Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Технология проблемного обучения. Методы и приёмы. Формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемного обучения | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Знания - дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Нельзя себя экономить там,
где надо победить
Е.Н.Ильин
«Удиви меня!
Пойми меня!- говорят глаза сидящего за партой школьника. - И тогда я, может быть, начну читать Маяковского, задумаюсь над судьбой Ахматовой, заплачу с Татьяной в ночном лунном саду…
А потом, возможно, именно они, книги, помогут мне не отчаиваться, найти себя, сделать правильный выбор на перепутье жизненных дорог…»
Безусловно, каждый учитель литературы мечтает о том, чтобы его воспитанники ценили книгу как величайшее открытие человечества, читали русскую классику, извлекая из неё нравственные уроки. «Литература помогает человеку отличить себя в толпе предшественников,- говорил Иосиф Бродский в своей Нобелевской речи. - Насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие. Книга даёт представление о том, на что сапиенс способен».
В то же время не секрет, что литература как собрание биографий замечательных людей, тенденций и направлений, размеров стихосложения мало интересует школьников. Это не эмоции, а факт. На вопросы о мотивах художественного творчества, о цели литературы и её пользе даже одиннадцатиклассники не отвечают. Или дают ответы наподобие: « писатели пишут из-за денег», « не за что их премиями награждать» и т.д. Таким образом, школьники зачастую не мотивированы к изучению литературы.
Так, по данным социологов:
Наиболее остро эту проблему я, работая в профильной старшей школе, ощущаю в классах физико-математического, социально-экономического профиля.
Какие выбрать методы и приёмы, чтобы решить данную проблему? Какая технология будет более эффективной в преподавании литературы в старшей профильной школе?
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет.
Гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности и общения воспитателя, возвышающие его самого. Педагогический гуманизм предполагает конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями природо- и культуросообразного саморазвития личности.
5 ноября 2008 года в ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации выделил школьное образование в качестве приоритетной сферы государственного развития.
Обозначенная Дмитрием Медведевым национальная образовательная стратегия – президентская инициатива «Наша новая школа» - определила ключевые направления развития российского образования.
Основополагающими из Программы Президента стали для меня следующие тезисы:
- « Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний, но и формирование творческих компетентностей».[1]
- « Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять».[2]
- « ребята … научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».[3]
Ознакомившись с образовательными стандартами второго поколения, я пришла к выводу: быть коммуникабельным, компетентностным, уметь решать проблемы – составляющие современного востребованного обществом качества образования.
Как учитель я ставлю перед собой следующую цель: предоставить возможность самореализоваться каждому ученику, сформировать в нём креативность мышления, успешность.
Исходя из поставленной цели, характеристики проблем, учитывая психологические особенности старшеклассников, пришла к выводу ,что наиболее эффективной на уроках литературы является технология проблемного обучения, так как она способствует развитию познавательной, практической, творческой деятельности учащихся.
Конечно, могут возразить, что технология проблемного обучения не нова. Основываясь на положительном традиционном опыте, можно утверждать, что сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение литературными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
В материалах выступления Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко сказано: « Под инновационным образованием мы понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентностных граждан…»[4]
Для реализации проблемной технологии необходимо:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в
различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения,
создание учебных и методических пособий и руководств.
- личностный подход и мастерство учителя, способные
вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Программа по литературе предлагает решить среди прочих вопросы: «Что делать?», « Кто виноват?», « Кому на Руси жить хорошо?». Но главным вопросом остаётся: «Почему?». Он является основополагающим в технологии проблемного обучения, одним из приёмов построения урока с элементами этой технологии.
Этапы урока:
- актуализация известных знаний (вызов, зацепляющий крючок)
- новые знания (верно или неверно высказывание; даётся несколько, найдите верное).
- осмысление: маркируйте информацию (составьте таблицу)
- рефлексия (самым интересным было на занятии; самым скучным было; я хотел бы сказать).
Проблемное обучение может быть построено по разнообразным стратегиям.
В педагогической практике определила для себя следующую стратегию проблемного обучения.
Стратегия «Идеал»:
И - интересно, в чём проблема?
Д - давайте найдём решение.
Е – есть какие -то решения?
А - а теперь давайте сделаем выбор.
Л – любопытно, как это осуществить на практике.
Художественный текст- это замечательная лаборатория, работая в которой учитель стимулирует творческое мышление школьников при помощи умело поставленных вопросов.
Проблемный вопрос (логическое задание) может быть предложен на один урок (например, изучая пьесу Островского А.Н. «Гроза», предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Кто, по вашему мнению, прав: Добролюбов Н.А. : « Катерина – луч света в тёмном царстве» или Писарев Д.И.: «Катерина - полоумная мечтательница». Далее см. приложения №1,2,3); может объединять систему уроков по теме, образуя модуль (например, при изучении творчества Ф.М. Достоевского: «Почему Илья Глазунов на своей картине «Сто веков» изобразил писателя с зажженной свечой в одной руке и с веточкой вербы - в другой ?» Далее см. приложения № 1,2,3).
Специфическим и важным компонентом урока является формулирование темы и целей – создание педагогической и психологической ситуации. Педагогическая проблемная ситуация подчёркивает новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально (рефлексия). Здесь же вырабатывается терпимость, терпеливость, умение формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле (например, предлагаются нестандартные темы сочинений: «Не остановите часы…(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»); «Я иду по городу Калинову…» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»); «Кому из обитателей ночлежки я (!) наиболее (!!) сочувствую (!!!). Раскрыть 6 восклицательных знаков» ( по пьесе М.Горького «На дне»). Смотри далее приложения № 1,2,3.); также предлагаются творческие индивидуальные домашние задания (например, выполнить проект: создать сборник любимых стихотворений Ф.И. Тютчева, стилизацию стихотворения В.Маяковского, инсценировать фрагмент произведения, дописать пьесу, сочинить стихотворение, составить кроссворд, тест по творчеству поэта или писателя и др. ) Смотри приложение №8
Главное – ученик становится учащимся, а не обучаемым. А учитель - дирижером.
Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся, что и определяет роль таких форм работы как урок –диспут, диспут- суд , урок- дискуссия, урок – размышление, урок-семинар, интегрированные уроки-диспуты( см. приложение №4).
Организационную схему проблемного семинара можно представить так:
Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, я часто
выбираю такую форму урока как диспут.
Одна из глав пособия Л. Н. Лесохиной для учителя литературы «Урок — диспут» называется так: «Почему урок-диспут?». И автор отвечает: «Урок — диспут вызван самой жизнью, это ответ на острую потребность времени... это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой».
Автор видит определенную логику и последовательность в формировании необходимых для урока-диспута качеств учащихся: ...уменье спорить, рассуждать о вещах самостоятельно сочетается... со знаниями и определенными навыками анализа... Эти знания пронизаны определенным внутренним чувством, эмоционально окрашены. Здесь наглядно совершается... процесс перехода знаний в убеждения, которые и проявляются в самостоятельности оценок. (Смотри приложения №2,3,5).
Диспут — наиболее развернутая форма самостоятельной
читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление
проблемности преподавания. Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.
Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, метод
решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Её цель — достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса (смотри приложение №5). Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И неважно, что не всегда ребята приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения, а значит — творят! И именно такие уроки становятся незабываемыми. На них учащиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я». А учитель еще и еще раз убеждается, что каждый ученик — это чудо и все дети талантливы!
Для меня на таких уроках важна не только количественная оценка знаний старшеклассников, но и их индивидуальный рост. Для создания ситуации успеха применяю такую форму оценки как «Портфолио» (см. приложение №6), «Рубикон». «Как сапоги или костюм, отметка может быть и на вырост», - утверждал Е.Н. Ильин
Использование технологии проблемного обучения в преподавании литературы позволяет добиваться устойчивых положительных результатов.
Систематически - 100% качество знаний по литературе( устный экзамен по выбору) на итоговой аттестации. На ЕГЭ по русскому языку некоторые мои воспитанники получили максимальный балл за творческое задание (часть С), остальные успешно справились с его выполнением.
Старшеклассники участвуют в исследовательско - проектной деятельности ( созданы проекты « Литературный Оленегорск», « Писатели-учителя», «Что в имени тебе моём?»); успешно выступают на предметных олимпиадах( 2 призовых места на городской олимпиаде по русскому языку; 1-по литературе); конкурсах (II место в городском конкурсе сочинений « Дети и книги»; конференциях ( II место на XII городской научно-практической конференции « Россия: новое тысячелетие»); ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призёрами школьных и городских конкурсов чтецов, участниками литературно-музыкальных композиций ( в 2004г. в рамках общешкольного проекта «Мы –россияне!» подготовлена и проведена литературно-музыкальная композиция « С любовью к Родине», в 2005г. – «Запомни, этот город-Ленинград…»); литературных вечеров (например, «Сказка его жизни…», « Сам язык наш есть…тайна!», посвящённый славянской письменности и др.); в течение 11 лет являются участниками Литературного клуба « Серебряные среды» на базе Центральной городской библиотеки.
Работая по технологии проблемного обучения, я увидела её преимущества по сравнению с традиционными методами. Именно проблемное обучение в большей степени способствует формированию свободной личности, которая может самостоятельно решать возникающие проблемы, готова к самореализации и творчеству, ответственности, отстаиванию своей независимости и в то же время свободной от нравственной ущербности, выражающейся в одномерности видения мира, в
желании быть всегда правой, в нетерпимости к думающему по- другому,
неприятии всего непохожего на установившиеся стереотипы. Об этом свидетельствуют и анкеты старшеклассников ( смотри приложение №7).
Нельзя останавливаться на достигнутом! Каждый учитель должен стремиться к выполнению задач, которые определены в Концепции модернизации российского образования: «... формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». А как мы убедились, одним из средств достижения данной задачи являются уроки с элементами проблемного обучения.
«Не для бумажной «галочки», а для живой и белокурой, что сидит в среднем ряду и не слишком вникает в сложности своей и общей жизни,- вот для кого работаем»- как не согласиться с этими слова Е. Н. Ильина.
Пятиэтажная стратегия создания письменного текста.
1) инвентаризация( сбор всей информации)
2) проба пера
3)редактирование ( что мне понравилось? что мне хотелось бы изменить?)
4) корректура( правка)
5) публикация (презентация)
.
[1] Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа». Вестник образования России. 1 полугодие 2009г
[2] Там же
[3] Там же
[4] А.А. Фурсенко. О мерах по развитию инновационного образования в Российской Федерации (25.03.2009г.). Вестник образования России 13 июля 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования «человека культуры»"
данная статья предназначена учителям, работающим по технологии проблемного обучения...
Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"
Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках литературы, которые заключаются в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учител...
Особености проблемного обучения на уроках литературы
Презентация демонстрирует способы создания проблемных ситуаций на уроках литературы и пути решения этих ситуаций....
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы
Из опыта работы...
Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка
дана информация о технологии проблемного обучения и применении на уроках литературы и русского языка...
Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы: И.С.Тургенев «Отцы и дети» А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Методические наработки...
Проблемное обучение на уроках литературы
Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления ...