Викторина по литературе в 7 классе
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Викторина по литературе в 7 классе "По страницам прочитанных книг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_literature_7_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ганеева Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

НОУ Церковно-приходская школа «Косинская»

г.Москвы

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

«ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ КНИГ»

*Перед началом викторины класс делится на две команды и выбирает капитана.

  1. Разминка.

Назовите автора. Участники команд по очереди называют автора произведения. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. «Медный всадник» (Пушкин)
  2. Былина «Садко» (народ)
  3. «Тарас Бульба» (Н. Гоголь)
  4. «Кукла» (Е. Носов)
  5. «Лапти» (И. Бунин)
  6. «Станционный смотритель» (Пушкин)
  7. «Песня про… купца Калашникова» (Лермонтов)
  8. «Тихое утро» (Ю. Казаков)
  9. «Кусака» (Л. Андреев)

10) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин)

11) Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (Л. Толстой)

12) Трилогия «Детство. В людях. Мои университеты» (М. Горький)

  1. О каком писателе идёт речь?

 По биографической справке определить автора. За каждый правильный ответ – 2 балла. По 2 автора каждой команде в порядке очерёдности.

1) Годы жизни: 1809 – 1852. Писатель, драматург.

Родился в семье небогатого помещика на Украине. Окончил там уездное училище и гимназию высших наук, после чего уехал в Петербург, поступил на службу. После первого сборника повестей стал знаменитым. Был знаком с Пушкиным и Жуковским. Преподавал историю в Институте благородных девиц, затем занял должность профессора истории Санкт-Петербургского университета, но вскоре отказался от преподавания. Вновь обратился к литературе, издал двухтомный сборник повестей и рассказов, две книги новелл, затем комедию, которая имела шумный успех. Уехал в Рим, за границей прожил 12 лет, лишь изредка наведываясь в Россию. Всё это время плодотворно работал – создал 1-ю часть своего знаменитого романа, 2 комедии, несколько повестей. Отправился паломником в Святую Землю, затем вернулся в Россию и последние годы жизни провёл в странствиях. Работал над второй частью романа, которую впоследствии сжёг. Умер в Москве. (Н. В. Гоголь)

 

2) Годы жизни: 1814 – 1841. Поэт, писатель, драматург.

Родился в Москве в семье  небогатого отставного капитана. Мать умерла, когда ребёнку не исполнилось и трёх лет. Бабушка по линии матери, богатая помещица, заставила отца уступить ей право на воспитание мальчика, и увезла его в Пензенскую губернию, в село Тарханы, где и прошло его детство. В возрасте 14 лет переезжает с бабушкой в Москву, где поступает в университетский благородный пансион, который пришлось покинуть в конце второго года из-за участия в студенческом бунте . Переехал в Петербург, поступил в школу гвардейских юнкеров, по окончании которой  вышел офицером в гвардейский гусарский полк. Узнав о смерти Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое  с одной стороны принесло ему славу, а с другой – перевод на Кавказ, откуда спустя 7 месяцев – в Новгород. Всё это время, начиная с 14 лет,  молодой поэт пишет стихотворения и поэмы. Его перу принадлежит также драма и роман. Второй перевод на Кавказ последовал после дуэли с сыном французского посланника де Барантом, окончившейся благополучно. Спустя 4 месяца в Пятигорске, из-за пустяковой ссоры, поэт погиб на дуэли со своим бывшим сокурсником по школе гвардейских юнкеров Мартыновым. (М. Ю. Лермонтов)

3) Годы жизни: 1920 – 1983. Писатель, автор рассказов, повестей, романов.

Родился в Архангельской области, в крестьянской семье. Окончив школу, поступил в Ленинградский университет на филологический факультет, с 3-го курса которого ушёл добровольцем на фронт. Был ранен и как нестроевик оставлен в тылу, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы. Всё его творчество посвящено родной северной деревне. (Фёдор Александрович Абрамов)

4) Годы жизни: 1899 – 1951. Писатель, поэт, автор романов, рассказов, пьес, киносценариев, сказок и сценариев для детей.

Родился в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. Как старший сын в семье из 12 детей, с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Очень рано он начал писать стихи, а затем и рассказы, которые печатались в воронежских газетах. В советской литературе понят и принят не был. Умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулёзом, наследием фронтовых дорог. (Андрей Платонович Платонов)

  1. Узнайте литературного героя. За каждый правильный ответ – 1 балл. По 3 портрета каждой команде (подряд).

Задание 1 команде:

  1. «…считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другим в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим проявлениям, кроме войны и пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными». (Остап)

  1. «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен… С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрёпанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах…, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, потерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом». (Хорошее дело)

  1. «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое, чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами». (Девочка, которую воспитал Юшка)

Задание 2 команде:

  1. «Из-за перегородки вышла девочка лет четырнадцати. Красота её меня поразила. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». (Дуня)

  1. «Мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». (Матушка Николеньки)

  1. «Она не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». (Бабушка Акулина Ивановна)

  1. Восстановите стихотворные строки. 

Каждый участник из команды выходит к доске и получает листок со стихотворением, нужно вставить пропущенные слова и определить автора. Также даётся одно стихотворение на команду. За правильно выполненное задание – 2 балла.

  1. Определите литературоведческий термин. 

 Каждому участнику из каждой команды по одному

 зачитывается определение двух  литературоведческих терминов. За каждый правильно названный термин – 1 балл.

