Тема: Евгений Онегин
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Таирова Елена Анатольевна

Конспект урока по теме: "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_evgeniy_onegin.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока: первичный уровень усвоения понятий, исторических фактов «пушкинской эпохи».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

   *познакомить с понятием «реализм»;

   *представить  общую характеристику романа;

   *провести обзор содержания романа;

   *познакомить с мнением критиков.

  1. Развивающие:

   *осуществление системно - деятельностного подхода:

развитие умений и навыков  проектной деятельности;

   *формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения,  умение участвовать в коллективном диалоге;

умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

  1. Воспитательные:

    *вовлечь в активную практическую деятельность;

    *создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

    *воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

    *воспитание ценностного отношения к слову.

Задания к комбинированному уроку:

Задания даются по группам или индивидуально, обучающиеся 9 класса подготавливают небольшие презентации (3-4 слайда) с устными комментариями с цитатной опорой на строфы из романа «Евгений Онегин» по следующим темам:

1. Социально-историческое развитие России первой трети  XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV).

2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)

3.  Образование  дворян (Гл.1 стрф. V –VIII).

4. Стиль бидермейер . (Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это рединготжилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира Гл.1 стрф. ХV, ХХVI).

5. Театральная жизнь  пушкинской эпохи  (Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI).

6.  Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)

С текстом романа «Евгений Онегин»  обучающиеся знакомятся предварительно.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные  презентации к уроку.

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник-хрестоматия: Т.Ф. Курдюмовой «Литература» 9 класс Москва: «Дрофа», 2010, 2012 г.,
  2. рабочая тетрадь для записей,
  3. роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
  4. таблицы демонстрационные  к урокам литературы
  5. дополнительная литература (выдержки из статей Белинского и Писарева, словари, справочники).

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  7. Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Приветствие учащихся,

- проверка явки учащихся,

- заполнение учителем классного журнала,

- проверка готовности учащихся к уроку,

- настрой учащихся на работу.

Приветствие учителя.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний

(8 минут)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (слово учителя об истории написании романа).

 

Работа с учебником с.172-173

- Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?

Беседа по содержанию романа

- Как автор представляет нам своего героя?

- Какие еще герои встречаются на страницах романа?

- Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах?

- Чем отличаются Ольга и Татьяна?

- Была ли дружба между Онегиным и Ленским?

- Какова роль описания природы?

- Какова судьба Татьяны и Ольги?

- Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? Как изменились оба героя?

Работа с учебником с.173-192

- Рассмотрите текст и иллюстрации к нему. Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к 1 главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?

- Если говорить словами В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал о романе?

- Откройте тетради, запишите число,  тему урока: « Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни»

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его цель. С чем  нам сегодня предстоит познакомиться?

- Итак,  в ходе урока мы должны  познакомиться с  понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть  исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин».

Называют периоды, акцентируют внимание на авторском названии пунктов плана.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

 (подходят к теме урока)

Говорят о правдивости, т.е. о реалистичности романа

Записывают тему в тетради.

формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

   ( 19 минут)

Первичное закрепление знаний.

          ( 2 минуты)

Учитель комментирует выступления, передает слово выступающим, ориентирует обучающихся на текст в учебнике или оригинале произведения.

Реализм – литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма:

- объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности);

- нравственный идеал автора.

Вопрос учителя:

- Можно ли назвать роман «Евгений Онегин»  русским реалистическим романом. Почему?

Выступление групп  с заранее подготовленными презентациями. Остальные девятиклассники работают с текстом в учебнике - хрестоматии, оригиналом романа (по желанию обучающихся),  а также записывают в словарик новые слова, термины и понятия.  

Выступают с презентациями по темам:

1. Социально-историческое развитие России первой трети  XIX века

2. Жизнь и быт Петербурга

3.Образование  дворян

4. Стиль бидермейер .

5.Театральная жизнь  пушкинской эпохи  

6.Еда и предметы дворянского быта.

Выражают собственную точку зрения, отвечают на вопросы

 

Записывают под диктовку  учителя.

Отвечают на вопрос

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения,  умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Закрепление изученного материала

(4 минуты)

Работа с учебником

Прочитать статью «О реализме» с.193-196. устно ответить на вопрос 9 с.196., цитируя статью, 1 главу  романа

Отвечают на вопрос №9 учебника с. 196, высказывают собственное мнение.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

(3 минуты)

Продолжите текст

Онегин – это герой времени или _______________________________________________

_______________________________________________

Это может войти в энциклопедию русской жизни ________________________________________________

________________________________________________

Выставление оценок

Продолжают  текст

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

(2 минуты)

1. по группам : 1. мое представление об Онегине;

                            2. мое представление о Ленском;

                            3. мое представление о Татьяне в виде небольших презентаций (цитаты, художественное обрамление, рисунки).

2.Индивидуально: сопоставление взглядов Белинского и Писарева (цитаты)

3. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский (по желанию)

Запись учащимися задания в тетради и дневники.

Источники:

  1. Т.Ф. Курдюмова «Литература» 9 класс.  Учебник-хрестоматия Москва: «Дрофа», 2010, 2012 г.,
  2.  Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. М.: Худож.лит., 1986.-527 с.
  3. http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0200.shtml. Белинский
  4. http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0310.shtml. Писарев
  5. http://nevshkola4.ucoz.ru/index/fgos/0-87 \
  6. http://velikayakultura.ru/ .Реализм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы по теме: «Евгений Онегин»

Урок литературы по теме: «Евгений Онегин»...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....