Урок внеклассного чтения в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
На данном уроке проводится анализ стихотворения И.С. Тургенева " Как хороши, как свежи были розы.."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_v_10_klasse.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 10 классе.
Тема урока: реминисценции в русской поэзии (стихотворения И.С. Тургенева, И.П. Мятлова и И. Северянина).
Цель урока: проанализировать стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», провести сравнение со стихотворением И.П. Мятлова «Розы» и Игоря Северянина «Классические розы».
Последние годы жизни, будучи больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. С 1878 года писатель создает «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого трудного и своеобразного жанра. Ему хотелось сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр дневника , в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, чести и честности, совести, вере. Это своего рода лирический дневник.
Тургенев считал «Стихотворения в прозе» эскизами будущих картин, этюдами с натуры. В письмах он иногда называет их «зигзагами», подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и и интонаций, а также причудливость жанра книги. Анненков назвал «Стихотворения в прозе» тканью «из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мужской мысли». По своему элегическому строю миниатюры близки к стихотворениям Батюшкова, Баратынского, Тютчева.
Тургенев пытается решить основные вопросы бытия (рождение, любовь, дружба, ненависть, время, смерть, бессмертие).
Основные черты стихотворений – лиризм, мелодичность, исповедальность. Сначала писатель назвал свои размышления «Старческими раздумьями». В журнале «Вестник Европы» №12 за 1882 год появились 40 стихотворений под названием «Старческое», позже редактор журнала Стасюлевич дал миниатюрам название «Стихи в прозе», которым предпослано обращение к нам, читателям: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое,– и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.»
Сегодня на уроке мы последуем совету великого писателя и познакомимся со стихотворением «Как хороши, как свежи были розы…», проанализируем его и сравним со стихотворениями И.С. Мятлева и И. Северянина.
Какие образы, ассоциации, чувства, настроения вызывает эта строка: «Как хороши, как свежи были розы…»?
Чтение стихотворения (Некрасова).
Какой отклик вызвало в вашей душе стихотворение?
Какие темы можно выделить?
Каково настроение стихотворения?
Какой мотив звучит в теме настоящего?
Какой образ-символ особенно важен?
Какие картины прошлого возникают в памяти лирического героя? Нарисуйте их вслед за автором.
Таким образом, мы видим контрастность картин прошлого и настоящего. Контрастны пейзажи, образы лирического героя, образы-символы: свеча – звезды, звуковое обрамление: свеча трещит, мороз скрыпит, скучный старческий шепот, кто-то кашляет хрипло и глухо – воркотня самовара, звуки ланнеровского вальса (Ланнер – австрийский композитор и дирижер (1801 – 1843гг.)), молодые добрые голоса.
В прошлом – покой, уют, семейное счастье, гармония, в настоящем – одиночество, отчаянье, тоска. «Звуковой контраст»
Итак, лиризм, глубокое раскрытие интимных переживаний, исповедальность присущи этой миниатюре.
Каково роль рефренса «Как хороши, как свежи были розы…» (стих или строфа, в определенном порядке повторяющаяся в тексте)?
1. Отделяет прошлое от настоящего, воспоминание от реальности.
2. Хрупкий мостик, который связывает лирического героя с прошлым, с жизнью.
3. Подчеркивает мотив ушедшей жизни, счастья, невозвратимости ушедшего (были… были… были), безысходности.
4. Организует внутренний мир, мелодику стихотворения».
Всякий, читавший этот тургеневский шедевр, задавался, наверное, вопросом: откуда такая прекрасная и такая грустная строка: «Как хороши, как свежи были розы…»? И находил в примечаниях имя малоизвестного читателю поэта Ивана Петровича Мятлева (1796 – 1844). В 1813-1814 годах в звании корнета Белорусского гусарского полка воевал против Наполеона, через год уволился из армии и поселился в своем петербургском доме – среди роскоши и произведений искусства круг его знакомств обширен: А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.А. крылов и многие другие.
Стихи Мятлев начал сочинять рано и мастерски читал их. В 1834 и 1835 годах у Мятлева вышли два сборника, включивших по 14 стихотворений и сопровождавшихся надписью: «Уговорили выпустить». Именно его стихотворение «Розы» вдохновило Тургенева на создание шедевра и принесло бессмертие его создателю.
Роза символизирует в любовной лирике любовь, счастье.
А как этот образ раскрывается у Мятлева?
Каков образ лирической героини?
Пушкин в романе «Евгений Онегин» иронизирует над рифмой: морозы – розы.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель ждет уж рифмы розы
На вот возьми ее скорей.
Но у Мятлева она не кажется надоевшей и избитой.
Розы ассоциируются с лирической героиней: девицей прелестной, ангелом красоты, девой рая, царицей с радостным челом, с каштановыми кудрями, с весельем в очах.
Каково настроение стихотворения?
Как это выражается синтаксически? лексически?
Чем неожидан финал стихотворения?
Сравните первые и последние строчки, обратите внимание на рифмы: розы - морозы, пламень -камень, рок – венок, контекстуальные антонимы, синонимы.
Символом чего же являются розы в финале стихотворения Мятлева?
Поэт Серебряного века Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев (1887-1941гг.)), будучи в эмиграции, в 1925 году пишет свои «Классические розы» (чтение)
Как вы думаете, почему такое название?
Розы – стихают грозы для лирического героя, розы – символ посмертной славы, признания.
«Внутренне» стихотворения связывает мотив воспоминаний, смерти. Розы – символ не только любви, молодости, счастья, но и символ скорби и безысходности.
У Северянина звучит надежда на лучшее, а розы у него являются символом славы и признаня, пусть и посмертного.
Отличие:
В центре стихотворения Мятлева – любовная драма.
У Тургенева – стихотворение философского содержания, раскрывающее быстротечность жизни, мимолетность счастья.
У Северянина звучит тема связи судьбы поэта с судьбой Родины, тема славы и признания. Тургенев и Северянин дополнили, углубИли образ немеркнущего стихотворения Мятлева.
Несмотря на общий образ, каждое стихотворение – шедевр.
Что объединяет эти шедевры внешне?
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...