Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данного учебного предмета, даётся общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания; структура и краткое содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся; программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин, ФГОС) | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа №2»
администрации муниципального образования Киреевский район
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор
МБОУ «Бородинская СОШ №2»
_________________ Р.Р. Кисямова _________________ Е.Г. Глебова
«____» ___________________ 2012г. «____» ___________________ 2012г.
Рабочая программа
Предмет: литература
Класс: 5
Годовое количество часов: 105
Ф.И.О. учителя: Баринова Светлана Викторовна
Учебный год: 2012 - 2013
«Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла,
протокол № ___ от «____» ___________________ 2012г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данного учебного предмета, даётся общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания; структура и краткое содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся; программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей
основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:
- проблемное обучение;
- технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем;
- система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего
человека;
- педагогика сотрудничества;
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В 5 классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету.
Пятиклассники отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или не большой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.
В начальной школе заложены основы литературного развития школьника, сформированы личностные качества ученика как заинтересованного читателя. Безусловно, в процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. На примерах из жизни выдающихся писателей показывается, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.
В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Содержание учебного предмета
Мифы
Литература и мифология. Античный миф «Рождение Зевса». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Миф «Олимп».
Фольклор
Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадка как метафора, вид словесной игры. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Чудесные предметы в сказках. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки народов России. Сказка «Падчерица».
Древнерусская литература
Исторические события, факты жизни государства и от дельных князей и их отражение в древнерусской литературе. Летопись как жанр. Отрывок из «Повести временных лет» «Расселение славян». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам», «Из похвалы князю Ярославу и книгам».
Басни народов мира
Жанр басни, история его развития. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», «Жук и муравей».
Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII – XVIII веков. Ж. Лафонтен. Басни «Лисица и виноград», «Желудь и Тыква».
Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека.
Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». Образы животных в баснях.
И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик», «Волк на псарне». Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.
Русская басня в XX веке. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало».
Литература XIX в.
А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной сказки. Добро и зло в сказке Пушкина.
Тема природы в русской поэзии.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная картина…». Картины родной природы в изображении русских поэтов.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «И вижу я себя ребенком…», «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.
И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.
Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Крестьянские дети», «Тройка». Изображение жизни простого народа. Особенности ритмической организации. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов. Авторское отношение к героям.
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», Злоумышленник». Смешное и грустное в рассказах Чехова. Приемы создания характеров
Литература XX в.
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта
Рассказы «В деревне». Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приём антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия
Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Противопоставление мира гора и мира дачи в рассказе. Основная тематика и проблематика рассказа.
А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Особенности создания образов.
А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.
С.А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Малая и большая родина. Олицетворение как основной художественный приём.
А.П. Платонов. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание. Мир глазами ребёнка. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.
Сказовое повествование
П.П. Бажов. Сказы «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей.
Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.
Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти. Мир глазами ребёнка.
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворения В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем лесу».
Литература народов России
Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Песня соловья». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.
Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И. Белов. Рассказ «Весенняя ночь». Отрывок из повести В.Г. Распутина «Век живи – век люби». Тема любви к природе.
Зарубежная литература
Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников в поэме Гомера «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»). Испытания, через которые проходят герои эпоса. Метафорический смысл слова «одиссея»
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.
Х.К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. Герои сказки - Герда и Кай. Борьба добра и любви в сказке.
М.Твен. Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
Ж. Рони-Старший. Человек и природа в повести «Борьба за огонь».
Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов
Дж. Лондон. Рассказы «Сказании о Кише», «Белый Клык». Нравы и обычаи северных народов. Образ главного героя
А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лннеберги» (фрагменты из романа). Сюжет и композиция произведения.
Сведения по теории и истории литературы
Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.
Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.
Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор.
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, аллегория). Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.
Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, повесть). Лирические жанры (стихотворение, послание). Лироэпические жанры (басня, поэма).
Русская литература XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина).
Русская литература XX в. Словотворчество. Изображение судеб русских людей. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям.
Планируемые результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Структура курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мифы | 3 |
3 | Фольклор | 10 |
4 | Древнерусская литература | 2 |
5 | Басни народов мира | 8 |
6 | Литература XIX века | 33 |
7 | Литература XX века | 32 |
8 | Зарубежная литература | 12 |
9 | Итоги | 4 |
Развитие речи – 24 (сочинений – 4)
Внеклассное чтение – 8
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение. 2011 2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 3.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 4.Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 | 1.Литература: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012 2.Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс»/под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 | 1.Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс»/под ред. Г.С. Мерикна. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 2. Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по Саратов: Лицей, 2005 3. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строчки. – М.: Школьная пресса, 2002 4. Предметные недели в школе. Русский язык и литература./Косивцова Л.И. – Волгоград: Учитель, 2010 5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5 – 6 классах: практ. Методика: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2009 6. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 7. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс»/под ред. Г.С. Мерикна. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 8. Литература. 5 – 11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Н.Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008 9. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Деятельность учащихся | Количество часов | Дата | Примечание | |
Введение | 1 | |||||
1 | Литература как искусство словесного образа. Книга в духовной жизни человека | Осмыслять и мотивировать собственную читательскую деятельность. Исследовать цели и задачи читателя и писателя. Создать план-программу для чтения на год. Предлагать мероприятия для внеклассной деятельности по предмету. Выделять специфику художественной литературы и содержание. Составлять тезисы статьи учебника. Усвоить теоретико-литературные понятия: тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение), сюжет. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе | 1 | |||
Мифы | 3 | |||||
2 | Литература и мифология. Античный миф «Рождение Зевса» | Знать, что такое миф, классифицировать мифы по содержанию. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Отличать миф от сказки, легенды и былины. Строить небольшие монологические высказывания. Составлять конспект статьи учебника. | 1 | Работа в парах | ||
3 | Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Миф «Олимп» | Выявлять особенности мифов древних славян. Сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа. Описывать произведения живописи. Выразительно читать текст, составлять план текста, сравнивать тексты на один сюжет, находить сходства и различия. Рассказывать о своём участии в обрядовых праздниках | 1 | Выразительное чтение эпизодов мифа. Экскурсия по галерее изображений мифологических героев (презентация) | ||
4 | Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников в поэме Гомера «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»). Испытания, через которые проходят герои эпоса. Метафорический смысл слова «одиссея» | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать эпизоды, выделять основную идею. Находить отличительные черты мифа и легенды. Выявлять роль гиперболы (средство создания образа). Рисовать иллюстрации к прочитанному. Составлять план текста. Читать по ролям | 1 | Гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике | ||
Фольклор | 10 | |||||
5 | Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка как метафора, вид словесной игры. Р.Р. Творческая работа «Составление загадок». Р.К. Самобытность Тульского фольклора. | Выделять главное в статье учебника, составлять опорные записи. Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям. Приводить примеры фольклорных произведений разных жанров. Участвовать в диалоге по предложенным вопросам. Знать признаки загадки. Выделять типы и циклы загадок. Понимать роль и место загадки в фольклоре и современной литературе, связь между различными жанрами фольклора. Видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая и сочиняя загадку | 1 | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Конкурс творческих работ | ||
6 | Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Р.К. Пословицы и поговорки о Туле и туляках. | Находить отличительные черты пословиц и поговорок. Понимать роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Объяснять смысл пословиц и поговорок. Усвоить понятие афористичности | 1 | Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова | ||
7 | Литературная игра «Народная мудрость». Р.Р. Написание рассказа по пословице. | Различать пословицы и поговорки, использовать их в письменных высказываниях. Выделять тематику пословиц и поговорок. Определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию. Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях | 1 | |||
8 | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Чудесные предметы в сказках | Классифицировать сказки. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. Конспектировать статью учебника. Усвоить теоретико-литературные понятия: композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, зачин, концовка. Понимать нравственную взыскательность и эстетическое совершенство русских народных сказок, значение сказок в жизни народа. Выделять структурные элементы сказок | 1 | Миф и сказка. Фольклорная и литературная сказка | ||
9 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках | Знать особенности волшебной сказки. Выразительно читать и сказывать волшебную сказку. Составлять план сказки. Характеризовать героев сказки, давать их сравнительные характеристики. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы. Сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм) | 1 | Постоянные эпитеты, троекратные повторы, гиперболы | ||
10 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» | Пересказывать узловые сцены и эпизоды. Характеризовать героев сказки, давать их сравнительные характеристики. Находить особенности бытовой сказки. Сравнивать волшебную и бытовую сказки. Составлять таблицу. Пересказывать текст сжато. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Давать устную характеристику героев. Выражать личное читательское отношение к прочитанному | 1 | |||
11 | Сказки народов России. «Падчерица» | Работать с разными источниками информации. Выразительно читать сказку, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания. Пересказывать сказку, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы. Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике | 1 | |||
12 | Р.Р. Вн. чт. Р.К. Сказки моей бабушки. Особенности сказывания произведений устного народного творчества. Сюжеты народных сказок в картинах художников В.М. Васнецова, И.Я. Билибина | Формировать эстетический вкус. Выбирать произведения для самостоятельного чтения. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Выразительно пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. Работать с разными источниками информации. Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Описывать репродукции картин и иллюстрации к сказкам. Определять связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Представлять собственные иллюстрации к сказкам. | 1 | |||
13 | Р.Р. Урок фантазии и творчества. Сочинение-сказка (№ 1) | Отбирать материал для сочинения. Продумывать сюжет и композицию. Составлять развёрнутое монологическое высказывание в жанре сказки. Редактировать черновой вариант сочинения | 1 | |||
14 | Р.Р. Работа над сочинением | Редактировать черновой вариант сочинения | 1 | |||
Древнерусская литература | 2 | |||||
15 | Исторические события, факты жизни государства и от дельных князей и их отражение в древнерусской литературе. Летопись как жанр. Отрывок из «Повести временных лет» «Расселение славян» | Выделять главное в статье учебника, составлять опорные записи. Составлять вопросы по материалам статьи учебника. Усвоить теоретико-литературные понятия: древнерусская литература, летопись, летописец. Выразительно читать текст. Готовить сообщение, презентовать его. Выражать личное читательское отношение к прочитанному | 1 | Сообщения: «Крещение Руси и его значение», «Письменность в дохристианский период», «Значение «Повести временных лет» для русской литературы и культуры» | ||
16 | Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам», «Из похвалы князю Ярославу и книгам» | Готовить сообщение, презентовать его. Работать с разными источниками информации. Пересказывать текст с сохранением его лексических особенностей. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Давать устную характеристику героев | 1 | Печатные и рукописные книги. Сообщение о Константинополе и Хазарах. Д/З: пересказ отрывков «Повести временных лет» с использованием старинных слов и выражений: «Кий, Щек, Хорив» (1 вариант), «Дань хазарам» (2 вариант) | ||
Басни народов мира | 8 | |||||
17 | Жанр басни, история его развития. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», «Жук и муравей» | Усвоить теоретико-литературные понятия: басня, притча, эзопов язык, аллегория. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Конструировать вопросы к статье учебника. Выразительно читать (инсценировать) легенды об Эзопе. Готовить сообщение, презентовать его. | 1 | Сообщение об Эзопе | ||
18 | Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII – XVIII веков. Ж. Лафонтен. Басни «Лисица и виноград», «Желудь и Тыква» | Соотносить содержание литературных произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Готовить сообщение, презентовать его. | 1 | Сообщение о Лафонтене | ||
19 | Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека | Готовить сообщение, презентовать его. Давать устную характеристику героев. Анализировать мораль басни. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Доказывать принадлежность произведения к жанру басни | 1 | |||
20 | Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». Образы животных в баснях | Готовить сообщение, презентовать его. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Давать устную характеристику героев. Сравнивать басни, написанные разными авторами на один сюжет | 1 | Сообщение о Тредиаковском, Сумарокове | ||
21 | Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Осёл и мужик», «Волк и Ягнёнок». | Характеризовать эпоху, в которой жил Крылов. Доказывать принадлежность произведения к жанру басни. Определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. Характеризовать персонажи. Выразительно читать басни по ролям. Находить примеры изобразительно-выразительные средства. Создавать словесные иллюстрации | 1 | Презентация | ||
