Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумилёва, пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её недюжинности, многогранности, побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и стихам поэта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе
на тему:
"Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"
Попова Нина Ивановна, преподаватель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание литературы
Разве не хорошо сотворить свою жизнь,
как художник творит свою картину, как поэт
создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив,
но разве не из твёрдого камня высекают самые
дивные статуи?
Н.С.Гумилёв.
Цель урока:
Познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумилёва.
Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её недюжинности, многогранности.
Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и стихам поэта.
Форма урока: пресс-конференция.
Оформление: портрет Н.С.Гумилёва.
Предварительное домашнее задание:
Подготовиться к интервью с Н.С.Гумилёвым, прочитав его биографию и составив вопросы (письменно), которые должны высветить личность поэта.
Повторить понятия «акмеизм», «особенности акмеизма», заполнить 3-ю часть таблицы «Особенности литературного направления акмеизм» («Мои находки и открытия»), используя учебник и дополнительную литературу по теме.
Индивидуальные задания:
Написать и прочитать наизусть монолог от лица Н.С.Гумилёва о его судьбе и творчестве.
Подготовиться к роли литературоведа: прочитать биографию Н.С.Гумилёва и 1 – 2 литературоведческие работы о его творчестве; подготовить (письменно и устно) небольшие справки на тему : «Путешествия Гумилёва», «Гумилёв и Ахматова», «Гумилёв в годы Первой мировой войны», «Деятельность Гумилёва в Советской России», «Арест и смерть Н.С.Гумилёва».
Подготовить выразительное чтение наизусть стихов Н.С.Гумилёва «Капитаны»(отрывок), «Вступление», «Она», «Отравленный», «Наступление».
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым литературным направлением начала 20 века-с акмеизмом. Объясните, пожалуйста, в чём не приемлют ученики – акмеисты жизненную позицию своих учителей – символистов? В чём заключается своеобразие стихов акмеистов?
(Ученик отвечает.)
Учитель: Серебряный век ушёл, запечатлённый в фотографиях, дневниках, музыке, живописных полотнах, манифестах, письмах, стихах…Попытаемся оживить его. Представьте: вы, журналисты, присутствуете на пресс-конференции талантливого русского поэта, одного из основателей акмеизма – Н.С.Гумилёва. Ваша задача – слушать, думать, делать записи, задавать вопросы – ответит на них сам Н.С.Гумилёв в лице (фамилия ученика, исполняющего роль Гумилёва) и наша современница, литературовед (фамилия ученицы), изучающая творчество Н.С.Гумилёва.
Итак, о себе расскажет сам поэт.
Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва): Я, Николай Гумилёв, родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, бурной штормовой ночью. По семейному преданию, старая нянька предсказала, что у меня будет бурная жизнь. Она была пророчицей, моя нянька; правда, понял я это не сразу.
С детства я ненавидел свою фамилию - Гумилёв, что значит «смиренный». Я жил вопреки всякому смирению! Когда мы, царскосельские мальчишки, играли в индейцев, я всегда был вождём. Брат Виктор однажды сказал: «Старшие ребята не подчинятся тебе…». «А я упорный, я заставлю!» – ответил я.
Ученик:
На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны-
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из – за пояса рвёт пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернёт паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый. Уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?
(Н.С.Гумилёв. Капитаны.)
Ученик – Гумилёв: Читать я выучился сравнительно поздно – шести лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей. Чтение становится любимым занятием, любимыми писателями – Пушкин и французские символисты; любимой наукой – наука о литературе. Со временем во мне крепнет уверенность в том, что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой – ремеслом. Созданный в 1911 году «Цех поэтов» и призван был формировать поэтов. Разделив участников на «мастеров» (коих было всего 2 – Городецкий и я) и «подмастерьев», я вменил в обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение «мастеру», работу над «вещью» по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера».Акмеизм как программа зародился в «Цехе поэтов» несколько позже…
Ученик – литературовед: В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр – Дам…Затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.
