Урок литературы в 7 классе "Блокадные новеллы" О.Н.Шестинского"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Изучение "Блокадных новелл" ленинградского писателя О.Шестинского будет способствовать нравственному воспитанию учащихся, развитию читательских интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_7_klass._blokadnye_novelly_o.n.shestinskogo.rar | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Варьеганская ОСШ»
Урок литературы в 7 классе
Учитель:Лебедева В.Б.
Варьеган - 2010
Тема урока: «Блокадные новеллы» О.Н. Шестинского»
Цели урока:
Обучающая: Ознакомление с биографией и творчеством ленинградского поэта О.Н.Шестинского; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Воспитывающая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развивающая: развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
Ход урока:
- Вступление: просмотр эпизода из кинохроники о Великой Отечественной войне.
- 9 мая 2010 года исполнится 65 лет Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Наш сегодняшний урок мы посвящаем светлой памяти всех 27 миллионов советских людей, погибших в годы Великой Отечественной войны…
2. Тема урока: Откроем одну из самых трагических страниц истории: Дети и война.
Тема нашего урока: «Дети и война. «Блокадные новеллы» О.Н.Шестинского.»
3. Презентация:
А) Учитель раздает детям звездочки с заданиями.
-Каждому из вас вручается звездочка с вопросом. Ответить на предложенные задания нужно в конце урока. Будьте очень внимательны. В течение урока вы сможете ответить на вопросы и записать их на звездочке.
Задания:
1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
2. Назовите дату начала и окончания блокады Ленинграда?
3. Норма хлеба в блокадном Ленинграде на человека в день.
4. Что такое «Дорога жизни»?
5. Что вы знаете о Савичевой Тане?
6. Что такое новелла? Чем новелла отличается от рассказа?
7. Назовите тему новеллы О.Шестинского «Колька и Котька» (о чем она?)
8. Какой композитор написал «Седьмую симфонию», посвященную защитникам Ленинграда?
9. Сколько человек погибло в осажденном Ленинграде?
10. Какого звания был удостоен Ленинград?
11. В чем заключался героизм жителей блокадного Ленинграда?
Б) презентация.
Комментарии учителя:
900 дней и ночей – столько длилась самая долгая и самая трагическая блокада города в истории человечества!
-Что такое блокада?
(окружение войск противника с целью уничтожения города, государства с целью прекращения его сношений с внешним миром).
-В каком литературном произведении русского писателя, изучаемом нами в 7 классе, речь шла также о городе, окруженном вражескими войсками?
(«Т.Бульба» Н.В.Гоголя)
- Муз. Фрагмент «Священная война»
Подвиг славных защитников Ленинграда навечно останется примером беззаветной отваги и мужества советских людей.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Фашизм пустил на нас всю хорошо продуманную машину войны, продумав в своих коварных планах все до мелочей, вплоть до пригласительных билетов на банкеты в Москве и Ленинграде!
658550 ленинградцев погибли от артобстрелов, бомбардировок и голода
- Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое значение, началось летом 1941 года.
На Ленинград шла группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу, немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.
3. По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его, уничтожены. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. А с 13 сентября начался артобстрел города, который продолжался всю войну.
- 8 сентября 1941 г. немецкие армии полностью окружили Ленинград,
началась блокада.
8 сентября1941г. -
27 января 1944 г.
Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая приблизительно 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. . Сюда попали и войска, защищавшие город: никто из них даже не рассматривал никаких призывов сдаться. Подобные призывы от имени Германского верховного командования, регулярно транслируемые громкоговорителями и сбрасываемые в качестве листовок на позиции Советской Армии, защищавшей Ленинград, - оставлялись без внимания.
- Продовольствие и топливные запасы - все было очень ограничено (только на 1-2 месяца).
- К зиме 1941/42 гг. не осталось никаких топливных запасов, водных поставок, почти никакой электроэнергии
- В январе 1942 г. в разгар необычно холодной зимы было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия в городе: на человека приходилось только по 125 граммов хлеба в день.
