Размышления о стилистике рассказа И. Тургенева "Ася".
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) по теме

Дьячкова  Татьяна Александровна

В этом исследовании учащихся прослеживаются особенности творческих  языковых особенностей писателя  И. С. Тургенева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася».

 Мы решили поработать над художественным языком повести И.С. Тургенева «Ася», над ее художественным своеобразием, чтобы глубже понять особенности характера главной героини.

ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья.

УЧАСТНИКИ: Тараканова Дарья и Макарова Екатерина.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература.

СРОКИ ПРОЕКТА: январь – апрель.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася».

2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

ЗАДАЧИ:

 1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора информации, отбора и систематизации материала на определенную тему.

 2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася».

 3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.

ХОД РАБОТЫ:

1.Отбор материала в соответствии с темой.

2.Пользование справочным аппаратом книг.

  3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения.

  4.Выявление степени авторской позиции через постижение художественного своеобразия речи.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ: создание исследовательской работы.

«Героиня повести, 17-яя  Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»

Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.

Он описал трусливого господина Н.Н. ,не умеющего в нужную минуту решиться изменить свою жизнь.

«Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня»,- признается господин Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе.

В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки. За любовные истории Аси и господина Н.Н. угадываются симптомы общественной болезни - бессилие людей перед поступком. С Тургеневым и его небольшой повестью, где молодой человек всего лишь не сумел объясниться с любимой. В центре повести стоит изумительный характер пленительной девушки Аси. Ася -сильная прекрасная девушка и слабый, храбрый только на словах мужчина, глубже руководились естественными и нравственными правилами.

Поэтичность стилю придают описания природы с обилием однородных членов.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.» «Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблистало таинственным блеском.»

Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.

И вот на этом фоне зарождается глубокая симпатия, перерастающая в чувство взаимной любви между обаятельной героиней и господином Н.Н.

 «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена . »

Неоднородные определенияхарактеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом, перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием…

А природа, создающая необыкновенный фон для зарождения глубокого чувства, была необыкновенной. «Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»

Употребление глаголов-однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность. «Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»

Её изменчивость и противоречивость в каждом движении, в каждом поступке. «Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»

«Замолкла и вздохнула; сказала, ушла;осветилось, потемнело, изменилось; упал,замер»- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…

И каким-то предостережением для самой Аси звучат её слова: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили.»

Господин Н.Н. не может понять психологического состояния Аси, её экстравагантного поведения, её быстрого и пронзительного взора.

«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти выражение печальное; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»

Нанизывание однотипных синтаксических единиц часто создает градацию- то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи. 

«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…

Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия –это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.

«На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась .» или «…поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды…»

А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы… «Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга.»

 «Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение. » Происходит усиливание эмоционального настроения образа Аси. Она как будто хочет убедить себя, что ей никто не нужен, что ей хорошо и так, в домашней простой обстановке…

Но господин Н.Н.начинает понимать душу Аси. «Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала; не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня: ее душа мне нравилась. » Затем между ними происходит диалог, из которого Н.Н. узнаёт о самоотверженности Аси: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг…»

«Если бы мы с вами были птицы,- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы. » Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.

Разговор о крыльях, в котором Н.Н. разрушает сложившуюся на какое-то время гармонию. Он её разрушил, не заметив этого. Но и к нему приходит сильное чувство- он полюбил.

Ася косвенно признаётся в любви: «Крылья у меня выросли- да лететь некуда» И опять встречает непонимание…

И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента?  «Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. »  Однородные члены передают напряжённость момента.

Здесь и риторические вопросы, и синтаксический параллелизм, и ритмизованная проза, и градация.

Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает нас в рассуждение и переживание, делая его более активным, заставляя самому делать вывод. Риторические восклицания создают экспрессию, создавая усиление.

«Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо …Я забыл все…Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»

–герой акцентирует внимание на своих словах, на своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».

 «Завтра я буду счастлив…далее безличные предложения,- в середине одно личное…Судьба ли распорядилась так, герой ли не выдержал испытаний, но …Ася исчезла навсегда… Вот наказание   за нерешительность, за трусость…

 «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

презентация "Размышления о стилистике рассказа "Ася И. С. "Тургенева

Данная презентация в наглядной форме полно и глубоко отражает представленный материал....

Крепостное право в России. История создания рассказа И. Тургенева "Муму"

Архив содержит презентацию и конспект учителя. Работа может быть использована на уроке литературы в 5 классе.Учащиеся познакомятся с крепостным правом в россии и историей создания рассказа И. Тургенев...

Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг".

Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг" с использованием произведений живописи русских художников....