Л.Н.Толстой. Притча.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) по теме
Урок по притче "Зерно с куриное яйцо" Л.Н.Толстого. Вашему вниманию предлагаются презентация и текст рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст рассказа "Зерно с куриное яйцо" | 33 КБ |
презентация к уроку | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
ЗЕРНО С КУРИНОЕ ЯЙЦО
Нашли раз ребята в овраге штучку с куриное яйцо с дорожкой посередине похоже на зерно. Увидал у ребят штучку проезжий, купил за пятак, повез в город, продал царю за редкость.
Позвал царь мудрецов, велел им узнать, что за штука такая – яйцо или зерно? Думали, думали мудрецы – не могли ответа дать. Лежала штучка на окне, влетела курица, стала клевать, проклевала дырку; все увидали, что – зерно. Пришли мудрецы, сказали царю: «Это - зерно ржаное».
Удивился царь. Велел мудрецам узнать, где и когда это зерно родилось. Думали, думали мудрецы, искали в книгах – ничего не нашли. Пришли к царю, говорят: «Не можем дать ответа. В книгах наших ничего про это не написано; надо у мужиков спросить, не слыхал ли кто от стариков, когда и где такое зерно сеяли».
*
Послал царь, велел к себе старого старика, мужика, привести. Разыскали старика старого, привели к царю. Пришел старик, зеленый, беззубый, насилу вошел на двух костылях.
Показал ему царь зерно, да не видит уж старик; кое-как половину разглядел, половину руками ощупал.Стал царь его спрашивать: «Не знаешь ли, дедушка, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?»
Глух был старик, насилу-насилу расслушал, насилу-насилу понял. Стал ответ держать: «Нет, - говорит, - на своем поле хлеба такого севать не севал и жинать не жинал, и покупать не покупывал. Когда покупали хлеб, все такое ж зерно мелкое было. А надо, - говорит, - у моего батюшки спросить: может, он слыхал, где такое зерно рожалось».
*
Послал царь за отцом старика, велел к себе привести. Нашли и отца старикова, привели к царю. Пришел старик старый на одном костыле. Стал ему царь зерно показывать. Старик еще видит глазами, хорошо разглядел. Стал царь его спрашивать: «Не знаешь ли, старичок, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого, или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?»
Хоть и крепонек на ухо был старик, а расслушал лучше сына. «Нет, - говорит, - на своем поле такого зерна севать не севал и жинать не жинал. А покупать не покупывал, потому что на моем веку денег еще и в заводе не было. Все своим хлебом кормились, а по нужде – друг с дружкой делились. Не знаю я, где такое зерно родилось. Хоть и крупнее теперешнего и умолотнее наше зерно было, а такого видать не видал. Слыхал я от батюшки – в его время хлеб лучше против нашего раживался, и умолотнее и крупней был. Его спросить надо.
*
Послал царь за отцом стариковым. Нашли и деда, привели к царю. Вошел старик к царю без костылей; вошел легко; глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно. Показал царь зерно деду. Поглядел дед, повертел. «Давно, - говорит, - не видал я старинного хлебушка». Откусил дед зерна, пожевал крупинку. «Оно самое», - говорит. «Скажи же мне, дедушка, где и когда такое зерно родилось? На своем поле не севал ли ты такой хлеб или на твоем веку где у людей не покупывал ли?» И сказал старик: «Хлеб такой на моем веку везде раживался. Этим хлебом, - говорит, - я век свой кормился и людей кормил. Это зерно и сеял, это и жал, это и молотил. И спросил царь: «Скажи же мне, дедушка, покупал ли ты где такое зерно, или сам на своем поле сеял?» Усмехнулся старик. «В мое время, - говорит, - и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать, а про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было». И спросил царь: «Так скажи же мне, дедушка, где ты такой хлеб сеял и где твое поле было?» И сказал дед: «Мое поле было – земля божья: где вспахал, там и поле. Земля вольная была. Своей землю не звали. Своим только труды свои называли».
«Скажи же, - говорит царь, - мне еще два дела: одно дело – отчего прежде такое зерно рожалось, а нынче не родится? А другое дело – отчего твой внук шел на двух костылях, сын твой пришел на одном костыле, а ты вот пришел и вовсе легко; глаза у тебя светлые, и зубы крепкие, и речь ясная и приветливая? Отчего, скажи, дедушка, эти два дела сталися?»
***
И сказал старик: «Оттого оба дела сталися, что перестали люди своими трудами жить, - на чужие стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-божьи; своим владали, чужим не корыстовались».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разумное, доброе, вечное Рассказ – притча «Зерно с куриное яйцо»
Ключевые слова: Зерно, мужик, труд, хлеб, мудрец, поле, старик, земля, мудрость, жизнь, истина
Притча – это…
притча
Таблица – дневник Место в рассказе Ожидаемое Неожиданное
синквейн Притча интересная, поучительная удивляет, учит, воспитывает решает важные нравственные задачи урок
Из дневника Льва Толстого Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего Довольствуйся настоящим Ищи случаев делать добро Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка Бойся лжи и тщеславия Запоминай все полезные сведения и мысли
Высказывания Л.Толстого Великий праздник – хорошая, правильная книга Старайся дать уму как можно больше пищи Величайшие истины – самые простые Несомненное условие счастья есть труд Назначение разума – открывание истины
Высказывания Л.Толстого Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше Зерно невидимо в земле, а из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой
Домашнее задание Важная для меня мысль урока Мой дневник Смысл высказывания Л.Толстого Письмо Льву Толстому Вопрос, на который не получил ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".
Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя и поэта, направлен на формирование у учащихся представления о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....
Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого
Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).
Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....