Размышления о стилистике рассказа И. Тургенева "Ася".
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) по теме
В этом исследовании учащихся прослеживаются особенности творческих языковых особенностей писателя И. С. Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Языковые особенности творческой манеры писателя | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася».
Мы решили поработать над художественным языком повести И.С. Тургенева «Ася», над ее художественным своеобразием, чтобы глубже понять особенности характера главной героини.
ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья.
УЧАСТНИКИ: Тараканова Дарья и Макарова Екатерина.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература.
СРОКИ ПРОЕКТА: январь – апрель.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася».
2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора информации, отбора и систематизации материала на определенную тему.
2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася».
3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.
ХОД РАБОТЫ:
1.Отбор материала в соответствии с темой.
2.Пользование справочным аппаратом книг.
3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения.
4.Выявление степени авторской позиции через постижение художественного своеобразия речи.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ: создание исследовательской работы.
«Героиня повести, 17-яя Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»
Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.
Он описал трусливого господина Н.Н. ,не умеющего в нужную минуту решиться изменить свою жизнь.
«Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня»,- признается господин Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе.
В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки. За любовные истории Аси и господина Н.Н. угадываются симптомы общественной болезни - бессилие людей перед поступком. С Тургеневым и его небольшой повестью, где молодой человек всего лишь не сумел объясниться с любимой. В центре повести стоит изумительный характер пленительной девушки Аси. Ася -сильная прекрасная девушка и слабый, храбрый только на словах мужчина, глубже руководились естественными и нравственными правилами.
Поэтичность стилю придают описания природы с обилием однородных членов.
«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.» «Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблистало таинственным блеском.»
Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.
И вот на этом фоне зарождается глубокая симпатия, перерастающая в чувство взаимной любви между обаятельной героиней и господином Н.Н.
«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена . »
Неоднородные определенияхарактеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом, перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием…
А природа, создающая необыкновенный фон для зарождения глубокого чувства, была необыкновенной. «Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»
Употребление глаголов-однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность. «Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»
Её изменчивость и противоречивость в каждом движении, в каждом поступке. «Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»
«Замолкла и вздохнула; сказала, ушла;осветилось, потемнело, изменилось; упал,замер»- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…
И каким-то предостережением для самой Аси звучат её слова: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили.»
Господин Н.Н. не может понять психологического состояния Аси, её экстравагантного поведения, её быстрого и пронзительного взора.
«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти выражение печальное; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»
Нанизывание однотипных синтаксических единиц часто создает градацию- то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.
«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…
Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия –это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.
«На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась .» или «…поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды…»
А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы… «Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга.»
«Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение. » Происходит усиливание эмоционального настроения образа Аси. Она как будто хочет убедить себя, что ей никто не нужен, что ей хорошо и так, в домашней простой обстановке…
Но господин Н.Н.начинает понимать душу Аси. «Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала; не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня: ее душа мне нравилась. » Затем между ними происходит диалог, из которого Н.Н. узнаёт о самоотверженности Аси: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг…»
«Если бы мы с вами были птицы,- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы. » Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.
Разговор о крыльях, в котором Н.Н. разрушает сложившуюся на какое-то время гармонию. Он её разрушил, не заметив этого. Но и к нему приходит сильное чувство- он полюбил.
Ася косвенно признаётся в любви: «Крылья у меня выросли- да лететь некуда» И опять встречает непонимание…
И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента? «Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. » Однородные члены передают напряжённость момента.
Здесь и риторические вопросы, и синтаксический параллелизм, и ритмизованная проза, и градация.
Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает нас в рассуждение и переживание, делая его более активным, заставляя самому делать вывод. Риторические восклицания создают экспрессию, создавая усиление.
«Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо …Я забыл все…Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»
–герой акцентирует внимание на своих словах, на своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».
«Завтра я буду счастлив…далее безличные предложения,- в середине одно личное…Судьба ли распорядилась так, герой ли не выдержал испытаний, но …Ася исчезла навсегда… Вот наказание за нерешительность, за трусость…
«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".
Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....
Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".
Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....
Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).
Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...
презентация "Размышления о стилистике рассказа "Ася И. С. "Тургенева
Данная презентация в наглядной форме полно и глубоко отражает представленный материал....
Крепостное право в России. История создания рассказа И. Тургенева "Муму"
Архив содержит презентацию и конспект учителя. Работа может быть использована на уроке литературы в 5 классе.Учащиеся познакомятся с крепостным правом в россии и историей создания рассказа И. Тургенев...
Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг".
Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг" с использованием произведений живописи русских художников....