22 | И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне». Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. | Анализировать мораль басни. Выразительно читать басню по ролям. Выразительно читать басни наизусть. Задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Делать иллюстрации к произведениям | 1 | |||
23 | Вн.чт. Мир басен И.А. Крылова. Р.Р. Инсценирование басни | Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Выбирать произведения для самостоятельного чтения. Инсценировать басни. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах. Составлять развёрнутое монологическое высказывание в жанре басни | 1 | |||
24 | Русская басня в XX веке. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало» | Доказывать принадлежность произведения к жанру басни. Выразительно читать басни по ролям. Находить примеры изобразительно-выразительные средства. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Создавать словесные иллюстрации | 1 | |||
Литература XIX века | 33 | |||||
25 | А.С. Пушкин. Детство поэта. Книга в судьбе Пушкина. Стихотворение «Няне». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроения. Р.Р. Словесный портрет няни поэта | Знать факты биографии поэта (детство, близкие люди). Усвоить теоретико-литературные понятия: лирика, лирический герой, послание. Выразительно читать и комментировать текст лирического произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её | 1 | Презентация | ||
26 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной сказки. | Усвоить теоретико-литературное понятие литературная сказка. Составлять план сказки. Характеризовать героев и их поступки. Осуществлять выборочное чтение текста. | 1 | |||
27 | Добро и зло в сказке Пушкина | Характеризовать героев и их поступки. Строить монологическое высказывание с элементами анализа художественного текста. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Писать отзыв о прочитанном произведении | 1 | Творческая работа | ||
28 | А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина | Формировать читательский вкус. Знать историю написания произведения, сопоставлять текст произведения и его экранизацию, находя сходства и различия. Понимать связь поэмы с фольклорными произведениями. Характеризовать героев и их поступки. Строить монологическое высказывание с элементами анализа художественного текста. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. Выражать личное читательское отношение к прочитанному | 1 | |||
29 | Стихотворная и прозаическая речь. Знакомство с понятиями ритм, рифма, стопа Р.Р. Сочинение стихотворения | Усвоить теоретико-литературные понятия: ритм, ритмическое ударение, стопа, строфа, рифма. Выразительно читать стихотворения наизусть. Отличать стихотворную речь от прозаической, составлять ритмический рисунок стиха, находить и классифицировать рифмы. Составлять стихи по заданным рифмам | 1 | Творческая работа | ||
30 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике | Усвоить теоретико-литературное понятие пейзаж. Читать выразительно стихотворения. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1 | Чтение наизусть | ||
31 | Тема природы в русской поэзии. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» | Называть поэтов XIX века, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Понимать чувства и настроения поэтов. Выразительно читать и комментировать текст лирического произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её | 1 | |||
32 | Картины родной природы в изображении русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная картина…» | Читать выразительно стихотворения. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Создавать словесные картины к стихотворениям, описывать репродукции картин | 1 | Чтение наизусть | ||
33 | М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. «И вижу я себя ребенком…» Р.К. Память об отце. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. | Ознакомиться с фактами биографии поэта (детство, близкие люди). Готовить сообщение, презентовать его. Оценивать устный овеет своего одноклассника. Знать факты, связанные с историей создания стихотворения. Усвоить теоретико-литературные понятия: звукопись, ассонанс, аллитерация, риторическое восклицание. Понимать роль монолога и диалога в произведении. Находить в тексте средства языковой выразительности. Определять композицию произведения. Составлять план развития сюжета. Выделять главную мысль. Вести диалог. Выразительно читать по ролям. | 1 | Презентация | ||
34 | Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Р.Р. Повествование о событиях от лица их участника | Понимать патриотический пафос стихотворения. Строить сообщение на основе цитатного плана, выразительно читать. Оценивать мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Давать характеристику героев. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения | 1 | Чтение наизусть | ||
35 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Характеризовать повествовательную манеру писателя, определять реальное и фантастическое в сюжете. Пересказывать содержание произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Определять основной конфликт повести | 1 | Презентация | ||
36 | Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов | Характеризовать образ персонажей через чтение их монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т.д. Составлять план характеристики образов. Создавать собственное монологическое высказывание. Подбирать цитаты. Инсценировать отрывок | 1 | Инсценирование отрывка | ||
