Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока литературы в 5 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру" актуальна в наше время. Близка и понятна детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_l.andreeva_kusaka.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МОУ Щербаковской СОШ Алексеевского района Белгородской области
Божко Тамара Тихоновна
Тема урока «Идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).
Цели урока:
- Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.
- Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование: портрет Л.Андреева, выставка книг о животных, презентация «Л.Андреев», высказывание А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», компьютер, плазменная панель.
Ход урока
1.Организация класса.
2. Вступительное слово учителя
– Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И очень важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям.
3. Сообщение темы и задач урока.
-познакомимся с биографией Л.Андреева, обсудим его рассказ «Кусака», который заставляет задуматься нас над отношением к «братьям нашим меньшим».
-эпиграфом к уроку будут слова А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».
-Как вы их понимаете?
3.Проверка домашнего задания.
- Индивидуальное задание: рассказать о жизни и особенностях творчества Л.Андреев, используя презентацию.
- Составить план рассказа о Кусаке (должны быть отражены основные моменты жизни собаки на даче).
- Письменно ответить на вопрос: «Как жила собака до встречи с дачниками?»
4.Работа с текстом:
- Какие чувства вызвал у вас рассказ «Кусака»?
- Выборочное чтение: как жила Кусака до встречи с «добрыми людьми»?
- Подробный пересказ: как собака получила своё имя, дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми
- Вопросы:
Почему собака боялась людей?
Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
Почему полюбила Лёлю?
- Выборочное чтение: В каком состоянии была Кусака, когда осталась одна?
Андреев - хороший психолог. Он чувствует душу собаки. Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?
- Заполнение таблицы. Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?
1) долгая морозная зима. | 1) наступила весна. |
- Сжатый пересказ: Отъезд дачников.
5 . Размышление над текстом.
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
- Понравилась ли вам Лёля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?
6.Задавание на дом
(по выбору учащихся).
- Рассматривание иллюстраций в учебнике и их описание.
- Подготовься выразительно читать одно из описаний природы.
- Попробуй сочинить продолжение рассказа.
7.Обзор книжной выставки
- Кто из писателей до Андреева создал в литературе прекрасные образы четвероногого друга?
(И.С.Тургенев «Муму», А.П.Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Бульба» А.И. Куприн «Белый пудель», Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо», В.П.Астафьев «Жизнь Трезора», Ю.Казаков «Арктур – гончий пёс» и другие)
- Все произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?
(Человек – часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)
- – Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
8.Итог урока Какие главные нравственные уроки рассказа вы извлекли для себя? Как же надо относиться к животным?
- Как соотносится эпиграф с темой сегодняшнего урока?
- Выставление и комментирование оценок
9.Рефлексия.
- Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
- Я остался при своем мнении…
- Я изменил мнение о…
- Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой)
Используемая литература
- Соколов А.И. История русской литературы 19 начала 20 века
- Биобиблиографический словарь «Русские писатели», часть 1 под редакцией П.А.Николаева, М., Просвещение, 1990.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. //Под ред. Г.И. Беленького.- 4-е издание, переработанное.- М.: Мнемозина. 2009.
- Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в двух частях.Ч1, Ч2/ Под редакцией Г.И.Беленького -13-е изд.,стер. –М.: Мнемозина, 2011.
Источники
- http://andreev.org.ru/
- http://leonidandreev.ru/biography/bogdanov.htm
- http://maximgorkiy.narod.ru/pov/l_andreev.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...
"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева
Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....
урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс
Методическая разработка метапредметного урока по литературе....
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....