Литература. Рабочая программа. Коровина В. Я. 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Рассмотрено на заседании МО протокол №_________ от «____»___________2014г. | СОГЛАСОВАНО Заседание МС протокол №_________ «___» _____________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 62» _____________Е. В. Вологодская Приказ №___________ от «____»____________ 2014 г. |
Рабочая программа по русскому языку
II ступень
9А класс
Срок реализации программы 2014/2015 учебный год
Разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень)»
Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский,
В. П. Полухина.
Допущено Министерством образования и науки РФ. «Просвещение», 2009 г.
Составитель: Глазина Е. А., учитель русского языка и литературы, категория высшая
г. Барнаул
2014
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Программа рассчитана на обучение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Особое внимание уделено совершенствованию речи учащихся, для чего систематически проводится работа на уроках чтения и обсуждения произведений и специальных уроках развития речи. Обобщение результатов этой работы выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения, доклада, реферата и др. Виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы разных видов. Для расширения круга чтения предусмотрены уроки внеклассного чтения, что формирует также читательскую самостоятельность. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
В связи с тем, что 2014-2015 учебный год состоит из 34 учебных недель, рабочая программа изменена и рассчитана на 34 учебные недели (102 часа)
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Содержание тем учебного курса:
- Введение 1 час
- Из древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный
характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». 6 часов
- Из литературы XVIII века. 8 часов:
- Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. 1 час
- Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве
при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
2 часа
- Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям».
«Памятник». 1 час
- Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». 2 часа
- Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. 2 часа
- Из русской литературы XIX века 62 часа:
- Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». «Светлана». 2 часа
- Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний») 9 часов
- Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) 19 часов
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Поэма «Цыганы». «Евгений Онегин».
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) 14 часов
«Герой нашего времени».
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, нотвой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
- Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)10 часов.
«Мертвые души»
- Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. 2 часа
«Бедность не порок».
- Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. 2 часа
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
- Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. 1 час
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
- Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. 2 часа
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
- Из поэзии XIX века 1 час
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений
- Из русской литературы XX века 19 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
- Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
- Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. 1 час
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
- Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. 2 часа
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
- Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. 2 часа
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
- Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. 3 часа
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
- Штрихи к портретам
- Александр Александрович Блок. Слово о поэте. 1 час
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
- Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. 1 час
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
- Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. 1 час
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
- Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. 2 часа
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
- Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. 1 час
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворе ния о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
- Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. 1 час
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
- Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. 1 час
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
- Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. 2 часа
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
8. Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков 1 час
- А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы
- Античная лирика
- Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. 1 час
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).
- Гораций. Слово о поэте. 1 час
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
- Данте Алигьери. Слово о поэте. 1 час
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
- Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. 1 час
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литератураТеория литературы. Трагедия как драматиче-\ екий жанр (углубление понятия).
- Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. 2 часа
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.
Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебно – методический комплект
Учебники | Электронные пособия | Учебные пособия | Методические пособия |
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 12-е издание. – М.: Просвещение. 2006 | 1. Литературно-театральный урок А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Государственный Малый Тетр России 2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс». (Формат МР3). М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 9 класс. – М.: Просвещение, 2009. | Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы. -М.: Просвещение. 2006, 2007, 2008. Беляева Н. М. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008. Коровина В. Я. Литература: 9 кл.: Методические советы/В. Я. Коровина, И. С. Збарский; под ред. В. И. Коровина. – М.: М.: Просвещение, 2008. Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной, автор-составитель С. Б. Шадрина, Волгоград, 2010 г. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 9 класс».Москва, «ВАКО», 2007 И. Е. Каплан. О. А. Ерёмина. Порурочное планирование по литературе» К учебнику-хрестоматии «литература. 9 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др., «Экзамен», 2005 |
Поурочно-тематическое планирование
Предмет Литература
Классы 9А
Учитель Глазина Е. А.
