Внеклассное мероприятие "На посиделках"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся 5 класса с целью популяризации устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: На посиделках (устное народное творчество в 5 классе).

На лавке 8 девочек в русских костюмах.

Ведущие6

1-й. Здесь и красные девицы…

2-й. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

1-й.Будет всем вам здесь приятно

       Побывать в гостях у нас.

2-й. Песни русские попеть,

       В русский пляс с душой пуститься,

1-й. Пирогов отведать вкусных,

2-й. И чайку напиться всласть.

Оба. Все мы рады видеть вас!

1-й. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-й. Будут вам и пироги.

        А сейчас посидим рядком

        Да поговорим ладком.

Ведущие:

2-й. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вяжет, кто ткет…

1-й. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.

                                  Позолоченная прялица,

                                  Мы прядем, а нитка тянется,

                                  Нам работа наша нравится…

Девушки водят хоровод под песню «А я по лугу…»

Входит юноша, девушки поют:

                                     Я за то люблю Ивана,

                                     Что головушка кудрява,

                                      А бородушка кучерява,

                                   Кудри вьются до лица,

                                   Люблю Ваню молодца.

Став полукругом, исполняют частушки:

Ох и звонки планочки

У моей тальяночки.

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей.

Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

На гулянку собираюсь,

Маменька ругается,

 Папенька сидел, как пень,

Ему ругаться было лень…      

Девушки садятся на места и исполняют песню «Позолоченная прялка».

Ведущие:

2-й. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

1-й. Остановились руки, замерли все… Что же произошло?

Деть слушают сказки. Рассказывают двое. Первый- волшебную сказку, второй- бытовую.

2-й. Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

1-й. Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?

2-й. А кто авторы этих сказок?

1-й. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

Инсценировки сказки о животных (любая).  

2-й. А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения.

        - Какие?

1-й. а какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики, но главное- они всегда веселые.

2-й. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Сидит ворона на сосне,

А сова на другой.

Гой-гой-гой на другой.

У совы ворон пытает:

Кто в лесу гуляет?

Гу-гу-гу гуляет.

Дровосеки гуляют-

Секут лес и валят.

Чах-чах-чах валят.

И секут и кричат,

Испугать зверей хотят,

Тух-тух-тух хотят.

Другой ученик:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан пожег.

- Можно зашить!

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра-то?

- Один ворот остался.

Третий ученик6

- повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает6

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

-Нашел?

-Нашел.

- Где же они были?

 - Да за поясом. А ты куда шагаешь?

- За семь верст.

- Киселя хлебать?

 - Нет, комара искать.

- Это которого же комара?

- Да того, который за нос укусить меня хочет.

- Да он же при тебе.

- Где это при мне?

- Да на носу у тебя.

Ведущие:

1-й. Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.

2-й. И тут начинались настоящие состязания.

Ребята соревнуются в умении говорить быстро и правильно.

Ведущие6

1-й. Долг зимний вечер. Горит- потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…

Раздается стук в дверь.

- Кто же это? Входите. (Входит Лесовик).

Лесовик:

- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем.

Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

Что в нем лежит, вы узнаете, коль отгадаете загадки. Иду я ельником после дождя, смотрю:

В лесу под елкой крошка-

Только шапка да ножка.

Достает из кузовка грибок.

В моем лесу растет кустарник, а в нем:

Мальчик- крошка в костяной одежке.

У этого мальчика

Шапочка зеленая

До ушей надвинута.

Что это за мальчик?

Достает лесные орехи.

В моем лесу под деревом

Андрейки

Все в тюбетейках.

Что это такое? Достает желуди.

Вот какой мой лес,

Полон загадок и чудес.

А вы, ребята, загадки знаете? Конкурс загадок.

Вдруг у девушки пропадает кокошник.

- Кто взял мой кокошник? Что мне делать?

Один из учеников:

- Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.

Один мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.

Девушка:

- А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник?(пословица)

А что это такое?

- Отгадайте пословицу по одному слову:

…не воин.

Закончите пословицу:

На Москву идти…( головы не снести).

Пусто…(словно Мамай прошел).

За правое дело( стой смело).

А теперь посоревнуемся. Разделимся на 2 команды. Одна команда называет пословицу, а другая объясняет ее прямой и переносный смысл.

Ведущие:

1-й. Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

Жыл-был царь, у царя был двор…( Как вы думаете, интересную я вам сказку расскажу?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?

Чтоза удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходит журавли да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать?

2-й. Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую…

Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала Лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала- выдернула пос, да и завязила хвост.

1-й.Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?

2-й. Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала- выдернула хвост, да завязила нос…

1-й. Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не два, а целых 40 лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…

2-й. Что же молчишь? Что же дальше?

1-й. Так ведь кости еще не размокли.

Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки.

Входят родители с пирогами.

- А вот и пироги поспели, вкусные да пышные.  Угощайтесь, гости дорогие.

1-й. И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…

2-й. Вам сказка, а нам- бубликов связка.

1-й. Вам- сказки,- а нам пироги да сласти…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

Внеклассное мероприятие для старших классов, основанное на народном фольклоре.В него входят  народные загадки, старинные обрядовые песни, шуточные разговоры, инсценировки...

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"

Мероприятие теоретически - практической напрвленности, способствует развитию творческих способностей учащихся....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"Классный час для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"...