту. Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла.
Из устного народного творчества. Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.
Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания.
Из древнерусской литературы. Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение...» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть Поучительный характер древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание.
Из русской литературы XIX века.
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана». Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Стихотворения: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина.. Антитеза как основной художественный приём стихотворения. Лирика природы. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Нравственная проблематика произведения.
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ). Стихотворения: «Тучи», «Парус», «Листок». Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова. Риторические вопросы. Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова. Антитезы и инверсии. Многозначность художественного образа.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Остап и Андрий. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.
И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»
Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа». Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство».
А.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты».
В.Г. Короленко. Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе»
А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали. Изображение степи в повести «Степь». Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка» «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Особая роль события рассказывания. А.П. Чехов Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова.
Из русской литературы XX века
И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина. И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».
А.И. Куприн. Детские годы А.И. Куприна. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна.
Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
С.А. Есенин. Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина. Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...», «Песнь о собаке». Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
Образы животных в произведениях художественной литературы. Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.
М.М. Пришвин. Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были.
А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество». Основные темы и образы поэзии. Тема Родины. Роль художественной детали, её многозначность.
Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». М.В. Исаковский. Стихотворение «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли» и др.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка».
В.П. Астафьев. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон». Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Н.М. Рубцов. Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Стихотворения: «Тихая моя родина», «Звезда полей». Картины природы в стихотворениях. Лирический герой и его мировосприятие.
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса.
«Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.
Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка». Сходство и различия народных и литературных сказок.
О. Генри. Краткие сведения об О. Генри. Новеллы: «Вождь краснокожих», «Дары волхвов». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.
История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем».
Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Рассказ «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге.
Сведения по теории и истории литературы
Литература и другие виды искусства. Литература и мифология. Литература и фольклор.
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.
Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.
Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор. Ирония и самоирония.
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (инверсия, антитеза, риторический вопрос). Художественная деталь. Силлабо-тоническое стихосложение. Ритм. Пиррихий. Спондей. Эпические жанры (легенды, предания, сказки, роман, поучение, летопись, повесть, рождественский рассказ, юмористический рассказ, новелла). Лирические жанры (стихотворение, элегия). Лироэпические жанры (баллада).
Планируемые результаты
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Структура курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Из греческой мифологии | 3 |
3 | Из устного народного творчества | 3 |
4 | Из древнерусской литературы | 3 |
5 | Из литературы XVIII века | 2 |
6 | Из русской литературы XIX века | 50 |
7 | Из русской литературы XX века | 27 |
8 | Из зарубежной литературы | 11 |
9 | Итоги | 5 |
Развитие речи – 30 (сочинений – 5)
Внеклассное чтение – 8
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата | Примечание |
Введение (1 час) | ||||
1 | О литературе, читателе и писателе. Литература и другие виды искусства. | Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительно читать. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. | ||
Из греческой мифологии (3 часа) | ||||
2 | Литература и мифология. Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. | Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Составлять тезисные планы статьи учебника, выразительно читать фрагменты поэмы Гесиода «Труды и дни», беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, делать сообщения. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Сообщения о Троянской войне, отражении ее в произведениях литературы и искусства; о Гесиоде. | |
3 | Миф «Прометей». Стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Формировать представление о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Составлять цитатный план, выразительно читать, беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, готовить сообщения. Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Сообщения об Эсхиле; об образе Прометея в литературе, музыке, живописи | |
