Урок по литературе "Составление литературной сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный урок поможет закрепить и дополнить представление о жанре сказки,её особенностях, а также обучить детей приёмам сюжетосложения волшебной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mamino.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
СОСТАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
(ПО КАРТАМ В.Я.ПРОППА)
Образовательные цели: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки «; обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки (сочинительству по картам В. Я. Проппа).
- Речевая разминка
Уложила его квакушка спасть, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры, где кольнет третий – птицы летят.
- Прочитайте отрывок про себя. Вспомните, откуда он. В чем особенность чтения произведений данного жанра? С какой интонацией они читаются?
- Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь его «сказывать».
- Работа по теме
- – Найдем в отрывке красочные определения.
- Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)
- Была ли указана в задании какая – то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?
- Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?
- Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)
- Кто же «населяет» сказку? Назовите самых «главных жителей» сказочного мира.
- Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)
Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.
- – Поработаем над схемой построения волшебной сказки ( карты В. Я. Проппа)
- Итак, сказка – страна. Волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как и в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Давайте попытаемся назвать некоторые из этих правил.
- Вспомните, что обычно предшествует тому, что герой оказывается в сложном положении? ( Предписание или запрет. Например, в сказке «Гуси – лебеди» старик со старухой запрещают дочке уходить со двора.) Приведите свои примеры.
- Но так ли «законопослушны» жители сказочной страны? Следуют ли они правилам? Какова их реакция на запрет (Следует нарушение запрета.) Приведите примеры.
- Что обычно является следствием нарушения предписания или запрета? Что в этой связи предстоит герою?
- Как чаще всего действует герой в сказке: в одиночку или с помощью других героев, волшебных предметов? Каких?
- Легко ли бывает герою справиться со своей задачей? Каким испытаниями может подвергать его сказка?
- Чем заканчивается сказка? Что побеждает в ней?
- Итак, понаблюдав за жизнью сказочной страны, вы смогли выделить лишь некоторые её «правила». На самом деле таких правил гораздо больше. И открыл их, изучил русский ученый В. Я. Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.
- Что же собой представляет схема событий волшебной сказки, составленная В. Я. Проппом?
Схема событий волшебной сказки (записана на доске):
- Предписание или запрет;
- Нарушение;
- Вредительство или недостача;
- Отъезд героя;
- Задача;
- Встреча с дарителем. Волшебные дары (или другая помощь);
- Появление противника;
- Борьба;
- Победа;
- Возвращение героя;
- Ложный герой;
- Трудные испытания;
- Узнавания героя;
- Изобличение ложного героя. Его наказание;
- Свадьба;
- Разумеется, не в каждой сказочной стране, то есть в сказке, события развиваются только по этим именно «правилом». Возможно добавление новых «правил», исключение некоторых из названных, нарушение последовательности их выполнения. Но все-таки многие из этих «правил» составляют основу событий сказки. И именно поэтому вы без труда вспомнили «сказкины» слова, её особенности. А сейчас, возможно, и сможете сочинить сказку.
- – Попытаемся сочинить сказку по картам В. Я. Проппа (коллективная работа)
– Целевая установка: сочинить устно сказку, используя произвольную схему событий волшебной сказки, предложенную В. Я Проппом, знания о «границах» сказки и её языке, а также об определенной роли каждого из жителей волшебной страны.
- Прежде чем мы приступим к самому ответственному моменту – сочинительству, нужно решить некоторые вопросы, связанные с героями сказки, местом действия.
- Где будет происходить действие сказки?
- Какие добрые герои «заселяют» её? Дадим им имена.
- Кто мешает добрым героям? Как назовем злодеев? (Имена добрых и злых героев записываются на доске.)
Далее следует коллективное творчество по «пропповскому ряду». Задача учителя – помочь в распределении функции сказочных героев, в подборе постоянных эпитетов или построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно, перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися другого класса.
В зависимости от уровня развития творческих способностей учащихся возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки:
- Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней.
- Сочинить только часть сказки: по 1-3 пунктам схемы (выборочно)
- Задание на дом.
Сочинить сказку по схеме; нарисовать иллюстрацию к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)
Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...
Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)
Данный материал используется на уроках литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Карточки для групповой работы по теме....
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...