Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»
методическая разработка по теме

Внеклассное мероприятие для старших классов, основанное на народном фольклоре.

В него входят  народные загадки, старинные обрядовые песни, шуточные разговоры, инсценировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskie_posidelki.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

Цель: помочь ребенку обрести любовь к старинным напевам, родному языку, к творчеству, к фольклору.

Задачи:

- прививать интерес к русским народным традициям и обычаям своего народа;

- активизировать досуговую, познавательную, мыслительную деятельность воспитанников;

- воспитывать у детей музыкальные творческие навыки, необходимые для коррекции речи, памяти, пополнения информационного запаса.

Подготовительная работа: задолго до праздника воспитатель организует и формирует несколько групп по интересам из числа участников школы: фольклорный песенный ансамбль, разучивание народных игр, шуточных разговоров, загадок, частушек, выбирает «хозяйку» праздника и героев второго плана.

Место проведения праздника: спортивный зал. Для оформления зала и инвентаря привлечь художника-оформителя школы.

Ход праздника

Хозяйка: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, соседи и соседушки!

Здесь сегодня особая встреча:

Понайдёт гостей из близка и далёка.

Посиделки знатны будут,

Век нас здесь не позабудут!

Ну, таков наш школьный люд,

Коли праздник, тут как тут!

(Звучит гармонь, девичий смех, Евгений Владимирович со взрослыми и детьми входят в зал со смехом. Песня взрослых «Две девчонки»)

Хозяйка: А вот и девочки-ягодиночки,

А нарядные, как картиночки!

1-я девушка: Здравствуйте, хозяюшка!

2-я девушка: Доброго здоровья вам!

Хозяйка: Пожалуйста, проходите,

Своё место находите!

Давно вас ждём, поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

Кто девчата побойчей,

Вам и место половчей.

(указывает на переднюю лавку)

Кто постарше, ту «на крест»,

Место явно для невест.

Ты, Любашенька, постарше,

Для тебя и место краше.

Люба: Ох, спасибо! Захочу -

Жениха здесь отхвачу.

(садится в левый угол «на крест», напевая)

Я пойду, пораскачаю

В полюшке рябинушку.

Я ещё поразвлекаю

Нынешнюю зимушку.

Маня: Ох, насидишься на «крестах»,

Замуж долго не выйдешь!

Хозяйка: Ух, ты, Маня, егоза!

Как оса лезешь в глаза!

(грозит ей пальцем, девушка убегает, припевая)

Маня: На посидку я пришла, в этот угол села,

Моя точёная прялка к порогу улетела.

(все девочки рассаживаются и начинают петь. Песня «Пряха»)

Хозяйка: Слыхала я, будто Бачатские должны к нам прийти.

Девушка: А наши-то куды подевались? Слышите, девчонки, кто-то идёт, а гул-то какой!

(слышен гул парней)

1-й парень: Доброго здоровья, хозяйка! Здравствуйте, красны девицы!

Хозяйка: Садитесь-ка, добры молодцы, да напротив девушек.

(мальчики обходят по кругу, осматривают девушек и подшучивают)

2-й парень: Эх, да за такими гостями и нам хорошо.

3-й парень: А что тут хвастать! Вона Манютка, пышненькая юбка.

4-й парень: И Надежда – худая одежда.

5-й парень: А вот и Акулина – заглядишься, рот разиня.

6-й парень: А Любка – невеста, да видно без места.

7-й парень: А вон ту зовут зовутной, а может, познакомимся.

(подходят гордо к девушкам, разглядывая их, девочки отворачиваются, не хотят разговаривать)

8-й парень: И то нам легче.

Хозяйка: Да будет вам, веселитесь.

(двое парней остаются и стараются сдвинуть девчат с места, девчата не поддаются и они начинают «переклички между собой)

1-й парень: Это наше место!

Все девочки: Пресное вам тесто!

2-й парень: Федя, Федя, съел медведя!

1-й парень: Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла! Вань, а Вань!

2-й парень: А!

1-й парень: Повтори словцо «Иду».

2-й парень: А что?

1-й парень: Повтори словцо-то.

2-й парень: Ну, иду.

1-й парень: У тебя нос в меду!

2-й парень: Эх, подловил, ну ладно!

Федясь, у тебя под ногами грязь.

(Федя смотрит под ноги)

Не кланяйся, я тебе не князь!

1-й парень: Ах, так! Сейчас я тебя поймаю, да заломаю.

(начинают убегать, затем борются. Маня выбегает и разнимает)

Маня: Иванушка – простота,

Купил лошадь без хвоста,

Поехал жениться, привязал корытце.