4 | Миф «Яблоки Гесперид». Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла. | Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ. Интерпретировать прочитанное. Устанавливать поле читательских ассоциаций. Отбирать произведения для чтения. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Составлять тезисный план. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Групповое задание: стенд «Герои ми-фов». Сообщение о Геракле. | |
Из устного народного творчества (3 часа) | ||||
5 | Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Усвоить теоретико-литературные понятия: легенды, предания . Художественно пересказывать, заполнять таблицу. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Самостоятельно определять цели своего обучения. Характеризовать отношения народа к смерти. Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Осознавать художественную картину жизни. Сопоставлять миф, сказку, предание, легенду. | Художественный пересказ сказки братьев Гримм «Смерть кума». Групповое задание: выставка рисунков. | |
6 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания. | Усвоить теоретико-литературное понятие эпос народов России. Художественно пересказывать. Заполнять таблицу (сравнение предания и мифа). Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Исполнять фольклорный текст с учётом особенностей жанра. Представлять материал в табличном виде. | Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыно-ко». Групповое задание: выставка иллюстраций. | |
7 | Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Р.Р. Пересказ сказки. Творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников» | Классифицировать сказки. Выделять отличительные особенности сказки. Понимать нравственную взыскательность и эстетическое совершенство русских народных сказок, значение сказок в жизни народа. Выделять структурные элементы сказок. Готовить художественный пересказ сказки. Сопоставлять миф и сказку. видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. Выполнять творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников», готовить слайдовую презентацию. | Сообщения о Бабе Яге, Иване-цареви-че, символическом значении яблока; подобрать иллюст-рации к сказке (ре-продукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина) | |
Из древнерусской литературы (3 часа) | ||||
8 | Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах» | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа», составлять план статьи учебника, прослушивать музыкальный фрагмент. Работать с терминами и иллюстрациями, продолжать предложения по данному началу. Характеризовать жанры древнерусской литературы. Характеризовать личное восприятие прочитанного в своих иллюстрациях к фрагментам произведений. Усвоить теоретико-литературные понятия: древнерусская литература, сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. | Сообщения «ис-кусствоведа» о фресках Георги-евского собора новгородского Юрьева монас-тыря, собора нов-городского Анто-ниева монастыря, о Мстиславовом Евангелии. | |
9 | Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа». Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план повести, пересказывать эпизоды, работать с терминами. Характеризовать героя древнерусской литературы. В доступных источниках находить краеведческий материал об исторических событиях края и их отражении в древнерусской литературе. | Сообщения «исто-рика» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Ба-тыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде. | |
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение...» Владимира Мономаха | Характеризовать персонажей прочитанных произведений. Пользоваться при рассказе иллюстративным рядом. Готовить сообщения «историка», «искусствоведа», «литературоведа», самостоятельно исследовать текст. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. | Сообщения «исто-рика» о Владимире Мономахе, «лите-ратуроведа» о «По-учении...», «искус-ствоведа» об обра-зе Владимира Мо-номаха в ис-кусстве. | |
Из литературы XVIII века (2 часа) | ||||
11 | М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Р.Р. Составление устного портрета Ломоносова. | Заполнять таблицу по ходу рассказа учителя. Создавать устный портрет Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника. | Сообщение о скульптурном портрете М.В. Ломоносова (автор Ф.И.Шубин). | |
12 | Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание. | Характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения. Определять ведущий мотив стихотворения. Сопоставлять лексику из стихотворений Анакреона и Ломоносова и формулировать вывод. | Наизусть | |
Из русской литературы XIX века (50 часов) | ||||
13 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. | Характеризовать образ поэта, отражённый в посвящённых ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников. Подбирать и обобщать дополнительный материал о творчестве писателя. Усвоить теоретико-литературное понятие элегия. | Индивидуальное задание: значения слов. | |
14 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. | Усвоить теоретико-литературное понятие баллада. Выявлять и характеризовать признаки баллады. Создавать ассоциативные ряды и на их основании формулировать микровывод. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Выполнять групповые задания: 1 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте? 2 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте? | Сообщения о крещенских гаданиях, о значении имени «Светлана». | |
15 | Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать балладу. | Выучить наизусть отрывки из баллады. 1 гр. От слов: «Смолкло все опять кругом...» до слов: «Ах!., и пробуди-лась». 2 гр. От слов: «Тускло светится луна...» до слов: «Ангел-утешитель». 3 гр. От слов: «Где ж?.. У зеркала од-на...» до слов: «Ра-дость иль кручину?» 4 гр. От слов: «Что же твой, Светлана, сон...» до конца баллады. | |
16 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Р.Р. Инсценирование эпизода «Экзамен». | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. Инсценировать эпизод «Экзамен». Готовить выставку, посвящённую Пушкину. Работать с выставкой книг. Прослушивать музыкальную композицию. | Индивидуальное задание: подгото-вить коммента-рии к портретам лицеистов. | |