- Рецепт ленинградского хлеба:
Жмых - 10%; (Остатки семян масличных растений после выжимания из них масла)
Мука ржаная, дефектная – 50%;
Соевая мука – 5%;
Отруби – 5%; (остатки от оболочки зерна, получающиеся после размола , употр. как корм)
Солод – 10%; (продукт из проросших и смолотых зерен хлебных злаков)
Целлюлоза – 15%; (то же, что клетчатка, в-во из древесины, употр. При изготовлении древесины, употр. При изготовлении бумаги, кинопленки, искусственного шелка, взрывчатых в-в.)
Обойная пыль – 5%
7. Только за два месяца -
январь и февраль 1942г. –
в Ленинграде умерли
200 тысяч человек
8. Город подвергался обстрелам неприятеля 617 дней.
В среднем ежедневно в Ленинграде разрывалось 245 снарядов.
Разрушено свыше 3000 и повреждено свыше 7000 зданий.
Уничтожено или повреждено 393 школы.
- Героизм ленинградцев
Город продолжал жить и трудиться.
Ленинградская поэтесса Анна Ахматова тоже пережила несколько месяцев в осажденном городе, прослушаем ее стихотворение «Мужество». Обратите внимание на интонацию актрисы. Прослушивание стихотворения
10. Ленинградцы в нечеловеческих условиях всегда добровольно шли на самые трудные работы: молча рыли траншеи, стояли у станков на заводах, хоронили умерших… Молча, на разговоры не было сил, молча и решительно, молча и вдохновенно. Жители Ленинграда просто не думали, что совершают подвиг. Часть военной промышленности все еще работала и город не сдавался.
- Дети учились в школах, помогали взрослым
- «Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила» Ольга Берггольц
В осажденном городе говорили пушки, но Музы не молчали.
Город жил несмотря ни на что. Сокровища Эрмитажа и пригородных дворцов Петродворца, Пушкина были частично эвакуированы, а частично скрыты в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где они находились в большей безопасности в условиях постоянных бомбардировок. Ученые продолжали их изучение.
Ленинград жил напряженно-духовной жизнью… В осажденном Ленинграде удивительно много читали. Охапками брали книги из библиотек и читали в промерзлых квартирах при свете коптилок.
Дмитрий Шостакович написал свою Седьмую "Ленинградскую" симфонию. Партитура была направлена в осажденный город, где состоялась ее премьера.
(учащиеся читают подготовленные стихи)
- «Дорога жизни»
Несколько сотен тысяч людей было эвакуировано из города через Ладожское озеро по известной "Дороге Жизни" - единственному маршруту, который соединил осажденный город с материком. В течение теплых сезонов были налажены понтонные переправы к материку, а зимой нагруженные людьми грузовики скользили по льду Ладожского озера под постоянной вражеской бомбардировкой. ». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего эвакуировали около миллиона человек.
- Во всем мире известен дневник маленькой девочки из Ленинграда Савичевой Тани, потерявшей всех родных.
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей немыслимой
судьбой!
- 27 января 1944 года город был полностью освобожден от вражеской блокады
Сообщение Левитана.
Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт-Петербурга. Пискаревское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч человек, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.
- За стойкость и героизм
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады.
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Муз. Фрагмент «Слушай, Ленинград»
- Невольно вспоминаются строки великого поэта. Напомните …
- Слово об О.Н.Шестинском.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством ленинградского писателя и поэта О.Н.Шестинского, который родился в Ленинграде и пережил блокаду ребенком, (в 1941 году ему было 12 лет, он был почти вашим ровесником) .
Олег Николаевич Шестинский (1929-2009) — русский поэт, писатель, переводчик, публицист. Окончил филологический факультет ЛГУ (1952), специализировался на болгарской литературе. В 1953 стажировался в Софийском университете.Председатель Ленинградского отделения СП РСФСР в 1971-1973. Последние годы жизни печатался на страницах журнала "Слово".
Награды
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Трудового Красного Знамени (дважды)
- Орден Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария)
5. Чтение новелл.
- Новелла - (от итал. «новость») - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки: «новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие» (И.В.Гете). Разновидность малой формы повествования, возникшей в эпоху Возрождения, характеризующейся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия: герой предпринимает некие действия, которые должны привести его к успеху, при этом успех приходит к сильному, умному, активному и энергичному.
- Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
- Сюжет – (фр. – предмет, содержание) система событий в худ. произведении, последовательность, ход событий. Сюжет тесно связан с идеей произведения и является средством ее реализации. В основе сюжета – конфликт.
- Коллизия - (лат. Столкновение) столкновение противоположностей (интересов, принципов жизни, отдельных лиц) в худ. Произведении, выражающееся в конкретных событиях.
- Эпос – один из трех родов литературы, отражающий жизнь подробно, чаще в форме детального повествования о человеке, его судьбе и событиях.
Хлеб
Декабрьский ветер леденил город. Чернели от голода ровесники. Мы сидели по домам и встречались друг с другом редко.
В шкафу у моей матери стояла стеклянная банка, и в ней, как крупинки золота, поблескивало пшено. Из него приготовляли только суп, но оно неумолимо утекало, как песок в песочных часах. Я со всей наивностью мальчика, со всей юной жаждой жизни верил, что человек живет до тех пор, пока есть суп. Это мое глубокое убеждение возникло, наверное, оттого, что в течение двух месяцев нашей обычной едой были чай, жидкий суп и ломтик хлеба.
Но вот наступил день, когда кончилось пшено. Мать высыпала последнюю горсть в кастрюлю, зернышки стали оседать, а вода мутнеть и подергиваться белой пленкой.
Я видел, как озабочена мать, и мне стало страшно, потому что я знал, что ждет нас впереди.
Мать послала меня к соседям за какой-то мелочью. Я вошел в комнату, семья сидела за столом и сосредоточенно, не обращая на меня внимания, хлебала суп. Я пригляделся и увидел, что это был накрошенный в горячую воду хлеб. И в тот же миг я по-настоящему обрадовался. Значит, из хлеба тоже можно делать суп, и мне было странно, как я об этом не догадался раньше.
И теперь я уже знал, что ждет меня, потому что у нас будет суп и жизнь будет продолжаться.
Колька и Котька
Жили в противоположном доме, как раз напротив наших окон, Колька и Котька. Два брата. Я с ними особо не дружил, но во время дворовых игр часто дрался на медных шпагах. Концы шпаг мы в дегте вымазывали, чтобы увидеть сразу, кто кого первым задел. Когда побеждал я, то Колька или Котька шли домой перемазанные дегтем, и не успевали они в квартиру войти, как раздавался голос их матери:
— Опять дрались с этим из первого номера!
«Из первого номера» — это был я.
...Зимой сорок первого года Колька и Котька редко стали мне попадаться.
Потух в городе свет. Вмерзли трамваи в снег. Шли самые жестокие осадные дня.
Однажды увидел я из своего окна Кольку и Котьку. Они шли через двор к воротам и тащили за собой санки. Обычные санки. Пустые.
«Куда это они с пустыми санками, ведь не кататься же?» — подумал я.
Дня через два я снова увидал их с пустыми санками, и еще через несколько дней...
Как-то они попались мне навстречу, когда выходили из ворот.
— Куда? — спросил я.
— Дела, — уклончиво ответили братья.
Я проводил их взглядом. Они шли вдоль тротуара к Тучкову мосту, оба маленькие, со смешно торчащими ушами зимних шапок, в цветных рукавицах. Рукавицы им, наверное, еще до войны мать связала — белые елочки и крестики. Братья оба держались за веревочку саней, и издали варежки казались красочными и удивительными. Через минуту я забыл о братьях — своих забот столько.
Однако вскоре я случайно узнал, куда они ездят.
Мать их работала на Васильевском, километров за пять от дома, и каждый день, часа полтора, медленно совершала весь этот путь. Она возвращалась с работы постаревшая и сидела на диване, вытянув ноги, чтобы прийти в себя. Колька и Котька разували ее и приносили тазик с горячей водой. А потом они решили ездить на Васильевский — встречать на санках мать.
Мать увидела их в первый раз на Большом, они стояли рядом, озябшие, брови в инее, притопывали, вглядываясь в мутную даль проспекта. Она хотела накричать: «Куда вы! Зачем!», но Колька (он был старшим) посмотрел на мать и сказал строго:
— Садись.
