Урок литературы: «Софья Васильевна Ковалевская – личность, достойная подражания»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Анисимова Наталья Петровна

На уроке учащиеся знакомятся  с творчеством С.В.Ковалевской,  анализируют ее  литературные труды, которые  формируют  нравственные ориентиры, развивают духовные ценности на примере жизни и деятельности великой личности. Учащиеся  приобщаются к познавательной и научно - исследовательской деятельности, размышляя над вопросом: "Может ли человек творить сам себя?",  испытывают чувство уважения и гордости за соотечественницу, достойную подражания.  При помощи  различных форм работы на уроке учитель  прививает любовь к чтению, развивает  умение  учащихся  вступать в диалог и анализировать литературные произведения С.В.Ковалевской. Учащиеся убеждаются, что С.В.Ковалевская - многогранная натура, которая своей деятельностью обесмертила свое имя.  Итогом урока является письменная работа, в которой учащиеся отвечают на вопрос: "Убедились ли Вы в том, что человек может творить сам себя?"

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема открытого урока: «Софья Васильевна Ковалевская – личность, достойная подражания»

Урок проводился в 9 «А» классе гимназии им. С.В Ковалевской г.Великие Луки

(учитель русского языка и литературы Анисимова Н.П.)

Обучающие цели урока: 1) познакомить учащихся с литературными трудами С.В.Ковалевской;

                        2) формировать у учащихся нравственные ориентиры, развивать духовные ценности на примере жизни и деятельности великой личности;

                        3) приобщить учащихся к познавательной и научно - исследовательской деятельности;

                         4) привить любовь к чтению, чувство уважения и гордости за соотечественницу, достойную подражания.

ОБОРУДОВАНИЕ: папка раскладная с фотографиями членов семьи С.В.Ковалевской, журнал с иллюстрациями «Дворцы и усадьбы», портрет С.В.Ковалевской, литературные труды С.В.Ковалевской

ЗАДАЧИ: 1) внимательно слушать выступающих, докладчиков;

                  2) развивать умения вступать в диалог и анализировать литературные произведения С.В.Ковалевской

                 3) на примере жизни и деятельности С.В.Ковалевской поразмышлять над вопросом: «Может ли человек творить сам себя?»

СЛАЙД с портретом С.В.Ковалевской

   Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам предоставлена уникальная возможность вспомнить великую личность нашей соотечественницы С.В.Ковалевской, в честь которой названа наша гимназия. Идея дать гимназии имя С.В.Ковалевской появилась в 2001-2002 годах.  Выбор имени не случаен. С.В.Ковалевская – наша землячка. Вы все прекрасно знаете, что в 25 км. От Великих Лук находится музей – усадьба, бывшее имение дворян Корвин – Круковских, где она провела свое детство, где сформировались ее будущие интересы,  и произошло становление личности.

Эпиграф к уроку: Ведь грозные боги ревнивы и строги,

                                Их приговор ясен, решенье одно:

                                С того человека и взыщется много,

                                Кому было много талантов дано.(строки из стихотворения С.В Ковалевской)

 Как вы понимаете эти слова?

ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ЗАПИСАННЫЕ НА ДОСКЕ. ( По ходу нашей беседы отмечайте в тетради важные для нас моменты)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НА ДОСКЕ:

Портрет Ковалевской на доске или слайде и даты ее жизни.

Полибино (годы жизни в Полибино 1858 – 1868гг.)

Воспоминание  - это непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Воспоминания детства» (1890г.)

«Пришлось ли?»

«Если ты в жизни…»

«Что меня связывает с именем С.В.Ковалевской?»

СЛАЙД

Сама С.В.Ковалевская говорила: « Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина,; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда астронома Шуберта…от цыганки – прабабки – неуменье подчиняться принятым обычаям; остальное – от России»

Большое значение для С.В. Ковалевской имела Россия! Интересно, почему детство и отрочество С.В.Ковалевская провела в Витебской губернии, на белорусской земле, а музей – усадьба находится в Псковской области, в России?

СЛАЙД с фотографией ПОЛИБИНО (разные фото)

На этот вопрос нам может дать ответ сложная и запутанная «история с географией», которую нам поведает  учащийся (подготовленный заранее) ________________________.