37 | Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма | Выявлять особенности сюжета, языка и стиля. Определять лирическое и комическое начала в повести. Находить в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1 | Иллюстрирование эпизода | ||
38 | Вн.чт. Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам как основа сюжетов повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Выразительно пересказывать самостоятельно прочитанную повесть. Видеть черты национального характера в героях повестей Гоголя. Работать с разными источниками информации. Определять связь между литературным произведением и другими видами искусства. | 1 | |||
39 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Р.К. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания повести «Муму». Реальная основа повести | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Выступать с сообщениями на литературную тему. Объяснять значение устаревших слов и выражений | 1 | |||
40 | Сюжет и герои повести «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. Формулировать вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы одноклассников. Аргументированно доказывать свою точку зрения | 1 | |||
41 | Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя | Комментировать художественный текст. Анализировать поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа. Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. Роль художественной детали в раскрытии образа главного героя. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи | 1 | |||
42 | Образ Муму. Смысл финала повести. Особенности повествования, авторская позиция. Р.Р. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню) | Прослеживать изменения в характере главного героя. Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. Определять тематику и проблематику произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное | 1 | |||
43 | Р.Р. Сочинение-отзыв (№ 2) о прочитанном произведении | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Создавать черновик сочинения | 1 | |||
44 | Р.Р. Работа над сочинением | Редактировать черновой вариант сочинения | 1 | |||
45 | Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Авторская позиция и способы ее выражения. | Усвоить теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе. Выделять этапы развития сюжета. Характеризовать героев и их поступки. Определять нравственную проблематику произведения. Сопоставлять произведения литературы и живописи | 1 | |||
46 | Своеобразие ритма и языка стихотворения в прозе «Русский язык». Р.Р. Конкурс на лучший вопрос к стихотворениям к прозе | Владеть монологической и диалогической речью. Выбирать и использовать выразительные средства языка для анализа текста. Выразительно читать произведение наизусть | 1 | Чтение наизусть | ||
47 | Н.А. Некрасов. Детские годы поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Особенности ритмической организации | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Находить и анализировать информацию о жизни и творчестве поэта, используя различные источники. Выступать с сообщениями на литературную тему. | 1 | Презентация | ||
48 | Образы крестьянских детей и средства их создания в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении. Р.Р. Рассказ о герое | Читать стихотворение по ролям. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Составлять собственное монологическое высказывание | 1 | |||
49 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Авторское отношение к героям | Усвоить теоретико-литературные понятия: строфа, риторическое обращение. Читать выразительно стихотворение. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Выявлять авторскую позицию. Создавать словесные иллюстрации к произведению | 1 | |||
50 | Р.К. Л. Н. Толстой – наш великий земляк. Заочная экскурсия в Ясную поляну. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Поучительный характер рассказа | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Находить и анализировать информацию о жизни и творчестве писателя, используя различные источники. Выступать с сообщениями на литературную тему. Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять цитатный план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения | 1 | Быль как литературный жанр | ||
51 | Р.Р. Жилин и Костылин как два разных характера (сравнительная характеристика). Судьбы Жилина и Костылина | Передавать содержание прочитанного текста. Понимать жизненную позицию главного героя, авторскую позицию. Составлять сравнительную характеристику героев. Подбирать цитаты. Создавать собственное монологическое высказывание. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её | 1 | Д/З: подобрать 5-6 пословиц о любви к людям (1 вариант), о доброте (2 вариант), о войне и мире (3 вариант) | ||
52 | Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия | Усвоить теоретико-литературные понятия: фабула сюжет, эпилог, конфликт. Определять актуальность произведения для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. Анализировать прозаический текст с точки зрения его содержания и формы. Пересказывать текст от лица героя. Развивать умение давать устный и письменный ответ на вопрос. Совершенствовать речевые навыки. Эмоционально откликаться на прочитанное | 1 | |||
53 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?» (№ 3) | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Создавать черновик сочинения | 1 | Либо: «Жилин и Костылин»; | ||