17 | Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Деревня». Антитеза как основной художественный приём стихотворения. | Читать выразительно наизусть стихотворения. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. | Индивидуальные задания: подго-товить рассказ о Кирке; подготовить экскурсию по выставке репродук-ций зимних пейзажей И.И.Шиш-кина, Ф.А.Василь-ева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др. | |
18 | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Р.Р. Самостоятельный анализ стихотворения по плану. | Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Осваивать элементы текстологической работы (сопоставление чистового и чернового варианта произведения). Выразительно читать лирические стихотворения Пушкина. Составлять письменное высказывание по предложенному началу. | Выучить наизусть 1 из стихотворений: «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда...», «Деревня» | |
19 | Р.Р. Конкурс выразительного чтения | Совершенствовать исполнительское мастерство. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. | ||
20 | Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. | Усвоить теоретико-литературные понятия: силлабо-тоническое стихосложение, ритм, пиррихий, спондей. Определять двусложные размеры стиха. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка. | ||
21 | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. | Усвоить теоретико-литературное понятие роман. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выделять этапы развития сюжета. Соотносить персонаж и прототип. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. | Историческая эпоха в романе. Прототипы. | |
22 | Образы Дубровского и Троекурова. Р.Р. Составление сравнительной характеристики Дубровского и Троекурова | Усвоить теоретико-литературное понятие: романтический герой. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. | Причины ссоры Дубровского и Троекурова (письменно) | |
23 | Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын | Определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. | Индивидуальное задание: подгото-вить пересказ эпи-зода в суде от лица Троекурова и Дубровского. Выпи-сать цитаты, харак-теризующие состо-яние Троекурова после суда. | |
24 | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Читать выразительно художественный текст. Участвовать в чтении по ролям. | Групповое задание: выписать из текста эпизода «Дубровс-кий в Кистеневской роще» цитаты, ха-рактеризующие состояние героя. | |
25 | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики князя Верейского и Владимира Дубровского | Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. Читать выразительно художественный текст. Участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям. | Индивидуальное задание: выпиcать слова, характери-зующие состояние героини во время венчания | |
26 | Нравственная проблематика произведения. Р.Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Групповое задание: составить план уст-ного рассказа: 1 гр. «Жизнь Владимира Дубровского»;2 гр. «Жизнь Марии Ки-риловны Троекуро-вой»; 3 гр. «Жизнь князя Верейского»; 4 гр. «Жизнь Кирила Петровича Троекурова» | |
27 | Р.Р. Сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
28 | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Создавать устные монологические высказывания разного типа. Вести диалог. | Индивидуальные задания: сообщения: «Годы учения в Московском Уни-верситетском бла-городном пансионе и в Московском университете»; «Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских юн-кеов»; «Ссылка на Кавказ» (1837); «Лермонтов в Тенгинском пехот-ном полку»; «Последние годы жизни Лермонтова». | |
29 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ) | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. | Экскурсия по вы-ставке картин Лер-монтова, посвя-щённых Кавказу | |
30 | Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова «Тучи». Риторические вопросы в стихотворении | Читать выразительно стихотворение. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Усвоить теоретико-литературные понятия: антитеза, риторический вопрос. Находить в тексте средства языковой выразительности. Выявлять мотивный ряд стихотворений Лермонтова. | Индивидуальное Д/З: наизусть сти-хотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», «Гроза». Сообщения о кар-тинах И.К. Айвазов-ского 1870-х гг., о романсе А.Е. Варла-мова «Белеет парус одинокий…» | |
31 | Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова «Парус». Антитезы и инверсии в стихотворении. Р.Р. Исследовательская работа с текстом | Усвоить теоретико-литературные понятия: инверсия, антитеза. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Отличать стихотворную речь от прозаической. Определять размер стихотворения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Находить в тексте средства языковой выразительности. | Д/З: подготовить сообщения о стихотворном переводе В.А.Жуковского «Листок» и о В.А. Луговском. | |
32 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Многозначность художественного образа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики листка и чинары | Читать выразительно наизусть лирические стихотворения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Характеризовать ритмико-метрические особенности стихотворения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Создавать словесные картины к стихотворениям, описывать репродукции картин. Сопоставлять стихотворения различных поэтов. | Д/З: выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть. | |
33 | Р.Р. Конкурс творческих работ. Создание миниатюры (по выбору): «Диалог туч, мчащихся “с милого севера в сторону южную”», «Монолог Паруса, скользящего «в луче золотом», «Рассказ Листка о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой». Подобрать или создать к ним иллюстративный ряд | Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Составлять опорный план сочинения. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ. | Индивидуальные за-дания: сообщения «литературоведа»: «Интерес Гоголя к истории Украины». «историков»: Борьба украинского народа за независимость», «Запорожская Сечь»; «искусство-веда» История со-здания и коммента- рий к картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | |
34 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Р.Р. Творческий проект «Гоголь и Пушкин» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Определять жанр литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов. Участвовать в творческом проекте. | Историческая основа повести. Из описания степи выписать пред-ложения, в которых переданы: 1 в. Краски степи. 2 в. Звуки и за-пахи степи. 3 в. Опи-сание обитателей степи. 4 в. Описание воздуха, неба над степью. 5 в. Описание Днепра. | |
35 | Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен. Определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | «Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя. Д/З: наизусть отрывок из речи Тараса о товариществе или из описания степи | |
36 | Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Р.Р. Остап и Андрий (сравнительная характеристика) | Составлять сравнительную характеристику героев. Сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы. Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. | Выразительное чте- ние эпизода от слов: «Отворились вор-ота…» до слов: «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..» | |
37 | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. | Выполнять исследовательскую работу с текстом. Сопоставлять иллюстрации художников с содержанием повести. Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Понимать русское слово в его эстетической функции. Эмоционально откликаться на прочитанное. | 1 вариант. Выписать слова, характеризую-щие отношение Андрия к сражению.2 вариант. Выписать слова, характеризую-щие отношение Остапа к сражению | |
38 | Смысл финала повести | Формулировать художественную идею произведения. Пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести. Включать в свой ответ о произведении комментарий к картине художника. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя | |
39 | Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника | Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | ||
40 | Р.Р. Сочинение № 2 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | Д/З: художествен-ный пересказ с ци-тированием (предва-рительно составить план пересказа, в котором значимые для понимания идеи-цитаты будут представлены как пункты). 1 в. «Бур-мистр». 2 в. «Ма-линовая вода» | |
41 | И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Р.Р. Художественный пересказ рассказов с цитированием по предварительно составленному плану | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | ||
42 | Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта | Читать осознанно литературное произведение. Давать характеристику прочитанному. Составлять сложный план и готовить по нему развёрнутый ответ. Определять роль композиции в идейно-тематическом замысле. Характеризовать персонажей. Определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. | ||
43 | Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. | Определять авторский замысел. Формулировать художественную идею. Составлять ассоциативные ряды. Характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. | ||
44 | Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания | Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Формулировать художественную идею произведения. | Романсы на стихи Тургенева | |
45 | Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...» | Читать выразительно стихотворение. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Находить в тексте средства языковой выразительности. Объяснять понятие коллективный портрет. | Д/З: чтение наизусть | |
46 | Трёхсложные размеры стиха | Усвоить теоретико-литературные понятия: дактиль, амфибрахий, анапест. Определять трёхсложные и двусложные размеры стиха. Отличать трёхсложные размеры стиха от двусложных. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка. | ||
47 | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. | ||
48 | Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство» | Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | Выписать слова,вос-создающие черты портрета отца. Вы-писать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца. | |
49 | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого («Что за человек был мой отец?», «Папа») | Формулировать художественную идею произведения. Пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Характеризовать героев и их поступки. | Индивидуальное за-дание: выучить стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела!» | |
50 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство» | Составлять комментарий к заданным словам. Готовить художественный пересказ фрагмента. Подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л.Н. Толстого. Писать сочинение-зарисовку. | Домашнее сочине-ние-воспоминание о добрых делах (№ 3) | |
51 | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Создавать устные монологические высказывания разного типа. Вести диалог. | ||
52 | Внеклассное чтение. Автобиографическая повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. | ||
53 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. | Групповое задание 1 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сест-ренке. 2 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, свидетель- ствующие об отно-шении Васи к отцу. 3 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи | |
54 | Дружба Васи, Валека и Маруси. Р.Р. Художественный пересказ главы VII | Составлять характеры героев повести. Характеризовать нравственную позицию героев. Определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести. | ||
55 | Р.Р. Диспут «Как я поступил бы на месте героя…» | Формулировать вопросы для размышления. Использовать иллюстративный материал при характеристике произведения. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. | ||