Выступление заранее подготовленного ученика:

Невероятная «история с географией»

Псковская область богата историческими памятниками, важными для ценителя отечественной истории и культуры. Так получилось, что территория, на которой сейчас расположено Полибино, в прошлом многократно переходила из рук в руки. Из-за приграничности положения окрестности Великих Лук неоднократно становились ареной противостояния двух государств. Здесь пролилось немало и русской, и литовской крови, а затем и польской: в Смутное время солдаты Речи Посполитой прошлись по этим краям огнем и мечом. Правда, амбиции Польши в ту пору распространялись едва ли не на всю Россию, но эта часть истории закончилась не в Полибине, а в Москве, когда в 1612 году ополченцы под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбили поляков из Кремля. После долгой работы военных и дипломатов граница на спорных территориях все же была установлена, и к началу 18 века земли к югу от Великих Лук закрепились за Россией.  Однако и в составе Российской империи эти земли все так же, словно по какой-то непонятной традиции, продолжали переходить из рук в руки. Только теперь менялись не великие князья, а губернаторы…. Лишь только в результате новой реформы в 1924 году в , уже после Октябрьской революции, Полибино отошло к России. Эти земли поочередно побывали в составе Ленинградской, Западной, Великолукской областей (Великолукскую в 1957 г. объединили с Псковской). Так Полибино и стало псковским селом.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В 1841 году по итогам публичных торгов имение досталось Василию Васильевичу Корвин – Круковскому – начался период расцвета усадьбы, в которой и провела свое детство С.Ковалевская. В Полибино семья Корвин – Круковских поселилась, когда Соне было 8 лет, хотя впоследствии в своих мемуарах С.Ковалевская старательно уменьшала свой возраст, в частности, писала, что в Полибино приехала, когда ей было 5 лет. Она была пылкой, влюбчивой, страстной натурой, вовсе не лишенной кокетства. А какой женщине не хочется казаться моложе своих лет?

Книга, в которой Софья вспоминает свои детские годы, так  называется «Воспоминания детства» (есть у каждого на парте и СЛАЙД С НАЗВАНИЕМ КНИГИ)

- Что же такое воспоминание? (дети высказывают свое мнение)

В Толковом словаре С.И.Ожегова есть определение слову ВОСПОМИНАНИЕ(смотрим на доску).

- Как часто вы сталкиваетесь с воспоминанием о чем - либо?  (ежедневно)

Итак, воспоминание – это то единственное, что останется у нас в старости.  Поверьте, большинство людей с нежностью и уважением вспоминают начало своей жизни. При этом им дороги не только удачи и маленькие – по возрасту – победы, но и ошибки и неудачи. Воспоминания всегда возвращают нас в прошлое.

Отрывок из стихотворения С.Ковалевской «Пришлось ли?» прочитает наизусть заранее подготовленный  учащийся _____________________________________.

Отрывок из стихотворения «Пришлось ли?»

 Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданного волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз,

Так много счастья, неги, муки

В них вспоминалось  для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить…

УЧИТЕЛЬ: Что же получается? Куда мы можем вернуться с помощью воспоминаний? (в прошлое). Да, получается, что с помощью воспоминаний мы в любой момент можем вернуться в прошлое. Вот и сегодня мы заглянем в прошлое С.В.Ковалевской и посмотрим, какой след она оставила в настоящем.

СЛАЙД (Портрет из детства С.В.Ковалевской)

Обратимся к повести «Воспоминания детства», которую вы перечитывали дома. Когда же в Софье проснулось желание стать поэтессой? (зачитать стр.26 из главы «Буду поэтессой», с 3-го абзаца до начала 5 абзаца)

- Во что же вылилось глубокое желание стать поэтессой? (В красивые строки с глубоким смыслом)

Чтение наизусть двумя учащимися стихотворения «Если ты в жизни…»____________________________________________________________________

С.В.Ковалевская. «Если ты в жизни…» (1899г)

Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце твоем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы, в решенье своем неизменном,

Рок ли назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой –

 С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю  ты встреть и померься с грозой.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если хранится в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль, врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины вовсе не знать,

Нежели, зная, от  ней отступиться,

Чем первенство за похлебку продать.

Ведь грозные боги ревнивы и строги,

Их приговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано.