Корытце мотается,

Невеста улыбается.

Корытце упало – невеста пропала.

Парень: А ты, Манька-егоза,

Съела мышку без хвоста,

Одну овцу, свинью-пакостницу,

Пятьдесят поросят, одни ножки висят!

(парень убегает, Маня его ловит. Парень прячется за самого большого парня. Встаёт и кричит: Цыц! Девушка убегает. Парни все встают на танец «Кадриль»)

Выходят Оксана и Виталя. Шуточный разговор.

Оксана – Кум, здорово!

Виталя – Здорово, кума!

Оксана – Ты откуда?

Виталя – Из Бачат.

Оксана – Дык они целы? А говорили – погорели.

Виталя – Да, было дело. Чуть вода не сгорела.

Оксана –  Да как же так было?

Виталя – Шли два господина, сошлись на плотине, взяли, закурили спички, бросили на пруд. Вода забурлила, огнём загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна.

Оксана – Что ты, а правда ли это?

Виталя – Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

Оксана – А с чем в город ездил?

Виталя – Ездил, кума, с овсом: мешок-то, на беду завязал плохо: овёс мой сыпался, да сыпался – мешок пуст и оказался.

Оксана – Худо твоё дело.

Виталя – Худо, да не совсем: Фомка-то и на долото рыбу удит, овёс потерял – пшенички набрал!

Оксана – Хорошо же твоё дело.

Виталя – Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Оксана – Худо твоё дело!

Виталя – Худо, да не совсем: я воров нагнал – все деньги отобрал.

Оксана – Хорошо же твоё дело.

Виталя – Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка, и та ребром.

Оксана – Худо ж твоё дело!

Виталя – Худо, на не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке.

Оксана – Хорошо же твоё дело.

Виталя – Хорошо, да не совсем: потерял копейку, полез на шуботейку, били меня, били, больно молотили.

Оксана – Худо ж твоё дело!

Виталя – Худо, да не совсем: я теперь дороше стал – ведь за битого двух небитых дают!

1-я девочка: Гляди, гляди, вьюн-вьюнок!

Зови подружек в хоровод.

2-я девочка: Подружки, выходите!

Хоровод заводите!

(хоровод «Со вьюном я хожу». После него выход Тюхи и Ерохи)

Тюха: Эй, честной народ,

Раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас,

Раскрывай пошире глаз!

Ероха: Ты чего на весь дом раскричался,

Будто в ухо тебе мух попался?

Тюха: Кто, кто попался?

Ероха: Мух!

Ребята, он не знает Муха!

Вот у воробьихи муж – воробей,

У соловьихи муж – соловей,

У курицы муж – петух,

А у мухи муж – мух!

Тюха: Эх, ты, Ероха, чудак!

Говоришь ты всё не так.

Вот потеха, так потеха,

Люди падают от смеха.

Ты, Ероха, длинный нос, ухватил коня за хвост.

Ероха: А будешь дразниться –

Не буду водиться,

Фокусы не покажу

И ничего не расскажу.

Тюха: Ну, ладно, не серчай,

Лучше людям отвечай:

Ты загадки знаешь,

А ты их отгадаешь?

Хозяйка: Эх, вы, тюхи-матюхи,

Садитесь к печи, да посиди, помолчи,

А я сяду рядышком на лавку с вами вместе посижу,

Загадаю вам загадки, кто смышлёный, погляжу.

(загадки)

  1. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь)

  1. Из горячего колодца

Через нос водица льётся (Чайник)

  1. Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки (Стол)

  1. Мнут и катают, в печках запекают,

А потом на столе, нарезают ножом (Хлеб)

  1. На чёрный платок насыпано просо,

Пришёл петушок, а склевать-то не просто (Звёзды)

  1. Мать черна, дочь красна,

Сын голенаст – выгибаться горазд (Печь, огонь, дым)

  1. Стоит столб, горит свет, а углей нет (Свеча)
  2. Встану рано, пойду к Роману,

К толстой голове, к широкой бороде (Рукомойник)

Девочка: А давайте поиграем в «круги»

(игра «Круги»: играющие выбирают водящего, завязывают ему глаза, остальные встают в ряд, держась за руки, при этом приговаривают)

Все: Отгадай, чей голосок, становися во кружок.

И скорей кого-нибудь своей палочкой коснись,

Отвечай поскорей, отгадать торопись.

(Водящий ощупывает головы. Кого угадывает, тот становится водящим)

Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей! (с ложками) 

1-я девушка: В этом доме кто хозяин,

Разрешите поплясать.

Я притопывать не буду,

Только буду припевать.