54 | Р.Р. Работа над сочинением | Редактировать черновой вариант сочинения | 1 | |||
55 | Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Книга в жизни Чехова | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Находить и анализировать информацию о жизни и творчестве писателя, используя различные источники. Выступать с сообщениями на литературную тему | 1 | Презентация | ||
56 | Рассказ А.П. Чехова «Пересолил». Приемы создания характеров | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. Пересказывать текст подробно. Выявлять авторскую позицию, анализировать средства её выражения | 1 | |||
57 | Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Усвоить теоретико-литературные понятия: юмор, ирония, деталь. Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами. Передавать личное отношение к произведению. Составлять собственное монологическое высказывание | 1 | |||
Литература XX века | 32 | |||||
58 | Детские годы И.А. Бунина. Р.К. Бунины в Ефремове. Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...». Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта | Конспектировать лекцию учителя. Устанавливать связь литературы XX века с литературой предшествующего периода. Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Усвоить теоретико-литературные понятия: традиции в литературе, символ, стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений). Анализировать стихотворение с точки зрения его содержания и формы. Выразительно читать стихотворение. Оценивать собственный ответ. Выполнять исследовательскую работу | 1 | Тема красоты природы и приемы ее реализации. Художественное богатство стихотворения. Второй план в стихотворении | ||
59 | И.А. Бунин. Рассказ «В деревне». Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять цитатный план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. Составлять цитатный план. Передавать личное читательское отношение к прочитанному, эмоционально откликаться на прочитанное | 1 | Репродукции картин И. Шишкина, К. Юона, посвящённые зиме | ||
60 | И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приём антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия | Усвоить теоретико-литературные понятия: антитеза, повтор. Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа. Формулировать вопросы по тексту произведения. Формулировать тему, идею, проблематику произведения. Пересказывать текст с изменением лица | 1 | |||
61 | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Противопоставление мира гора и мира дачи в рассказе | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Усвоить теоретико-литературные понятия: эпизод, контраст, прототип. Составлять вопросы. Передавать личное читательское отношение к прочитанному | 1 | |||
62 | Основная тематика и проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» Р.Р. Составление рассказа о впечатлениях от услышанного или увиденного в удивительном мире природы | Усвоить теоретико-литературное понятие: финал. Выборочно пересказывать текст. Формулировать тему, идею, проблематику произведения. Письменно отвечать на вопрос. Формулировать собственное монологическое высказывание | 1 | |||
63 | А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Особенности создания образов | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Определять авторскую позицию. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Пересказывать произведение с изменением лица. Характеризовать героев и их поступки | 1 | |||
64 | Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока | Ознакомиться с фактами биографии поэта (детство, близкие люди). Находить и анализировать информацию о жизни и творчестве писателя, используя различные источники. Выступать с сообщениями на литературную тему. Составлять план статьи учебника | 1 | Презентация | ||
65 | А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | Выразительно читать и комментировать текст лирического произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её | 1 | Чтение наизусть | ||
66 | С.А. Есенин. Детские годы поэта. Малая и большая родина. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | Ознакомиться с фактами биографии поэта (детство, близкие люди). Находить и анализировать информацию о жизни и творчестве писателя, используя различные источники. Выступать с сообщениями на литературную тему. Составлять план статьи учебника | 1 | Презентация. Сообщение о сестре Есенина Шуре | ||
67 | С.А. Есенин. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы...». Олицетворение как основной художественный приём | Читать выразительно стихотворение. Выразительно читать произведение наизусть (по выбору учащихся). Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1 | Чтение наизусть | ||
68 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Осуществлять художественный пересказ фрагмента. Составлять словарь для характеристики предметов и явлений. Выявлять авторскую позицию. Создавать словесные иллюстрации к произведению | 1 | |||
69 | А.П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка | Анализировать прозаическое произведение с точки зрения его содержания и формы. Сопоставлять героев рассказов Платонова «Никита» и «Цветок на земле». Выявлять авторскую позицию. Передавать личное читательское отношение к прочитанному | 1 | Репродукция картины А.А. Пластова «Сенокос» | ||
70 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Составлять план статьи учебника. | 1 | |||
