Лирика дружбы А.С.Пушкина.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе. Цель урока:
- проследить, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе;
- обучение анализу стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lirika_druzhby_a.s.pushkina.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Лирика дружбы А. С. Пушкина
Урок литературы в 9 классе
Цели урока:
- Образовательные:
- проследить, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе;
- обучение анализу стихотворения
- Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие навыка выразительного чтения лирического произведения;
- развитие монологической речи;
- развитие творческой инициативы
- Воспитательные:
- воспитание чувства дружбы и товарищества
- привить интерес к личности и творчеству поэта
Оборудование урока:
- проектор;
- распечатанные задания и справочные материалы;
- распечатанные стихотворения;
- компьютерные презентации;
- портреты А. С. Пушкина;
- контрольные листы ответов для каждой группы
Пояснительная записка: урок рассчитан на два академических часа по 45 минут. Учащиеся заранее делятся на 4 группы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о лирике А. С. Пушкина. Наверное, у великого поэта был и великий талант дружбы: ведь такого количества друзей, видимо, не было ни у кого. Двухтомник, который так и называется – «Друзья Пушкина», включает в себя 30 имен.
( слайд № 2). И это только самые близкие люди. Среди них не только сверстники друзья-лицеисты: Иван Пущин, В. Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Малиновский, Федор Матюшкин. Это и люди, старше его по возрасту: Василий Жуковский, Николай Карамзин, Петр Вяземский, Чаадаев. Это и дядя Василий Львович, и сестра Ольга Сергеевна, и младший брат Лев Сергеевич. Это и высокообразованные дворяне, и безграмотная крестьянка няня Арина Родионовна.
На протяжении жизни и творческого пути представление поэта о дружбе менялось. И цель нашего урока: проследить, как это изменение отразилось в лирике Пушкина. ( слайд № 3)
Но прежде чем говорить о пушкинском представлении, задумаемся над понятием «дружба».
Задание №1.
- Обсудите в группе и составьте свое определение слова «дружба», запишите на выданных вам контрольных листах.
Проверка
А теперь посмотрим, как словари определяют это понятие. (слайд № 4 )
- Анализ стихотворений
А как А. С. Пушкин понимал дружбу?
Задание 2.
Перед вами стихотворение «Пирующие студенты» (распечатано).
- Прочитайте первые 4 строфы. Определите настроение и тему.
- Как А. С. Пушкин представляет себе дружбу? Запишите ваши выводы в таблицу на контрольных листах. (слайд № 5)
Название стихотворения | Дата его создания | Как представляет поэт дружбу в этом стихотворении |
Чтение стихотворения (подготовленным учеником).
- Послушайте ответ 1-ой группы. Делайте записи, а затем скажите, с чем вы согласны, а с чем не согласны.
Прослушивание ответа 1-ой группы (презентация).
Обсуждение.
Вывод. Поэт весело изображает пир студентов-лицеистов. Дружба в этом стихотворении – это счастливый союз вольных, беззаботных сверстников, которые освобождены от всех уз, в том числе и от тягот учения. (слайд № 6) Неслучайно в стихотворении мало художественно-изобразительных средств: ведь стихотворение написано юным поэтом (1814 г.).
Кто же эти друзья? Послушаем выступление 1-ой группы (Презентация о друзьях А. С. Пушкина: И. Пущине, В. Кюхельбекере, Антоне Дельвиге, Иване Малиновском ).
Задание 3.
- О других лицеистах А. С. Пушкин говорит, но не называет их имена. Воспользовавшись справочным материалом, попробуйте определить, о ком эти строфы. (слайд № 7 и распечатанный материал)
Проверка.
Задание 4 .
А вот строчки из более позднего стихотворения А. С. Пушкина – «Дружба» (1821)
- Попробуйте собрать четверостишие (слайд № 8 и распечатанный материал)
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
(1821)
Это стихотворение могло быть написано в горькие минуты сомнений.
Задание 5. Еще одно стихотворение «К Чаадаеву» (1818)
- Прослушайте сообщение подготовленной группы, делая записи.
- Как представляет А. С. Пушкин дружбу в этом стихотворении?
(Презентация о П. Чаадаеве)
Вывод.
Дружба – союз единомышленников (товарищей) в борьбе с самодержавием.
Задание 6 . стихотворение «19 октября» (1825)
- Прослушайте стихотворение. Определите настроение.
- Как вы думаете, когда написано это стихотворение?
- Найдите самые яркие строчки о дружбе. Как представляет А. С. Пушкин дружбу в этом стихотворении? (ответить письменно)
- Прослушайте сообщение подготовленной группы, делая записи. Подумайте, почему стихотворение, начинающееся так печально, заканчивается почти счастливо?
- Почему в нем звучит тост за царя, виновника ссылки поэта?
Сообщение о ссылке А. С. Пушкина в Михайловское.
Обсуждение.
Вывод. Начало стихотворения – ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Постепенно стихотворение наполняется радостью.
Воспоминания о друзьях, о Лицее спасают от одиночества. Дружба противостоит гонениям судьбы.
Несмотря на запреты, друзья посетили опального поэта. Бесстрашие им придает дружба.
Дружба теперь – не обязательно единомыслие. Здесь отразился взгляд человека, наделенного жизненным опытом. Это уже более философский взгляд.
Задание 7 .
- Сравните описание друзей в этом стихотворении и в стихотворении «Пирующие студенты».
- Определите, о каких друзьях говорит А. С. Пушкин, пользуясь справочными материалами о лицеистах. Выпишите характеристики друзей.
Вывод. Раньше поэт подшучивал над друзьями, а теперь признает их таланты:
Дельвиг – «ленивец сонный» и «сын лени вдохновенный»;
Н.Корсаков – «кудрявый наш певец»;
В.Кюхельбекер – «брат родной по музе, по судьбам»;
А.Горчаков – «счастливец с первых дней».
Взаимоотношения А. С. Пушкина с А.Горчаковым были сложными в Лицее. А после его окончания пути окончательно разошлись. Говоря о встрече во время ссылки, А.С.Пушкин замечает, что они «братски обнялись».
- Что же такое дружба в этом стихотворении?
Вывод. Это способность признать взгляды, талант, неповторимость другого человека. Это способность на благодарность, щедрость. Это умение воздать должное.
Задание 8 .
- Какие стихотворения А. С. Пушкина вы еще помните?
Чтение наизусть стихотворения «Пущину».
Задание 9.
- Запишите вывод, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе.
Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «19 октября» (1825)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лицейская дружба А.С.Пушкина.Урок литературы в 6 классе.
На занятии дети знакомятся с Пушкиным- лицеистом и с его друзьями. Пример этой дружбы, пронесенной поэтом через всю жизнь, служит образцом высоких человеческих отношений....
презентация к уроку "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"
Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Литературоведческий проект «Святому братству верен я…» Лицейская дружба А.С.Пушкина
Литературоведческий проект «Святому братству верен я…» Лицейская дружба А.С.Пушкина...
Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина
Презентация о Пушкине и его лицейских друзьях...
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы. А.С. Пушкин"
Презентация содержит в себе анализ стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"...