Эпос поэмы "Мертвые души" Н. В. Гоголя
статья по литературе (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Эпос в поэме. Его черты. МЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epos_v_poeme_gogolya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Эпос в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В жанровом отношении  «Мертвые души» Гоголь называл поэмой. Почему? Голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими чувствами и размышлениями. В начале поэмы «Мертвые души», когда Чичиков подъезжает к гостинице, эпизодически появляется некий молодой человек, о котором в поэме больше не говорится, но зато в этом единственном эпизоде персонажу дана характеристика: «Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой». У Гоголя много таких мест: описание гостиницы, сада Плюшкина…. Гоголь открывает перед нами современный ему мир. Но как? Заявив: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах», он мог бы остановиться или хотя бы ограничиться общими замечаниями, ведь его современники могли бы представить эту гостиницу. Но нет, Гоголь подробно рисует самые типичные черты гостиницы (то есть не те, которые отличают ее от других и поэтому могут быть интересны читателю, но те черты, которые ставят ее в один ряд со всеми другими гостиницами»). У Гоголя широкий, всеохватный взгляд, все детально. Читатель и автор растворяются в огромном мире. У Гоголя все люди, предметы обладают определенными качествами. Дана развитая индивидуальная характеристика. Например: многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского, почтмейстер читал Юнговы «Ночи». Постоянных эпитетов у Гоголя нет, но есть нечто похожее на них, основанное на постоянстве тех или иных признаков. Персонажу присущи некие общие черты, преследующие его по всему произведению. Иногда какая-то черта, неоднократно повторяющаяся, служит для того, чтобы показать типичность явления. Пример: описание дочки губернатора, лицо ее, как «свеженькое яичко», «ее овально-округлившееся личико». Запомнился и фрак брусничного цвета с искрой, а также особенный запах, который всегда сопутствует Петрушке. Гоголь использует сложные эпитеты: «Эк, ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков…» «Везде, где бы и было в жизни, среди ли черствых, шерховато-бедных и неопрятно-плесневеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших»; «… затейливо придумывает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец». Гоголь часто использует развернутые сравнения: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя». Гоголь рассказывает о современности, о той жизни, в которой он сам существует. Как автор, он пишет о том, что видит, и о том, что думает и чувствует. он видит, как древний поэт. Гоголь – автор то принимает роль рассказчика, то сам становится представителем создаваемого им мира. Натура художника Гоголя позволила ему постичь красоту древнего эпоса, вжиться в него, научиться смотреть на мир глазами не только своего современника, но и человека древности, с сердцем, восприимчивым ко всему на свете, который открывает для себя мир. Гоголь идет своим путем, живо воспринимая традиции. Проблема прочтения гоголя в школе стоит сейчас, как и раньше. Если мы будем подходить к «Мертвым душам» с установкой на развлекательное чтение со стремительным действием, с интригой, то чтение станет мукой. Чтобы получить истинное наслаждение от чтения, нужно хотя бы для начала настроиться на определенный лад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по программе Душиной И.В.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе. Автор программы: Душина И.В. (Программы для общеобразовательных учреждений(классическая линия). География: 6-11 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:·     стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.·   примерной программы для основного ...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Душиной И.В.

Используемая программа: Душина И.В. «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс.Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа....

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс к учебнику Душиной И.В.

Используемая программа: Душина И.В. «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Используемый учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов.  7 класс – М.: Д...

Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"

Образовательная программа по географии 7 класс  И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...


 

Комментарии

Супрун Ирина Викторовна

Наталья Владимировна, спасибо! Очень пригодилось в работе.