Ученик – Гумилёв: Я побывал в Африке 3 раза, в общей сложности провёл там почти 2 года. Я ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Нельзя сказать, что Африка негостеприимна. Но она ждёт именно гостей и никогда не признаёт их хозяевами.
Ученик:
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Обречённый тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о рёбра.
Дай за это дорогу мне торную,
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем чёрную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,-
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
(Н.С.Гумилёв. Вступление.)
Ученик – литературовед: Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика.
Ученик – Гумилёв: В юности я считал себя очень некрасивым: слишком худ и неуклюж. Я по вечерам запирал дверь своей комнаты и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность…
Анну я встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было 17 лет, ей – 15. Мы вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах , хотя и относились к ним весьма иронически.
Ученик:
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать её нельзя красивой,
Но в неё всё счастие моё.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.
(Н.С.Гумилёв. Она.)
Ученик – литературовед: Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным.
Ученик – Гумилёв: Когда в 1918 году я вернулся из заграничной командировки, она сказала : «Дай мне развод». «Пожалуйста», - ответил я. Во время развода никогда ничего не показывал, не сердился, хотя очень был расстроен. Только раз ещё заговорил об этом. Мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него; я поцеловал её руку и сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»
(Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Отравленный».)
Ученик – литературовед: Когда началась Первая мировая, он выхлопотал, чтобы его приняли на военную службу, от которой он был освобождён по зрению. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было другое: он, человек, привыкший к комфорту, не только безропотно сносил все тяготы похода, но вёл себя так, будто всю жизнь не слезал с седла и мог не есть по нескольку дней. Однажды провёл ночь в седле при сильном морозе и заболел воспалением лёгких; в жару и бреду был направлен на лечение в Петроград. В госпитале, едва очнувшись от забытья, писал свои «Записки кавалериста» и стихи…Не долечившись, буквально сбежал из госпиталя. Гумилёв был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.
(Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Наступление».)
Ученик – Гумилёв: Вернувшись из Лондона в Россию в начале 1918 года, я с головой ушёл в работу: нужно было возрождать «Цех поэтов» и «Гиперборей»; какой душевный подъём я переживал – я вернулся в литературу! Я переиздал старые свои книги, издал новые, читал лекции в многочисленных студиях и объединениях, много переводил; Горький предложил мне предложил мне стать одним из редакторов «Всемирной литературы». Мы создали Дом поэтов и Дом искусств. Меня избрали председателем петроградского Союза поэтов.
Ученик – литературовед: Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:
Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего государя.
По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».
Ученик – Гумилёв: 3 августа 1921 года я был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Меня допрашивал некто Якобсон – умный, образованный человек. Он назвался моим поклонником и читал наизусть мои стихи. Я не скрывал моих монархических взглядов. Я заявил, что никогда не состоял в контрреволюционной организации, хотя мне и предлагали туда вступить – я не скрывал это. «Предрассудки – как вы называете это – дворянской чести не позволили мне пойти с доносом,- сказал я следователю».
Ученик – литературовед: Запись в деле Гумилёва, сделанная следователем Якобсоном» «Считаю необходимым применить расстрел как к явному врагу народа».
В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было). Среди них – Николай Гумилёв.
Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь».
Анна Ахматова: «Выдумывают о нём многое. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно».
Учитель: Ну что же, уважаемые корреспонденты, надеемся, в вашем сознании сложился образ поэта, путешественника, воина Николая Гумилёва. Последние штрихи к портрету добавят ваши вопросы – и ответы на них поэта и ученого – литературоведа.
Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами:
Чем привлекали Вас в детстве романы Ф.Купера?
Ваши любимые предметы и учителя в гимназии.
За что Вы полюбили Анну Горенко?
Расскажите об одном из африканских приключений.
Почему в молодости Вы считали, что поэзия – не призвание, а ремесло? Остались ли Ваши взгляды на этот вопрос неизменными?