56 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к героям. Выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла. Определять художественную идею произведения и письменно её формулировать | Иллюстрирование | |
57 | Р.Р. Сочинение-рассказ (о встрече повзрослевших Валека и Васи либо продолжение рассказа Короленко) № 4 | Создавать письменный рассказ по предложенной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
58 | А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали | Готовить сообщение о проблематике рассказов Чехова. Составлять план статьи учебника. | ||
59 | Р.Р. Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. | ||
60 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка». Особая роль события рассказывания | Усвоить теоретико-литературные понятия: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, комизм. Формулировать художественную идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | ||
61 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Р.Р. Инсценирование рассказа. | Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Участвовать в инсценировании рассказа. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. | Пересказ с изменением лица | |
62 | Внеклассное чтение. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Р.Р. Составление диафильма | Характеризовать роль детали в юмористическом произведении. Подбирать материал и создавать покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации). Характеризовать героев рассказа. | ||
Из русской литературы XX века (27 часов) | ||||
63 | Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Воспринимать текст публицистического произведения. | ||
64 | И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Давать письменный отзыв о произведении. Выполнять художественный пересказ текста. находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения. | ||
65 | Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | Сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы. Готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин русских художников. Выполнять исследовательскую работу с текстом произведения. Читать стихотворение наизусть. | П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года». И.И. Левитан «Октябрь (осень)». М.В.Нестеров «Осенний пейзаж». К.К. Первухин «Осень на исходе». | |
66 | Детские годы А.И. Куприна | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Готовить сооющения. | ||
67 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». | Рассказывать о творческой истории произведения. Характеризовать художественную идея произведения. Подбирать заглавия к частям рассказа. Характеризовать картины русских художников. | Репродукции кар-тин, посвященных Изображению Кры-ма (И.К. Айвазов-ский, К.Ф. Бога -евский и др.). | |
68 | «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: рождественский рассказ, святочный рассказ. | ||
69 | Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». | Готовить художественный пересказ текста. Выявлять особенности речи героев. Эмоционально откликаться на прочитанное. Характеризовать героев рассказа. Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. | ||
70 | Р.Р. Письменный отзыв об эпизоде | Составлять письменный отзыв об эпизоде. Готовить устный рассказ по заданному началу. | ||
71 | Краткие сведения о С.А. Есенине. | Давать общую характеристику художественного мира поэта. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях Есенина. | ||
72 | Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...». | Составлять устный отзыв о стихотворении. Находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения. | Д/З: наизусть | |
73 | Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Стихотворение «Песнь о собаке» | Проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной учителем теме. Объяснять значение лексических новообразований и редких слов. Эмоционально откликаться на прочитанное. Читать выразительно наизусть литературное произведение. | ||
74 | Внеклассное чтение. Образы животных в произведениях художественной литературы. (Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка»). Нравственные проблемы в произведениях о животных. | Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. Давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать героев рассказов. Эмоционально откликаться на прочитанное. | ||
75 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Внимательно и чутко относиться к природе, видеть её доброту. | ||
76 | «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | Отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль». Определять конфликт произведения. Читать текст и комментировать прочитанное. | ||
77 | Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша | С помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ эпизода. Создавать словесный портрет литературного героя. Составлять связные сообщения по сравнительной характеристике героев. Проводить внутрипредметные связи. | ||
78 | Смысл названия сказки-были | Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Находить элементы фабулы в произведении. Выделять сказочные и мифологические мотивы в произведении. | ||
79 | Р.Р. Сочинение-отзыв о произведении Пришвина «Кладовая солнца» (№ 5) | Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. | ||
80 | А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Определять мотивы стихотворений. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Участвовать в обсуждении. | ||
81 | Тема Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля». Роль художественной детали, её многозначность в стихотворении «Мужество» | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Отличать стихотворную речь от прозаической. Определять размер стихотворения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Определять тему стихотворений. Выразительно читать лирические стихотворения о войне. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. | Д/З: наизусть 1 стихотворение по выбору учащихся | |
82 | Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» | Выразительно читать произведения военной лирики. Участвовать в подготовке литературно-музыкальной композиции. Определять мотивы стихотворений. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Характеризовать ритмико-метрические особенности стихотворения. | Групповое задание: Подготовить вы-ставку, посвящен-ную подвигу народа в Великой Отечест-венной войне (книги о войне, плакаты, репродукции картин художников, собст-венные рисунки) | |