71 | П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Особенности сказовой манеры повествования | Усвоить теоретико-литературные понятия: сказ, повествователь. Выразительно читать сказ по ролям. Характеризовать героев и их поступки. Составлять собственное монологическое высказывание | 1 | |||
72 | Образ повествователя в сказе П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» | Характеризовать героев и их поступки. Составлять собственное монологическое высказывание. Составлять вопросный план сказа. Выражать личное читательское мнение о прочитанном | 1 | |||
73 | Вн.чт. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей. Р.Р. Сравнение сказа и сказки | Определять жанр литературного произведения. Сравнивать сказ и сказку. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Составлять собственное монологическое высказывание | 1 | |||
74 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Составлять план статьи учебника. Определять жанр литературного произведения. Строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного. Составлять план рассказа. Характеризовать героев и их поступки, своеобразие языка писателя | 1 | |||
75 | Вн.чт. Р.Р. Инсценирование фрагментов известных произведений Н.Н. Носова. | Инсценировать фрагменты известных произведений Н.Н. Носова. Рецензировать ответы одноклассников. Работать в группах | 1 | |||
76 | Р.Р. Творческая работа по выбору учащихся: сочинение забавной истории, составление мультфильма по любимому рассказу Н.Н. Носова | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами. Отбирать материал для сочинения. Составлять план творческой работы. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного. Передавать личное отношение к произведению | 1 | |||
77 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро» - автобиографическое произведение о детских годах писателя | Знать отдельные эпизоды жизни писателя, делать сообщение на заданную тему, выразительно читать текст и отвечать на вопросы по нему. Выделять главную мысль, работать в соответствии с предложенным планом, выразительно читать | 1 | |||
78 | Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Мальчик в борьбе за спасение | Читать текст и комментировать его. Осуществлять выборочный пересказ отдельных эпизодов. Составлять письменную характеристику героя. Делать осмысленные выводы. Выполнять словесное иллюстрирование | 1 | |||
79 | Р.Р. Рассказ о герое | Характеризовать героя и его поступки. Передавать личное читательское отношение к прочитанному, эмоционально откликаться на прочитанное. Составлять собственное монологическое высказывание | ||||
80 | Лабораторная работа по теме «Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы» (работа с текстом) | Объяснять смысл рассказа названия рассказа. Сопоставлять настроение человека и состояние окружающего мира | 1 | |||
81 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге» (№ 4) | Отбирать материал для сочинения. Продумывать сюжет и композицию. Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами. Составлять опорный план сочинения. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Создавать черновик сочинения | 1 | |||
82 | Р.Р. Работа над сочинением | Редактировать черновой вариант сочинения | 1 | |||
83 | Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Мир глазами ребёнка в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас» | Ознакомиться с фактами биографии писателя (детство, близкие люди). Составлять план статьи учебника. Усвоить теоретико-литературное понятие юмор. Осуществлять инсценированное чтение рассказа. Работать в группах. Выражать собственное мнение о прочитанном произведении и обосновывать его. Рецензировать ответы одноклассников | 1 | |||
84 | Родная природа в произведениях поэтов XX века. В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу» | Называть поэтов XX века, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Понимать чувства и настроения поэтов. Выразительно читать и комментировать текст лирического произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Формулировать тему, идею, проблематику. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её | 1 | |||
85 | Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Песня соловья». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта | Работать с разными источниками информации. Владеть основными способами её обработки и презентации. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников | 1 | Литература народов России | ||
86 | Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И. Белов. Рассказ «Весенняя ночь» | Готовить сообщение на литературную тему. Усвоить теоретико-литературное понятие лирическая проза. Определять жанровую принадлежность художественного произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение | 1 | |||
87 | Отрывок из повести В.Г. Распутина «Век живи – век люби». Тема любви к природе | Выделять этапы развития сюжета. Формулировать вопросы по тексту произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1 | |||
88 | Вн.чт. Р.К. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения о природе поэтов Тульского края | Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения. Выразительно читать стихотворения наизусть | 1 | |||
89 | Вн.чт. Урок-концерт на тему «Война в лирике поэтов XX века» | Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Интерпретировать прочитанное. Устанавливать поле читательских ассоциаций. Отбирать произведения для чтения. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Работать с разными источниками информации. Владеть основными способами её обработки и презентации. Работать в группах | 1 | Коллективый проект | ||