Ты знаешь в Писанье суровое слово:

Прощенье замолит за все человек;

Но только за грех против Духа Святого

Прощения нет и не будет вовек.

Вопросы по прочитанному стихотворению (стихотворение есть у каждого на парте):

- Какие строки стихотворения произвели самое сильное впечатление? Чем затронули?

- В каких словах, на ваш взгляд, выражена жизненная позиция С.В.Ковалевской?

- Какие средства выразительности использует С.В.Ковалевская, чтобы донести до на смысл данных строк?

- Как соотносится содержание стихотворения Ковалевской, ее утверждения с тем, что она достигла в жизни? (многогранной деятельностью Ковалевская обессмертила свое имя)

УЧИТЕЛЬ: Впрочем, вся серьезность и твердая жизненная позиция С.В.Ковалевской не исключала того, что в своих текстах она также могла излучать юмор и добрую иронию.

- В каких главах произведения вы увидели такую добрую ирониюС.В Ковалевской? (описывая полибинский лес и неизбежные суеверия, которые связывает с ним народная молва: стр.61, глава «Наше имение» -читать до конца страницы)

- Как прочтение повести «Воспоминания детства» и стихотворения, которые мы сегодня услышали, помогли вам получить представление о самой героине?

СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ С.В.КОВАЛЕВСКОЙ

УЧИТЕЛЬ: Дома вы писали мини – сочинение на тему «Что меня связывает с именем С.В.Ковалевская?»                      Заслушиваем некоторых учеников.

ИТОГИ УРОКА:  Согласны ли вы с тем, что С.В.Ковалевская – многогранная натура, которая своей деятельностью обессмертила свое имя? Аргументируйте свой ответ.

- Какое чувство у вас вызывает соотечественница?  (гордость, уважение, высоконравственная и достойная подражания натура!)

УЧИТЕЛЬ: В нашей школьной библиотеке есть материалы, касающиеся личности С.В.Ковалевской. Я нашла папку с письмами и стихотворениями С.В.Ковалевской и хочу вам зачитать некоторые  строки (зачитывается отрывок из папки с письмами С.Ковалевской - ее предисловие к драме): С.В.Ковалевская, действительно, была незаурядной личностью, которая верила в существование свободной воли. В Предисловии к драме «Борьба за существование» она писала: «Я не могла бы заставить течение своей жизни переменить направление, не сделавшись совершенно иною, чем какая я в действительности, не будучи одаренною совершенно иными качествами, которые я даже во сне не могу приписать себе, не потеряв сознания своей индивидуальности. Но совсем иным представляется мне  все это, как только на ум приходят некоторые обстоятельства моей жизни. Тогда присуще мне убеждение в существовании свободной воли заговаривает во мне с неудержимою силой. Мне кажется, что стоило мне в ту или иную прошлую минуту напрячь несколько больше свои силы, больше вдуматься в положение дела, действовать более  энергически, быть в ином расположении духа, и я сама направила бы свою судьбу по совершенно иному пути.

Д/з: письменно ответьте на вопрос: « Убедились ли вы в том, что человек может творить сам себя?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Софья Васильевна Ковалевская – личность, достойная подражания!

Слайд 2

«Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда астронома Шуберта…от цыганки – прабабки – неуменье подчиняться принятым обычаям; остальное – от России»

Слайд 3

ПОЛИБИНО 1858 – 1868г.г.

Слайд 4

«Воспоминания детства» 1890г.

Слайд 5

Портрет Ковалевской С.В. в детстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 160-летию Софьи Васильевны Ковалевской

Страничка устного журнала, посвящённая 160-летию Софьи Васильевне Ковалевской...

Софья Васильевна Ковалевская

История жизни Софья Васильевна Ковалевская....

Софья Васильевна Ковалевская – великая личность

Среди великих математиков – единственная женщина– Софья Васильевна Ковалевская. И этот кл.час мы посвящаем ей: человеку яркой судьбы, выдающегося таланта, жизнь которой была самоотверженной борьбой за...

Гироскоп и Софья Васильевна Ковалевская

Презентация для внеклассной работы по математике....

Презентация "Софья Васильевна Ковалевская - великая личность"

Софья Васильевна Ковалевская - великая личность...

Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"

Цели интегрированного урока:-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои-учить слышать и уважать друг друга Обучающие задачи интегрированного урока по математике:-ученик должен действов...