Урок по литературе "Составление литературной сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Яковлева Светлана Александровна

Данный урок поможет закрепить и дополнить представление о жанре сказки,её особенностях, а также обучить детей приёмам сюжетосложения волшебной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mamino.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

СОСТАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

(ПО КАРТАМ В.Я.ПРОППА)

Образовательные цели: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки «; обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки (сочинительству по картам В. Я. Проппа).

  1. Речевая разминка

Уложила его квакушка спасть, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой  раз – хитрые узоры, где кольнет третий – птицы летят.

- Прочитайте отрывок про себя. Вспомните, откуда он. В чем особенность чтения произведений данного жанра? С какой интонацией они читаются?

- Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь его «сказывать».

  1. Работа по теме
  1.  – Найдем в отрывке красочные определения.

- Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру  «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)

- Была ли указана в задании какая – то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?

 - Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?

- Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)

- Кто же «населяет» сказку? Назовите самых  «главных  жителей» сказочного мира.

- Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)

Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

  1.  – Поработаем над схемой построения волшебной сказки ( карты В. Я. Проппа)

 - Итак, сказка – страна. Волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как и в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Давайте попытаемся назвать некоторые из этих правил.

- Вспомните, что обычно предшествует тому, что герой оказывается в сложном положении?  ( Предписание или запрет. Например, в сказке «Гуси – лебеди» старик со старухой запрещают дочке уходить со двора.) Приведите свои примеры.

- Но так ли «законопослушны»  жители сказочной страны? Следуют ли они правилам? Какова их реакция на запрет (Следует нарушение запрета.) Приведите примеры.

- Что обычно является следствием нарушения предписания или запрета? Что в этой связи предстоит герою?

- Как чаще всего действует герой в сказке: в одиночку или с помощью других героев, волшебных предметов? Каких?

- Легко ли бывает герою справиться со своей задачей? Каким испытаниями может подвергать его сказка?

-  Чем заканчивается сказка? Что побеждает в ней?

-  Итак, понаблюдав за жизнью сказочной страны, вы смогли выделить лишь некоторые её «правила». На самом деле таких правил гораздо больше. И открыл их, изучил русский ученый В. Я. Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.

- Что же собой представляет схема событий волшебной сказки, составленная В. Я. Проппом?

Схема событий волшебной сказки (записана на доске):

  1. Предписание или запрет;
  2. Нарушение;
  3. Вредительство или недостача;
  4. Отъезд героя;
  5. Задача;
  6. Встреча с дарителем. Волшебные дары (или другая помощь);
  7. Появление противника;
  8. Борьба;
  9. Победа;
  10. Возвращение героя;
  11. Ложный герой;
  12. Трудные испытания;
  13. Узнавания героя;
  14. Изобличение ложного героя. Его наказание;
  15. Свадьба;

- Разумеется, не в каждой сказочной стране, то есть в сказке, события развиваются только по  этим именно «правилом». Возможно добавление новых «правил», исключение некоторых из названных, нарушение последовательности их выполнения. Но все-таки многие из этих «правил» составляют основу событий сказки. И именно поэтому вы без труда вспомнили «сказкины» слова, её особенности. А сейчас, возможно, и сможете сочинить сказку.

  1. –  Попытаемся  сочинить сказку по картам В. Я. Проппа (коллективная работа)

– Целевая установка: сочинить  устно сказку, используя произвольную схему событий волшебной сказки, предложенную В. Я Проппом, знания о «границах» сказки и её языке, а также об определенной роли каждого из жителей волшебной страны.

- Прежде чем мы приступим к самому ответственному моменту – сочинительству, нужно решить некоторые вопросы, связанные с героями сказки, местом действия.

- Где будет происходить действие сказки?

- Какие добрые герои «заселяют» её? Дадим им имена.

- Кто мешает добрым героям? Как назовем злодеев? (Имена добрых и злых героев записываются на доске.)

Далее следует коллективное творчество по «пропповскому ряду». Задача учителя – помочь в распределении функции сказочных героев, в подборе постоянных эпитетов или построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно, перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися  другого класса.

В зависимости от уровня развития творческих способностей учащихся возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки:

  1. Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней.
  2. Сочинить только часть сказки: по 1-3 пунктам схемы (выборочно)
  1. Задание на дом.

Сочинить сказку по схеме; нарисовать иллюстрацию к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)

Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Карточки для групповой работы по теме....

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...