Рабочая программа по литературе для 8 класса (в соответствии с ФГОС)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Рабочая программа включает следующие разделы:

·        пояснительная записка, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «Знать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»;

·        календарно-тематическое планирование;

·        учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.

      Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

     Примерное распределение учебных часов по разделам программ и календарно-тематическое планирование соответствует методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Планирование составлено достаточно подробно и указывает основное содержание урока, формируемые понятия, виды деятельности учащихся (на уровне УУД), домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_8_klass.zip60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе  В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко-литературной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Требования к результатам освоения

выпускниками основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий
  • в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная ... », «Вдоль по улице метелица метет ... », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ... ». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее - Р.Р.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в.  Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа (далее - К. Р.). Контрольная работа №1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (10 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Р.Р. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

К.Р. Контрольная работа №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

К.Р. Контрольная работа №4 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Иван Сергеевич Тургенев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

К.Р. Контрольная работа №5 по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Контрольная работа №6 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Николай Семенович Лесков (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий, Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.

Р.Р. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей ... »; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами ... ». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

К.Р. Контрольная работа №7 по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Александр Александрович Блок (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

К.Р. Контрольная работа №8 по творчеству С.А. Есенина. Контрольная работа №9 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (2 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи.

Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко.

Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин.

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор) (1 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют ... »; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа №10 по произведениям о Великой Отечественной войне.

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок ... »; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия ... ».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России ... » (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо ... ». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

Р.Р. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи ... », «Увы, мой стих не блещет новизной ... ». 

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Джонатан Свифт (1 ч)

Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Вальтер Скотт (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго».  Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 ч.

Устное народное творчество – 2 ч.

Из древнерусской литературы – 2 ч. (в т. ч. 1 Вн. чт.).

Из русской литературы XVIII в. – 3 ч. (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Из русской литературы ХIХ в. – 34 ч (в т. ч. 5 К.Р., 4 Р.Р., 3 Вн. чт.).

Из русской литературы ХХ в. – 20 ч (в т. ч. 4 К.Р., 7 Р.Р., 4 Вн. чт.).

Из зарубежной литературы – 6 ч (в т. ч. 2 Вн. чт.).

Итоговый контроль - 1 ч.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 2 г. Бронницы

.…..…… / Н.С. Соловьёва/

Приказ от  «…..»…………….2014 г.  

№ …

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

………… /                            /

Протокол от «….»…….2014 г. №…                              

РАССМОТРЕНО 

на заседании ШМО  

…………../ Т.А. Кудинова/

Протокол от «…..»……2014 г. №…

                                                                                               

 

             

                                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Овчинниковой Елены Владимировны,

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Бронницы

по литературе

для 8 класса г

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол от

«____» __________        2014 г. № ___________        

2014 – 2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС

представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по обществознанию 5 класс, в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение обществознания...

рабочая программа по обществознанию 5 класс в соответствии с ФГОС

рабочая программа по обществознанию 5 класс...

рабочая программа по алгебре 7 класс в соответствии с ФГОС ООО

рабочая программа по алгебре по учебнику А.Г. Мордкович...

Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии стребованиями ФГОС)

Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии с требованиями ФГОС). Прилагаются контрольно-измерительные материалы (в течении года будут пополняться)....