Мать растерялась, заплакала, обняла обоих сыновей, но они вывернулись из ее объятий, и младший — Котька повторил по-отцовски властно:
— Садись, мама.
Мать села, но когда они доехали до дома, она почувствовала, что устала гораздо больше, чем если бы шла пешком. Всю дорогу она переживала, волновалась, порывалась встать и все время беспокоилась за своих мальчиков.
На следующий день они снова ждали ее на проспекте. И тогда мать уже накричала на них, что они глупят, но Колька взял ее за плечи и заставил сесть на санки. А когда приехали домой, мать удивилась, что впервые после тяжелого рабочего дня не гудят ноги, и снова слезы навернулись у нее на глазах, но она отвернулась и никому их не показала.
Мать говорила сыновьям, что у нее сверхурочная, она придет поздно и не надо ее встречать. Но сыновья все равно ждали ее в обычном месте, и мать краснела, как девушка, потому что обманывала их, — у нее не было сверхурочной.
Мать жалела их и решила ходить другим путем — через мост Строителей. Два раза Колька и Котька вернулись домой пустыми. На третий раз мать увидела у моста Строителей одного Кольку с санями. Она испугалась и еще издали крикнула:
— А где Котик?
— Он ждет с другими санями у Тучкова.
Они возили мать всю зиму. Когда их троих накрывал обстрел, они все вместе бежали в убежище, а санки стояли в подворотне. Обстрел кончался, и мать ехала дальше. Братья подъезжали к дому, и соседи смотрели на них с уважением, а дворничиха даже стала звать старшего не Колькой, а Николаем.
Они пережили всю осаду и голод, и мне всегда казалось, что иначе и не могло быть, потому что они все трое так любили друг друга.
- Беседа:
- О чем это произведение?
(о войне, о детях, об отношениях между родителями и детьми, о взаимопомощи).
-Какие произведения об отношениях детей и родителей вам известны?
(А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», В.Короленко «В дурном обществе»)
- Как вы думаете, что этой семье помогло пережить страшные годы блокады?
(любовь, забота друг о друге, взаимопомощь помогут выстоять в любых испытаниях)
-Можно ли сказать, что мальчики внесли вклад в общее дело – борьбе против фашистов? (они помогали матери сберечь силы для работы на заводе - заводы работали для фронта)
-Чаще в Ленинграде выживали те люди, которые не сдавались, работали, учились, о ком-то заботились. Стоило человеку расслабиться, не выйти на работу, слечь, и он уже не мог подняться, хотя другие люди, такие же голодные, ослабленные, но более сильные духом, продолжали жить.
- Докажем, что это произведение – новелла.
А) близкая к рассказу жанровая форма?
Б) четко, конкретно ли изображены события?
В) Присутствует ли элемент неожиданности? Когда? Назовите этот эпизод. (с санками). Подтверждает ли эта новелла слова Гете, что «новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие»?
Г) Каким образом автор раскрывает личность героев? ( описание краткое, автор не сообщает о том, как братья приняли такое решение).
Д) Действительно ли герои предпринимают такие действия, которые приводят их к успеху? Какие качества характера детей вы можете назвать?
- Стойкость
- Смелость
- Робость
- Решительность
- Слабость
- Внимательность
- Лень
- Доброта
- Равнодушие
- Милосердие
- Безразличие
- Самостоятельность
- Упорство
- Жестокость
- Любовь
Докажите свою точку зрения.
- Всегда ли мы проявляем эти качества по отношению к своим близким, к своим мамам? Чему нам стоит поучиться у героев данной новеллы?
Эта новелла о вечных непреходящих ценностях?
Дом, семья, Отечество, человек.
Дом- жилище, семейные устои, традиции, духовный мир, отечество, мироздание.
7. Ответы на вопросы на звездах: проверка и выставление оценок.
8. Домашнее задание: 1) написать сочинение-миниатюру на тему: «Хочу поделиться впечатлениями о новелле О.Н.Шестинского… »
2) составить план новеллы и подготовить пересказ.
9. Итог урока:
- Ребята, продолжите одну из данных фраз:
- Сегодня на уроке я узнал о…
Мне больше всего запомнилось…
Мне было интересно …
Это произведение о …
Это произведение заставило меня задуматься…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....