2-я девушка: На дороге стоят кони,

Стоит сивый жеребец.

Наш Мишанечка приехал

В школу девок поглядеть.

3-я девушка: Ты гляди, какой приехал.

А какой форсистый стал,

Прежде я с ним не гуляла,

А теперь он сомный стал.

Парень: Не за тем сюда приехал,

Чтобы горем горевать,

А за тем сюда приехал,

Чтобы девок выбирать.

4-я девушка: У меня коса большая,

Ленточка коротенька,

Про меня не думай, парень,

Я еще молоденька.

Парни: А мы тоже не лаптем щи хлебали.

А ну, ребята, нашу любимую,

(песня «Во кузнице»)

1-й парень: На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

2-й парень: Я не сам - она сама

Скамеечку подставила,

Я не сам - она сама

Гулять меня заставила!

3-й парень: Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны.

Запевайте, не зевайте.

Выходите, плясуны! (мальчики и девочки танцуют) Хозяйка: Ой, молодец, парень, каков телом, таков и делом.

(слышится шум, гам, входят ряженые)

Поводырь: Ехали бы мимо, да завернули до дыму,

Не откажите в компании.

А вот извольте поглядеть - ученый медведь.

Старинная потеха, кто посмотрит, лопнет от смеха!

А ну-ка, Мишка, поклонись честной компании,

Да покажи какую-нибудь шутку!

(медведь танцует)

Поводырь: Ну-ка, Мишка, не стесняйся, честно всем нам признавайся.

Как ты будешь говорить с подчиненными? Медведь: (грозно рычит)

Поводырь: А как с барином?

Медведь: (угодливо кланяется, мягко рычит)

Поводырь: А как на празднике иной пляшет танец.

Воображая, что он иностранец? Медведь: (дергается, и вприсядку)

Поводырь: Михаил Иваныч, закрыл ли ты двери на ночь? Медведь: (машет головой: «Нет»)

Поводырь: Почему не закрываешь, аль кого-то ожидаешь?

Медведь: (машет головой: «Да»)

Поводырь: Может, ждешь молодца, чтоб намял тебе бока?

Медведь: (ложится на спину, дергает лапами)

Поводырь: А! Боишься? Может, ждешь ребят, чтобы начали визжать?

Медведь: (сидя на полу, закрывает руками уши, раскачивается: «у-у-у»)

Поводырь: Может, ждешь старуху, чтоб набила тебе брюхо?

Медведь: (вскакивает и бегом по кругу)

Поводырь: Ну что, а сейчас стариной тряхнем, плясовую ухнем!

Заводи любимую!

Медведь: Эх, сорок девок, один я, куды девки, туды я!

Хозяйка: Ой, молодцы, вот потешили, ой не могу, вот ведь какие медведи бывают!

(выходят на середину избы двое: мальчик и девочка, спорят)

Мальчик: Ты веришь, что медведи разговаривать умеют? Такого ведь не бывает, чтоб медведь говорить мог. Небылицы все это.

Девочка: Разве это небылицы? Вы сказки послушайте, ребята, моей песни небогатой, от конька-горбунка. У медведя-плясуна облоухая свинья. На дубу гнездо свила, поросила поросят, ровным счетом шестьдесят, распустила поросят всех по маленьким сучкам, поросята визжат, полетать они хотят, полетели-полетели и на воздухе присели.

Мальчик: Ну, потешила! Ну, наврала! Прям с три короба. Вот послушай-ка меня, косолапый медведь с мухи шкуру содрал, в полсапожках щеголял. Оскользнулся и упал, в сине море он попал, а на печке мужик быстру щуку схватил, как пошло на чудеса, где море - там леса.

Девочка: Вот небылицы, так небылицы!

Мальчик: Не веришь? Не верь! Не верь! Открой лучше дверь. Там гостья пришла, угощенье принесла.

(Выходят все взрослые и дети с хлебом-солью и поют песню)

Хозяйка: Делу время, а потехе час! Вот и закончились наши посиделки. Приглашаем всех на чай с пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"

Мероприятие теоретически - практической напрвленности, способствует развитию творческих способностей учащихся....

Внеклассное мероприятие "Девичьи посиделки"

Внеклассное мероприятие "Девичьи посиделки" расчитано для учащихся 5 - 6 классов и направлено на активизацию знаний по предмету “Технология”, повышение технологической культуры, расширение кругозора, ...

презентация к внеклассному мероприятию "Девичьи посиделки" "Ох уж эта экзотика"

Приложение к внеклассному мероприятию "Девичьи посиделки"...

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Сценарий внеклассного мероприятия "Деревенские посиделки"...