Урок с использованием ТРКМ
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Углова Наталия Сергеевна

Тема урока: Творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа «Пари».

Тип урока: изучения нового материала (комбинированный)

Задачи урока:

-развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы;

-развивать речь, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

-обеспечить нравственное воспитание учащихся;

-воспитать интерес к предмету, процессу познания;

-формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Опорные понятия: рассказ, тема, автор, авторская позиция, проблема, эссе

Межпредметные связи:  русский язык (использование толкового словаря на уроке), история (знание фактов истории), обществознание (терминология: юрист, банкир, смертная казнь).

 

 

Технология:

Технология развития критического мышления

Приемы:

Чтение с остановками,

Дерево предсказаний,

Эссе, работа с таблицей.

Цели урока для учителя:

Цели урока для ученика:

Планируемые предметные результаты:

находить нужную информацию в тексте;

анализировать и систематизировать информацию;

сравнивать различные  точки зрения на проблему.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные

извлекать информацию в соответствии с целью;

структурировать информацию;

работать с таблицей;

анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

создавать самостоятельные способы решения проблемного задания;

создавать творческий продукт.

Коммуникативные

адекватно отвечать на поставленный вопрос;

отстаивать свое мнение;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные

определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

адекватно оценивать свои  действия по выполнению задания.

Планируемые личностные результаты:

проявлять интерес к учебной теме;

Проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;

проявлять творчество при выполнении задания.

На основе текста художественного произведения (рассказа А.П.Чехова «Пари») дать возможность ученикам задуматься  о смысле и цели человеческого существования, помочь ребятам определиться с собственным отношением к смертной казни.

Восполнить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Познакомиться с рассказом «Пари».

Оценить мастерство А.П.Чехова как писателя-философа, мудрого учителя жизни.

 Выразить собственное мнение на общечеловеческие проблемы, затронутые автором в рассказе.

Ресурсы урока для учителя:

Ресурсы урока для ученика:

Текст рассказа,

презентация

Текст рассказа, таблица

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учащегося

Задания для учащихся на этапах урока

1. Организация начала урока

Запись в тетради темы (Творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа “Пари”)

 

2.Актуализация знаний

Устные ответы.

Работа в тетради:

Пари - это…

 

Записать определение из словаря:

ПАРИ́ (·франц. pari). Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-нибудь обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. Держать пари (заключать такое условие, биться об заклад). Д.Н.Ушаков

Вопросы:

1. Что вы знаете о жизни А.П.Чехова? (Вспомнить о его поездке на Сахалин, умер рано (44 года) от туберкулеза. С 1884 года страдал кровотечением из правого легкого).

Вывод: умел ценить жизнь, часто задумывался о смысле и цели жизни.

2. Его рассказ называется “Пари”. Попробуйте дать определение слову пари в тетради.

3. Давайте сравним ваши определения со словарным значением.

4. Вы заключали когда-либо пари? Расскажите об этом.

5. Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать человек, любящий заключать пари?

6. Предположите, о чём будет этот рассказ?

3. Освоение нового учебного материала (Осмысление новой информации)

Чтение и заполнение таблицы «Герои рассказа»:

 

Банкир

Юрист

Автор

   

 

Устные ответы.

Беседа.

Теперь пришло время познакомиться с текстом чеховского произведения. По ходу чтения, которое мы будем периодически прерывать, чтобы обсудить с вами некоторые вопросы, заполняйте постепенно таблицу.

Чтение 1 отрывка

 

(Вызов)

от “Была темная, осенняя ночь.”

до “...поднялся оживленный спор”.

 

Устные ответы.

Обсуждение.

Кто герои?

О чем спорят?

Как вы относитесь к смертной казни?

Чью позицию поддерживаете?

Чтение 2 отрывка

от “Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее…”

до “...обязанности платить ему два миллиона”.

 

Работа с деревом предсказаний.

1.Кто предложил пари?

2.Какое пари будет заключено?

3. Каковы условия договора?

4. Какова цена выигрыша?

5.Почему возникает ситуация пари?

6. Дайте характеристику героям. Запишите в таблицу.

Напишите на листочках, что могло произойти с юристом и банкиром за эти пятнадцать лет, как они их прожили? А чем бы вы сами заполнили эти годы, окажись на месте юриста?

Оформить на доске дерево предсказаний.

Чтение 3 отрывка

от “В первый год заключения юрист…” до “Банкир взял со стола лист и прочел следующее: … “

заполнение таблицы по ходу чтения.

Прочитайте отрывок самостоятельно.

1.Оправдались ли ваши предположения?

(Работа с деревом предсказаний)

2. Что нового вы узнали о героях рассказа? Что записали в таблицу?

3. Что же мог написать в своём письме узник? Выскажите свои предположения. Можете даже написать свой вариант письма.

Чтение 4 отрывка

от “Завтра в 12 часов дня…” до конца рассказа.

1. Как вы считаете, почему юрист отказывается от денег?

2. Как относится к решению юриста банкир? Опишите его поведение.

3. Как вы считаете, мог бы банкир убить юриста? Почему?

4. Диагностика освоения темы урока (Рефлексия)

Сформулировать проблемы, которые поднимает Чехов в рассказе.

1.Во имя чего написан рассказ?

2.Как вы относитесь к смертной казни и пожизненному заключению? Как, на ваш взгляд, к этому относится Чехов, на чьей он стороне?

5.Домашнее задание

Эссе. Ответ-рассуждение на любой из вопросов ↗

 

6. Подведение итогов

 

выставление оценок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pari_chekhov.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество А.П.Чехова . Анализ рассказа «Пари».

Слайд 2

Цели урока: Восполнить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова . Познакомиться с рассказом «Пари». Оценить мастерство А.П.Чехова как писателя-философа, мудрого учителя жизни. Выразить собственное мнение на общечеловеческие проблемы, затронутые автором в рассказе.

Слайд 3

Пари - это… ПАРИ́ (•франц. pari ). Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-нибудь обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. Держать пари (заключать такое условие, биться об заклад). Д.Н.Ушаков

Слайд 4

Герои рассказа Кто герои? О чем спорят? Как вы относитесь к смертной казни? Чью позицию поддерживаете? Банкир Юрист Автор

Слайд 5

Дерево предсказаний Напишите на листочках, что могло произойти с юристом и банкиром за эти пятнадцать лет, как они их прожили? А чем бы вы сами заполнили эти годы, окажись на месте юриста?

Слайд 6

Домашнее задание Написать развернутый ответ (эссе) на один из вопросов: 1.Во имя чего написан рассказ? 2.Как вы относитесь к смертной казни и пожизненному заключению? Как, на ваш взгляд, к этому относится Чехов, на чьей он стороне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРКМ на уроках истории

Какой выпускник нужен современному работодателю? Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладает творческим мышлением. Одной из образ...

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Урок с использованием ТРКМ. По рассказу Л.Андреева "Петька на даче".

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает на...

конспект урока, с использованием ТРКМ "Save the Earth"

Конспек урока, с использованием ТРКМ,  к учебнику "Spotlight-7", module  8a "Save the Earth"...

Разработка урока с использованием ТРКМ и ИКТ по теме: Travelling.

Учебное занятие по теме Travelling разработано с использованием технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....

Приемы и фрагменты уроков с использованием ТРКМ

Приемы и фрагменты урока русского языка в 8 классе по теме " Односоставные предложения"....