83 | Р.Р. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной» (М.В. Исаковский «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов «Журавли» и др.) | Устанавливать внутрипредметные связи. Готовить материалы из семейного архива. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Создавать словесные картины к стихотворениям. Собирать и изучать письма участников ВОВ. | ||
84 | Внеклассное чтение. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Эмоционально откликаться на прочитанное. | ||
85 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Воспринимать текст публицистического произведения. Составлять план статьи учебника. | ||
86 | Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Читать осознанно художественное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Определять тематику и проблематику произведения. Самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слов. | ||
87 | Р.Р. Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки | Выразительно читать по ролям. Выявлять мотивы поступков героев. Формулировать вопросы к эпизодам произведения. Участвовать в обсуждении произведения. Обосновывать свою точку зрения. Характеризовать образы произведения. Устанавливать межпредметные связи. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. | ||
88 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Картины природы в стихотворении «Звезда полей» | Находить (в том числе в Интернете) краеведческий и иллюстративный материал для заочной экскурсии и слайдовой презентации. Усвоить теоретико-литературное понятие символ. Выразительно читать стихотворение. Участвовать в обсуждении. | ||
89 | Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его мировосприятие. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею поэтического текста. Устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. | ||
Из зарубежной литературы (11 часов) | ||||
90 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика | Находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы. Пересказывать эпизод с заменой лица. Выразительно читать восточную сказку. Отличать по стилю волшебную сказку от сказки народов Востока. | ||
91 | Внеклассное чтение. Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать отрывки из произведения. Характеризовать героев и их поступки. Устанавливать межпредметные связи. | ||
92 | Внеклассное чтение. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Участвовать в обсуждении. Характеризовать образы произведения. Выразительно читать отрывки из произведения. | ||
93 | Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета. Характеризовать образы произведения. | Викторина по сказкам бр. Гримм | |
94 | Р.Р. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | Сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм. Формулировать выводы. Готовить художественный пересказ. Находить основные признаки «бродячего сюжета» | ||
95 | Краткие сведения об О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. | Усвоить теоретико-литературное понятие новелла. Выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа. | ||
96 | О. Генри. Новелла «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | Определять пафос произведения. Определять ведущий художественный приём. Находить отличительные признаки новеллы. Самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения. | ||
97 | Внеклассное чтение. История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем». | Осуществлять художественный пересказ. Готовить выставку материалов к уроку. Определять жанровую принадлежность произведения. Осуществлять внутрипредметные связи. Характеризовать героев произведений зарубежной литературы. | ||
98 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | Работать с материалами учебника. Формулировать микровыводы и выводы. Характеризовать автобиографические эпизоды и сюжетные линии рассказа. | ||
99 | Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге. | Характеризовать личность героя. Самостоятельно исследовать эпизод рассказа. Готовить сообщение о художественных средствах рассказа. Соотносить характер героя с собственными чертами характера. Сопоставлять произведения различных видов искусства (живопись и литература). | ||
100 | Р.Р. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона» | Готовить слайдовую презентацию (компьютерный фильм, анимацию) по рассказу Дж. Лондона. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем. | ||
Итоги (5 часов) | ||||
101 | Семинар «Автор и его герой» | Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровые различия изученных произведений. Определять авторскую позицию и способы ее выражения в изученных произведениях. Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Сопоставлять персонажей литературных произведений. | ||
102 | Внеклассное чтение «По страницам прочитанных произведений» | Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Оценивать собственный ответ. Рецензировать устные ответы одноклассников. | ||
103 | Литературная викторина | Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. | ||
104 | Рекомендации книг для летнего чтения | Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы. Выбирать произведения для самостоятельного чтения. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. | ||
105 | Заключительный урок | Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Формулировать вопросы по прочитанным произведениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
рабочая программа по литературе, 5 класс, по Г.С. Меркину в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по литературе «Программа к...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...
Рабочая программа по литературе для 7 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...
Рабочая программа по литературе для 8 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы Г.С. Меркина, С.А...
Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...