План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание текста художественного произведения, умение свободно общаться. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33»
Г. НАЗЫВАЕВСКА
Авторская работа
План – конспект урока
по литературе на втором курсе
«Осуждение бездуховности существования в рассказе
И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Подготовила Бондарькова Татьяна Викторовна,
преподаватель русского языка и литературы
г. Называевск
2014 год
Конспект урока литературы
Тема урока: Слайд 1
ОСУЖДЕНИЕ БЕЗДУХОВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
Цель:
Обучающие цели:
- проанализировать текст, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”;
Развивающие цели:
- развитие речи обучающихся через устное высказывание, творческое задание;
- формирование умений применять полученные знания на практике.
Воспитательные цели:
- формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям в обществе.
Задачи:
- Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
- Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
- Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.
Оборудование: презентация, тексты художественного произведения
И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
Ход урока
1. Оргмомент (Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы.)
2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):
На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.
Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.
Обучающиеся: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?
Преподаватель литературы: Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».
3. Новый учебный материал
Учитель литературы:
Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь - полгода на Капри, с декабря 1913г. (или - география путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри).
Слайд 2
Слайд 3 Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско»(1916г.). Первоначальное его название, как вы помните, «Смерть на Капри».
Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.
Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?
Слайд 4 (связь с историей)
- Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы - ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность - замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.
Слайд 5
Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.
Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира.
Слайд 6
- Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.
Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
- Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Слайд 7 (связь с обществознанием)
- Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.
Слайд 8
Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся. Проверка правильности по слайду №8. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.
Слайд 9
- А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий “духовность” и “бездуховность”.
(Ответы более сильных обучающихся)
После попыток обучающихся преподаватель делает вывод:
ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.
- Запись в тетрадь определений понятий «духовность» и «бездуховность» (в сжатом виде).
Преподаватель литературы:
Слайд 10
- Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.
- Какие символы он использует, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?
Сообщение обучающейся, которая провела исследование ( или обобщение) материала
Предполагаемый ответ обучающейся:
Символы:
- Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).
- Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души.
- Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации.
- Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.
- Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе.
- Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.
- Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.
- Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.
- Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.
- Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования.
Преподаватель литературы:
Анализ рассказа.
- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? (Могут быть как собственные выводы, так и подтверждение текстом произведения)
Предполагаемые ответы обучающихся:
1) На верхних этажах корабля, похожего « на громадный отель со всеми удобствами»: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, с винными погребами – размеренно, праздно протекает жизнь богатых, достигших полного благополучия.
Пассажиры корабля представляют безымянные сливки общества: « Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, … был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюблённая пара, … и наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито...». Здесь всё предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Кругом царит роскошь, уют и спокойствие.
Слайд 11
Предполагаемый ответ обучающегося:
Чтение текста художественного произведения
2). Предложение: «…жизнь на нём протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны , делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана , или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, ещё более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая; в пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его…»
- Какой вывод можно сделать, судя по данному предложению?
Предполагаемый ответ обучающегося: здесь автор ещё раз подчёркивает обезличенность, тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально, и кажется, нужно только для очередного возбуждения аппетита. Они не слышат даже злобного воя сирены, его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнастику, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чая… Такой же распорядок дня и в Неаполе. И главная цель всего существования, венец его – опять обед в празднично залитой огнями зале.
Преподаватель (если обуч-ся не скажут): Замкнутый круг: еда и сон.
Преподаватель литературы:
В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:
Что значит человек,
Когда его заветные желанья –
Еда и сон? Животное - и всё.
Наверно, тот, кто создал нас с понятьем
О будущем и прошлом, дивный дар
Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”
- Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.
Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.
Слайд 12.
Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско».
Предполагаемый ответ обучающегося :
« … в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие свои раскалёнными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».
Преподаватель: Какой мотив начинает звучать в этих строках?
(В этих строках звучит мотив гибели).
Слайд 13
Преподаватель литературы:
Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намёк на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого «сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно натянута». И сирена на корабле захлёбывается в «смертной тоске», суля недоброе, музеи «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».
Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …
- Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.
Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;
2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;
3. Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;
4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.
5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.
6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.
Преподаватель литературы:
И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.
За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно.
Слайд 14
– Какое впечатление на вас произвела смерть господина из Сан-Франциско?
1). Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.
2). Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.
3). Жизнь продолжалась, про него забыли.
4). В этом обществе вас помнят, пока вы живы и богаты.
Преподаватель:
Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.
На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.
Задание: Устная работа обучающихся. (Варианты ответов)
Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.
Преподаватель: (Рефлексия)
Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?
(Ответы обучающихся.)
Слайд 14
Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».
Оценивание.
Домашнее задание
Творческое задание:
Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. (Л.Н.Толстой.)
Список источников информации
- 1.
- http://www.live-tour.ru/Kapri.htm
- parisweb.ru
- http://www.svoiludi.ru/italy.html
- uzverkms.livejournal.com
- http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/duxovnost/7791/
- http://www.simvolika.org/project03.htm
- http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PERVAYA_MIROVAYA_VONA.html
- http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
- http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/sotnitsy=1
- http://www.proza.ru/2012/12/06/1678
- http://www.1143help.ru/gospodinsanfrancisko
- http://www.bogoslov.ru/text/290249.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Урок "Тема бездуховности в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Разработка подразумевает проектную деятельность учащихся и их работу в группах. Студенты делятся на группы (историки, биографы, географы, культорологи, лингви...
План-конспект урока "Господин из Сан-Франциско"
Тема урока: « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям»Тип урока: урок-беседаВид урока: урок-практикум...
План- конспект логопедического занятия на тему: Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием приемов технологии ТРИЗ( теория решения изобретательских задач)
План- конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...