А.С.Пушкин свои стихи писал, как правило, ямбом или хореем. Почему Вы так много экспериментируете с ритмом, рифмой, строфикой?
Как Вы относитесь к символистам?
Чем Вы занимались во Франции и Англии в 1916 – 1918 годах?
Назовите Ваш самый любимый и самый нелюбимый поэтические сборники.
Зачем Вы вернулись в революционную Россию? Если бы всё можно было повернуть назад – вернулись бы?
Почему так неразумно вели себя во время допросов?
Учитель: Наша пресс – конференция окончена. Объясните, пожалуйста, почему эпиграфом к ней мы взяли слова Н.С.Гумилёва:« Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?»
(Ученик отвечает.)
Домашнее задание.
Написать сочинение – интервью с Н.С.Гумилёвым (кроме ученика, игравшего роль Гумилёва и ученика, игравшего роль литературоведа). Название сочинения придумать самим.
Групповые задания к урокам №2 – 3:
Группа 1.
1. Из поэтических сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» перечитайте стихи «Я конквистадор в панцире железном…», «Песня о певце и короле», «Озеро Чад», «Воин Агамемнона», «Дон Жуан», «Капитаны» и подготовьте развёрнутые ответы на вопросы:
А) Кто лирический герой ранних сборников Гумилёва? Какие маски он носит?
Б) В каком мире живёт лирический герой ранних поэтических сборников? Составьте словесный коллаж (нарисуйте этот мир).
2. Подготовьте выразительное чтение и комментарий – анализ стихотворения «Капитаны».
3. Отметьте особенности стиля ранних стихов.
Группа 2.
Из поэтических сборников «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр» прочитайте стихи «Из логова змиева», «Пятистопные ямбы», «Старые усадьбы», «Детство», «Красное море», «Восьмистишие», «Современность», «Наступление», «Канцона вторая», и выполните задания:
А) Определите тематику стихов Н.Гумилёва данного периода.
Б) Составьте литературную композицию, отражающую судьбу поэта и тематику его творчества в 1909 – 1917 годах.
Подготовьте выразительное чтение и комментарий - анализ стихов «Природа» и «Современность».
В).Сформулируйте вывод: какой он, герой прочитанных вами стихов, в каком мире он живёт?
Группа 3.
1. Подготовьте небольшое сообщение о сюрреализме как направлении в искусстве.
2. Объясните значение выражения «огненный столп» (кн. А.Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока. М., «Просвещение», 1994). Подумайте, какой смысл вложил автор в название последнего сборника.
3. Прочитайте стихи «Искусство» и «Шестое чувство». Как изменился взгляд Гумилёва на роль поэзии в жизни человека и общества? Как изменилось отношение к самой поэзии?
4. Подготовьте выразительное чтение и анализ – комментарий стихотворения «Память».
5. Расположите стихи «Шестое чувство», «Мои читатели», «Память», «Заблудившийся трамвай» из сборника «Огненный столп» в логической последовательности, исходя из черт личности Н.С.Гумилёва и его взглядов на поэзию и окружающий мир.
Список использованной литературы:
Николай Гумилёв. Избранное. М., «Просвещение», 1990.
Чупринин с. Из твёрдого камня. Судьба и стихи Н.Гумилёва. В книге «Серебряный век». М., АСТ Олимп, 1996.
Павловский А. Н.Гумилёв. ж. «Вопросы литературы», 1986, №10.
Ахматова А. Самый непрочитанный поэт. Ж. «Новый мир», 1990, №5.
Панкеев И. Николай Гумилёв. М., «Просвещение», 1995.
Конспекты уроков для учителей литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии. М., Владос, 1999.
Зинин И.А. Волшебная скрипка мастера. Образ художника в поэзии и прозе Гумилёва. Ж «Литература в школе», 2002
Русская литература 20 века. Практикум. М., «Просвещение», 2000.
Русская литература серебряного века. Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. М., «Про – пресс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".
Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"
Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...