Урок с использованием ТРКМ
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Тема урока: Творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа «Пари».
Тип урока: изучения нового материала (комбинированный)
Задачи урока:
-развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы;
-развивать речь, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
-обеспечить нравственное воспитание учащихся;
-воспитать интерес к предмету, процессу познания;
-формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Опорные понятия: рассказ, тема, автор, авторская позиция, проблема, эссе
Межпредметные связи: русский язык (использование толкового словаря на уроке), история (знание фактов истории), обществознание (терминология: юрист, банкир, смертная казнь).
Технология: Технология развития критического мышления Приемы: Чтение с остановками, Дерево предсказаний, Эссе, работа с таблицей. | Цели урока для учителя: | Цели урока для ученика: | Планируемые предметные результаты: находить нужную информацию в тексте; анализировать и систематизировать информацию; сравнивать различные точки зрения на проблему. | Планируемые метапредметные результаты: Познавательные извлекать информацию в соответствии с целью; структурировать информацию; работать с таблицей; анализировать, сравнивать, обобщать информацию; создавать самостоятельные способы решения проблемного задания; создавать творческий продукт. Коммуникативные адекватно отвечать на поставленный вопрос; отстаивать свое мнение; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные определять лично значимую цель в рамках учебной темы; адекватно оценивать свои действия по выполнению задания. | Планируемые личностные результаты: проявлять интерес к учебной теме; Проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству; проявлять творчество при выполнении задания. |
На основе текста художественного произведения (рассказа А.П.Чехова «Пари») дать возможность ученикам задуматься о смысле и цели человеческого существования, помочь ребятам определиться с собственным отношением к смертной казни. | Восполнить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова. Познакомиться с рассказом «Пари». Оценить мастерство А.П.Чехова как писателя-философа, мудрого учителя жизни. Выразить собственное мнение на общечеловеческие проблемы, затронутые автором в рассказе. | ||||
Ресурсы урока для учителя: | Ресурсы урока для ученика: | ||||
Текст рассказа, презентация | Текст рассказа, таблица |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учащегося | Задания для учащихся на этапах урока | ||||||
1. Организация начала урока | Запись в тетради темы (Творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа “Пари”) | |||||||
2.Актуализация знаний | Устные ответы. Работа в тетради: Пари - это…
Записать определение из словаря: ПАРИ́ (·франц. pari). Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-нибудь обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. Держать пари (заключать такое условие, биться об заклад). Д.Н.Ушаков | Вопросы: 1. Что вы знаете о жизни А.П.Чехова? (Вспомнить о его поездке на Сахалин, умер рано (44 года) от туберкулеза. С 1884 года страдал кровотечением из правого легкого). Вывод: умел ценить жизнь, часто задумывался о смысле и цели жизни. 2. Его рассказ называется “Пари”. Попробуйте дать определение слову пари в тетради. 3. Давайте сравним ваши определения со словарным значением. 4. Вы заключали когда-либо пари? Расскажите об этом. 5. Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать человек, любящий заключать пари? 6. Предположите, о чём будет этот рассказ? | ||||||
3. Освоение нового учебного материала (Осмысление новой информации) | Чтение и заполнение таблицы «Герои рассказа»:
Устные ответы. Беседа. | Теперь пришло время познакомиться с текстом чеховского произведения. По ходу чтения, которое мы будем периодически прерывать, чтобы обсудить с вами некоторые вопросы, заполняйте постепенно таблицу. | ||||||
Чтение 1 отрывка
(Вызов) | от “Была темная, осенняя ночь.” до “...поднялся оживленный спор”.
Устные ответы. Обсуждение. | Кто герои? О чем спорят? Как вы относитесь к смертной казни? Чью позицию поддерживаете? | ||||||
Чтение 2 отрывка | от “Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее…” до “...обязанности платить ему два миллиона”.
Работа с деревом предсказаний. | 1.Кто предложил пари? 2.Какое пари будет заключено? 3. Каковы условия договора? 4. Какова цена выигрыша? 5.Почему возникает ситуация пари? 6. Дайте характеристику героям. Запишите в таблицу. Напишите на листочках, что могло произойти с юристом и банкиром за эти пятнадцать лет, как они их прожили? А чем бы вы сами заполнили эти годы, окажись на месте юриста? Оформить на доске дерево предсказаний. | ||||||
Чтение 3 отрывка | от “В первый год заключения юрист…” до “Банкир взял со стола лист и прочел следующее: … “ заполнение таблицы по ходу чтения. | Прочитайте отрывок самостоятельно. 1.Оправдались ли ваши предположения? (Работа с деревом предсказаний) 2. Что нового вы узнали о героях рассказа? Что записали в таблицу? 3. Что же мог написать в своём письме узник? Выскажите свои предположения. Можете даже написать свой вариант письма. | ||||||
Чтение 4 отрывка | от “Завтра в 12 часов дня…” до конца рассказа. | 1. Как вы считаете, почему юрист отказывается от денег? 2. Как относится к решению юриста банкир? Опишите его поведение. 3. Как вы считаете, мог бы банкир убить юриста? Почему? | ||||||
4. Диагностика освоения темы урока (Рефлексия) | Сформулировать проблемы, которые поднимает Чехов в рассказе. | 1.Во имя чего написан рассказ? 2.Как вы относитесь к смертной казни и пожизненному заключению? Как, на ваш взгляд, к этому относится Чехов, на чьей он стороне? | ||||||
5.Домашнее задание | Эссе. Ответ-рассуждение на любой из вопросов ↗ | |||||||
6. Подведение итогов | выставление оценок |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pari_chekhov.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Восполнить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова . Познакомиться с рассказом «Пари». Оценить мастерство А.П.Чехова как писателя-философа, мудрого учителя жизни. Выразить собственное мнение на общечеловеческие проблемы, затронутые автором в рассказе.
Пари - это… ПАРИ́ (•франц. pari ). Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-нибудь обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. Держать пари (заключать такое условие, биться об заклад). Д.Н.Ушаков
Герои рассказа Кто герои? О чем спорят? Как вы относитесь к смертной казни? Чью позицию поддерживаете? Банкир Юрист Автор
Дерево предсказаний Напишите на листочках, что могло произойти с юристом и банкиром за эти пятнадцать лет, как они их прожили? А чем бы вы сами заполнили эти годы, окажись на месте юриста?
Домашнее задание Написать развернутый ответ (эссе) на один из вопросов: 1.Во имя чего написан рассказ? 2.Как вы относитесь к смертной казни и пожизненному заключению? Как, на ваш взгляд, к этому относится Чехов, на чьей он стороне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРКМ на уроках истории
Какой выпускник нужен современному работодателю? Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладает творческим мышлением. Одной из образ...
Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"
В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....
Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"
В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....
Урок с использованием ТРКМ. По рассказу Л.Андреева "Петька на даче".
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает на...
конспект урока, с использованием ТРКМ "Save the Earth"
Конспек урока, с использованием ТРКМ, к учебнику "Spotlight-7", module 8a "Save the Earth"...
Разработка урока с использованием ТРКМ и ИКТ по теме: Travelling.
Учебное занятие по теме Travelling разработано с использованием технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Приемы и фрагменты уроков с использованием ТРКМ
Приемы и фрагменты урока русского языка в 8 классе по теме " Односоставные предложения"....