  1. Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального – ГРОТЕСК.
  2. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты – АЛЛЕГОРИЯ.
  3. Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях – БЫЛИНА.
  4. Один из видов лиро-эпических произведений, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств – ПОЭМА.
  5. Основная мысль художественного произведения –  ИДЕЯ.
  6. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения – ТЕМА.
  7. Книги, статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, корреспонденции, очерки, которые освещают актуальные, злободневные вопросы и показывают явления общественной жизни –  ПУБЛИЦИСТИКА.
  8. Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления; злой, гневный смех –  САТИРА.
  9. Торжественное стихотворение, посвященное Богу, царю, какому-то историческому событию или герою – ОДА.

10) Трёхстишное лирическое стихотворение в японской поэзии – ХОККУ.

11) Короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения – ЭПИГРАФ.

12) Дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова – ЦИТАТА.

  1. Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается по два задания: вопросы на эрудицию и знание литературоведческих терминов.

1. Вопросы (капитаны отвечают по очереди) (за каждый правильный ответ – 1 балл):

  1. Кто и в каком произведении открыл образ «маленького человека» в русской литературе? (Пушкин в «Станционном смотрителе»)
  2. Какой русский писатель, будучи чиновником губернского правления в Вятке, никогда не брал взяток, существенно отличаясь от своих коллег? (Салтыков-Щедрин)
  3. Каков литературный псевдоним писателя Андрея Климентова? (Платонов)
  4. Каковы настоящие имя и фамилия Максима Горького? (Алексей Пешков)
  5. Как переводится с греческого название трёхсложного стихотворного размера – дактиль? (Указательный палец)
  6. Какому виду драматических произведений дало название греческое словосочетание, которое переводится как «козлиная песнь»? (Трагедия)
  7. Стихотворения какого шотландского поэта 18 века востребованы в современном российском театре и кино? ((Роберта Бёрнса)
  8. Какой шотландский поэт-романтик 19 века, защитник бедных и угнетённых, был лордом по происхождению? (Джордж Гордон Байрон)
  9. Какой русский поэт ведёт свой род от легендарного шотландского барда, а также является родственником Байрона? (Лермонтов)

10) Какой русский писатель публиковал свои ранние произведения под псевдонимом «Человек без селезёнки»? (Чехов)

2. Дайте определение литературоведческому термину (за каждое определение – 1 балл):

Метафора (переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому), басня(краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание), проза(прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение).

Эпитет(яркое, образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным), баллада(стихотворение с острым, напряженным сюжетом, в основе которого лежит легендарное или историческое событие), инверсия(необычный порядок слов).

СТИХОТВОРЕНИЯ К 4 ЗАДАНИЮ

1) …О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих  

И видеть ………………….

Каких………………………

Автор –…………………….

……………………………………………………………………………………

2)                 И думал он:

Отсель грозить мы будем…………

Здесь будет город заложен

Назло надменному ……………….

Природой здесь нам суждено

…………………………………………

Автор – …………………………

……………………………………………………………………………………

3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется…………………….

……………………………соседей-врагов,

……………………………………………?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду ……………………………….»

Автор – …………………………

……………………………………………………………………………………..

  1. …………………………………

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

…………………………………

Есть………………………..

В созвучьи слов…………….

И дышит непонятная,

 Святая прелесть в них.

Автор – ………………………

…………………………………………………………………………………

  1. Когда волнуется желтеющая нива,

И………………………………………………,

И прячется в саду……………………………..

…………………………..зелёного листка…

Автор – ……………………………..

  1. Вчерашний день, …………………….

…………………………………………….

Там ……………………………кнутом,

Крестьянку…………………………….

Автор – ………………………..

……………………………………………………………………………………

Задание на команду:

Во дни сомнений, ………………………………………………………………………………. – ты один мне поддержка и  опора, о великий,  ………………………, ………………… и …………………. русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, ……………………………………………………………………!

Автор – …………………………………..

……………………………………………………………………………………

Во дни сомнений, ………………………………………………………………………………. – ты один мне поддержка и  опора, о великий,  ………………………, ………………… и …………………. русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, ……………………………………………………………………!

Автор – …………………………………..

ТЕРМИНЫ К КОНКУРСУ КАПИТАНОВ

Метафора

Эпитет

Басня

Баллада

Проза

Инверсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по литературе 9 класс

Викторина по литературе (18 век) для 9 класса. Может быть использована как на уроке, так и во внеурочной работе для обобщения знаний по литературе 18 века....

Викторина по литературе 5 класс

Викторина по литературе 5 класс  по т произведению И.С. Тургенева "Муму"....

Викторина по литературе 5 класс (по итогам изучения 1 части хрестоматии под ред. Коровиной В.Я.)

Урок закрепления материала по итогам 1 полугодия (2 четверти). Занятие в игровой форме, как правило, заинтересовывает учащихся и способствует лучшему усвоению полученных знаний....

викторина по литературе 5 класс

викторина по литературе 5 класс...

Викторина по литературе 8 класс

Декада словесности....

Интерактивная программа Викторины по литературе 5 класс

Интерактивная программа Викторины по литературе...

Викторина по литературе_6 класс с самопроверкой

Викторина для учеников 6 классаМатериал взят по ссылке: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-literature-v-6-klasse-khudozhest.html...