Зарубежная литература | 12 | |||||
90 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Слово о писателе. Жанровое своеобразие романа | Читать текст и комментировать прочитанное. Выделять главное, составлять опорные записи. Вступать в речевое общение. Определять тему и основную мысль. Готовить выборочный пересказ эпизодов | 1 | Художественный фильм «Удивительные приключения Робинзона Крузо» | ||
91 | Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе | Характеризовать героя. Давать письменный ответ в форме рассуждения на заданный вопрос. Пересказывать и анализировать узловые сцены и эпизоды. Выяснить современное значение терминов «робинзон», «робинзонада». Выделять основную мысль произведения. Владеть монологической и диалогической речью | 1 | |||
92 | Х.К. Андерсен. Слово о писателе. Литературная сказка «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров | Сопоставлять народные и авторские сказки. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных сказках. Находить материал из различных источников. Готовить сообщение на литературную тему. Выделять этапы развития сюжета. Определять тему, идею, проблематику сказки. Выразительно пересказывать сказку (разные виды пересказа по выбору учащихся) | 1 | |||
93 | Герои сказки - Герда и Кай | Характеризовать героев и их поступки. Прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений. Выяснять роль второстепенных персонажей в развитии сюжета. Определять функции фольклорных мотивов в сказке. Строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного | 1 | |||
94 | Борьба добра и любви в сказке «Снежная королева» | Создавать словесные иллюстрации. Определять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять эпизоды сказки с иллюстрациями к ней. Определять нравственную проблематику произведения | 1 | |||
95 | Вн.чт. Сказка Х.К. Андерсена «Соловей». Внешняя и внутренняя красота | Осознанно читать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Читать по ролям. Характеризовать героев и их поступки. Определять нравственную проблематику произведения | 1 | |||
96 | М.Твен. Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Читать текст и комментировать прочитанное. Составлять сравнительную характеристику героев. | 1 | Тема детства в зарубежной литературе | ||
97 | Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Р.Р. Сравнительная характеристика героев | Усвоить теоретико-литературное понятие ирония. Оценивать и анализировать поступки героев. Создавать словесный портрет литературного героя. Составлять связные сообщения по сравнительной характеристике героев. Определять проблематику произведения. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах | 1 | |||
98 | Ж. Рони-Старший. Человек и природа в повести «Борьба за огонь» | Знать отдельные эпизоды жизни писателя, делать сообщение на заданную тему, выразительно читать текст и отвечать на вопросы по нему. Выделять главную мысль, работать в соответствии с предложенным планом, выразительно читать | 1 | |||
99 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Нравы и обычаи северных народов в «Сказании о Кише» | Воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет. Определять жанровые особенности произведения. Характеризовать героев и их поступки. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1 | |||
100 | Вн. чт. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Рассказ Дж. Лондона «Белый Клык». Образ главного героя | Формировать читательский вкус. Осознанно читать произведение. Выделять этапы развития сюжета. Формулировать вопросы по тексту произведения. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации | 1 | |||
101 | А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лннеберги» (фрагменты из романа). Сюжет и композиция произведения | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Анализировать произведение с точки зрения его содержания и формы | 1 | |||
Итоги | 4 | |||||
102 | Семинар «Литература – искусство слова» | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровые различия изученных произведений. Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Сопоставлять персонажей литературных произведений. | 1 | |||
103 | Литературная игра «Дорогами добра» | Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам. Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. | 1 | |||
104 | Рекомендации книг для летнего чтения. | Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы. Выбирать произведения для самостоятельного чтения. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы. Выбирать произведения для самостоятельного чтения. | 1 | |||
105 | Заключительный урок | Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Формулировать вопросы по прочитанным произведениям. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
рабочая программа по литературе, 5 класс, по Г.С. Меркину в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по литературе «Программа к...
Рабочая программа по литературе для 6 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...
Рабочая программа по литературе для 7 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...
Рабочая программа по литературе для 8 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы Г.С. Меркина, С.А...
Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...