Урок литературы 5 класс по ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин. Два разных характера - две разные судьбы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Щербакова Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 Кущёвский район
Учитель русского языка и литературы
Предмет: Литература
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.
Технологическая карта изучения темы:
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)
Тема | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. |
Цели на достижение результата | - Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.
Личностные: Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературных героев |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин - Компьютер - Мультимедийный проектор - Презентация к уроку - Карточки-таблицы -Толковый словарь -Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс»
|
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах |
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Регламент | икт | Ожидаемые результаты |
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. - Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты? | 1 мин | Коммуникативные ууд Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой | |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. |
2.Включает презентацию. Слайд №1 - Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»? - Обратимся к словарю: Характер – это…. - Составим кластер, называя качества характера. 3. Работа со словом «Судьба» Слайд 2 Составление кластера. - Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба? | 1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу. 2.Работают с презентацией. 3. Отвечают на вопросы. 4. Устанавливают связь между понятиями. | 1-2 мин | презентация | |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. |
Слайд 3
Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? Слайд 4. Жилин и Костылин |
Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.
| 1-2 мин | презентация | |
IV Проверка домашнего задания |
| Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками. | 5-6 мин | презентация | |
V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. |
ФИЗМИНУТКА Использование фонохрестоматии
| Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы.
Выполняют обсуждение в парах. Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.
Определяют отношение к героям автора и актёра.
|
2-3 мин 1 мин 3-5 мин 3 мин 2 мин | . Фонохрестоматия | Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
VI. Самостоятельная работа Цель этапа: тренировать способность к обобщению | Организует самостоятельную деятельность учащихся.
-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев? | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев. | 2мин | Кластер индивидуально | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
VII Решение проблемы VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. | Создаёт проблемную ситуацию. - Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? .
Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете. | Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.
| 2 мин 1 мин | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение | |
IX. Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
X. Рефлексия | Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово ВЫБОР. Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране. Слайд. Пословицы Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор,….. Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Прогнозируют коррекцию собственного поведения. | 2 мин 1-2 мин |
Синквейн в тетради по литературе | Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |
Литература.
1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013
2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998
3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 4 | Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я. Биография Толстого | ЭОР | Иллюстрации, презентация, картинки паралимпиады | http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html Ru.wikipedia.orq/wiki/Толстой куф2й3цу5фывеяАЧ http://blog.kp.ua/users/3421647/post112129423 http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg http://www.myshared.ru/slide/225744/# http://infourok.org/?fd=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХАРАКТЕР Характер -а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером
ХАРАКТЕР
СУДЬБА Судьба -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж. 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных,.3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.
СУДЬБА
Сила воли сильнее боли
Жилин и Костылин Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?
Как герой оказался в плену?
Чем герой занимался в плену?
Как герой готовился к побегу?
Почему первая попытка побега не удалась?
Домашнее задание Ещё раз внимательно перечитать произведение и составить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.
Синквейн ВЫБОР .2 прилагательных 3 глагола Пословица Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор, нужно…..
Пословицы к уроку 1.Доброму везде добро. 2.С книгой жить – век не тужить. 3.Воля и труд дивные всходы дают. 4.Где хотенье, там и уменье. 5.Добро помни, а зло забывай 6.Добро не горит, не тонет. 7.Кто идёт вперёд, того страх не берёт. 8.Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе. 9.Доброе дело два века живет. 10.Доброе дело питает разум и тело. 11.Дружба дороже денег. 12.Кто хочет, тот и может. 13.Кто других прощает, тот мудрость знает. 14.Добро делать спешить надобно. 15. Доброта не горит, не тонет, а зло от себя самого стонет.
Будьте сильными и никогда не сдавайтесь! Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС
Выступление на районном методическом объединении (из опыта работы)...
Конспект урока 2 класс по ФГОС
Схема конспекта урокаПредмет: английский языкКласс 2Тема: урока : Моя семьяЦель урока: создать условия для усвоения учащимися графического отображения и правил чтения буквы Rr и знаков тра...
Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"
Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...
Воспитание нравственного национального идеала на уроках литературы в рамках ФГОС
Статья в методический журнал о воспитании духовно - нравственных качеств учащихся на основе произведений поэзии и прозы последних лет. В статье делается акцент на произведения, несущ...
Анализ эксперимента по атрибуции текста на уроках литературы в условиях ФГОС
Данная методическая разработка представляет собой сводный анализ эксперимента по атрибуции текста как одной из форм и методик реализации научно-исследовательского компонента на уроках литературы в усл...