Количество часов:
Всего 102 часов; в неделю 3 часа. (Из расчета 34 недели в год)
Плановых К.Р. – 5
№ п/п | Название темы | Кол-во ч. | Из них | ||
Контр. раб. | Лаб. раб. | Другое | |||
ТЕМА 1. Введение | 1 | ||||
| Вводный. Введение Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | |||
Тема 2. Литература Древней Руси (6 часов) | |||||
| Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно- образие жанров. | 1 | |||
| «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. | 1 | |||
| Художественные особенности произведения. | 1 | |||
| Художественные особенности произведения. | ||||
| Значение «Слова...» для русской ли- тературы последующих веков | 1 | |||
ТЕМА 2. Из литературы XVIII века. 8 часов: | |||||
| Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. | 1 | |||
| «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | 1 | |||
| Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». «Памятник». «Забавный русский слог» Державина и его особенности. | 1 | |||
10. | Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. | 1 | |||
11. | Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. | 1 | |||
12. | Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». | 1 | |||
13. | Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | 1 | |||
Из русской литературы XIX века 62 часа | |||||
А. С. Грибоедов (9 часов) | |||||
14. | Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) | 1 | |||
15. | «Горе от ума». Обзор содержания. | 1 | |||
16. | Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира | 1 | |||
17. | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | |||
18. | Меткий афористический язык. | ||||
19. | Особенности композиции комедии. | 1 | |||
20. | Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»), | 1 | |||
21. | Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | |||
22. | Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 1 | ||
Александр Сергеевич Пушкин (19 часов) | |||||
23. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) | 1 | |||
24. | Дружба и друзья в лирике Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю». | 1 | |||
25. | Раздумья о смысле жизни, о поэзии... «Пророк», «Анчар». | 1 | |||
26. | «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. | 1 | |||
27. | «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». | 1 | |||
28. | Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. | 1 | |||
29. | Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. | 1 | |||
30. | «Евгений Онегин» - роман в стихах. Обзор содержания. Творческая история. | 1 | |||
31. | Онегинская строфа. Структура текста. | 1 | |||
32. | Основная сюжетная линия и лирические отступления. | 1 | |||
33. | Россия в романе. | 1 | |||
34. | Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. | 1 | |||
35. | Типическое и индивидуальное в судьбе Ленского. | 1 | |||
36. | Типическое и индивидуальное в судьбе Онегина. | 1 | |||
37. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | |||
38. | Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | |||
39. | Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 1 | ||
40. | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». | 1 | |||
41. | Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. | 1 | |||
М. Ю. Лермонтов. (14 часов) | |||||
42. | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор) | 1 | |||
43. | «Герой нашего времени». Обзор содержания. Особенности композиции. | 1 | |||
44. | «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 1 | |||
45. | Главные и второстепенные герои. | 1 | |||
46 | Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. | 1 | |||
47. | Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. | 1 | |||
48. | Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | 1 | |||
49. | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. | 1 | |||
50. | «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Сочинение по роману «Герой нашего времени» | 1 | 1 | ||
51. | Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта». | 1 | |||
52. | «Парус», «И скучно и грустно», Пафос вольности, чувство одиночества. | 1 | |||
53. | Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». | 1 | |||
54. | «Дума», «Поэт». | 1 | |||
55. | Тема любви «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий». «Родина». | 1 | |||
56. | Урок контроля. Анализ стихотворения «Родина». | 1 | 1 | ||
Тема. Николай Васильевич Гоголь 10 часов. | |||||
57. | Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) | 1 | |||
58. | «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя. | 1 | |||
59. | Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. | 1 | |||
60. | Система образов. Мертвые и живые души. | 1 | |||
61. | Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. | 1 | |||
62. | Поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. | 1 | |||
63. | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | 1 | |||
64. | Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. | 1 | |||
65. | Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. | 1 | |||
66. | Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | 1 | ||
Александр Николаевич Островский 2 часа | |||||
67. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | ||||
68. | Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. | ||||
Федор Михайлович Достоевский 2 часа | |||||
69. | Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не- счастного, склонного к несбыточным фантазиям. | 1 | |||
70. | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | |||
Лев Николаевич Толстой 1 час | |||||
71. | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. | 1 | |||
Антон Павлович Чехов. 2 часа | |||||
72. | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XiX века. Чеховское от- ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. | 1 | |||
73. | «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. | 1 | |||
Из поэзии XIX века 1 час | |||||
74. | Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. | 1 | |||
Из русской литературы XX века | |||||
75. | Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. | 1 | |||
76. | Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | |||
Михаил Афанасьевич Булгаков 2 часа | |||||
77. | Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. | 1 | |||
78. | Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. | 1 | |||
Михаил Александрович Шолохов 2 часа | |||||
79. | Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас- сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. | 1 | |||
80. | Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. | 1 | |||
Александр Исаевич Солженицын 3 часа | |||||
81. | А. И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». | 1 | |||
82. | Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. | 1 | |||
83. | Жизненная основа притчи. | 1 | |||
Из русской поэзии XX века. 11 часов | |||||
84. | А. А. Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. | 1 | |||
85. | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен- ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». | 1 | |||
86. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. | 1 | |||
87. | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». | 1 | |||
88. | Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | |||
89. | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра- соте человеческих лиц», «Завещание». | 1 | |||
90. | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». | 1 | |||
91. | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. | 1 | |||
Александр Трифонович Твардовский 2 часа | |||||
92. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о природе. «Урожай», «Весенние строчки». Интонация и стиль стихотворений. | 1 | |||
93. | Стихотворения о Родине. «Я убит подо Ржевом». | 1 | |||
94. | Урок развития речи. Анализ любимого стихотворения поэта | 1 | |||
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков 1 час | |||||
95. | А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...». | 1 | |||
Из зарубежной литературы | |||||
96. | Г. В. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). | 1 | |||
97. | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. | 1 | |||
98. | Данте Апигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. | 1 | |||
99. | У. Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет». Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле- та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Шекспир и русская литература. | 1 | |||
100. | И. В. Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. | 1 | |||
101. | Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. | 1 | |||
102. | Урок контроля. Тестирование за курс 9 класса. | 1 |
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся, например. «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва. (по выбору учащихся)
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся, например. «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва. (по выбору учащихся)
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса
Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
Рабочая программа по ФГОС 5 класс по УМК В.Я.Коровиной
Программа разработана с учетом требований ФГОС ООО...
Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Коровиной 8 класс
Материал содержит планирование по литературе по программе Коровоной на 68 часов....