Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на 2013-2014 учебный год. Авторы- составители М.А.Снежневская, О.М.Хренова
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на 2013-2014 учебный год. Авторы учебника - М.А. Снежневская, О.М. Хренова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название раздела и кол-во часов на изучение

Тема урока

Кол-во часов на изучение

Решаемые проблемы

Предметные результаты

Форма проведения урока, методы, приемы.

Личностные результаты

1

Введение.

 3 ч.

О главном в литературе. Стр.3-4

1

Человек как главный объект изображения в

художественной литературе.

Понять, что главное в лит-ре человек, его внутренний мир. Научиться пользоваться аппаратом учебника, составлять план текста.

беседа

Формирование мотивации к обучению

2

О книге и чтении.  Конкурс сказок. Стр. 5-7

1

Понятие об искусстве, о художественном образе и худ. действительнос

ти

Учиться сочинять сказки.

Развитие речи

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков выразительного чтения.

3

Интересная книга.

1

Проблематика произведений. Тема. Идея.

Знать содержание самостоятельно прочитанных произведении. Уметь пересказывать содержание

произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям, выделять смысловую структуру текста.

Внеклассное чтение

Формирование навыков анализа. Формирование навыков выразительного чтения.

4

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

13 ч.

Устное народное творчество. О былине и её героях.

Стр.8-12

1

Былина как фольклорный жанр, былинный стих,

построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,

гипербола.

Знать содержание изученных произведений;

художественные особенности былин, уметь работать с вопросами

после текста.

Беседа, вырази-

тельное чтение, работа с учебником.

Формирование мотивации к обучению

5

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стр. 12-21

1

Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Построение и язык былины. Былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты

Уметь пересказывать содержание изученного

произведения; беседовать по самостоятельно прочитанному тексту;

исполнять произведения фольклора.

Беседа, вырази-

тельное чтение, работа с учебником.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков выразительного чтения.

6

Былины о русских богатырях.

1

Былинные герои, история боевых подвигов. Былинный словарь.

Знать содержание самостоятельно прочитанных произведении. Уметь пересказывать содержание

произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям, выделять смысловую структуру текста.

Внеклассное чтение

Формирование навыков анализа. Формирование навыков выразительного чтения.

7

Из литературы Древней Руси.

«Повесть временных лет». Стр.22-24

1

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

Знать обстоятельства возникновения древнерусской литера-туры. Знать изученное произведение, особенности

летописи.

Рассказ учителя, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

8

Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.  «Повесть временных лет». Стр. 24-34

1

Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.

Уметь определять жанры древнерусской

Литературы.  Знать изученное произведение, особенности

Летописи, выразительно читать текст с учётом особенностей

художественного произведения.

Беседа, вырази-

тельное чтение, работа с учебником.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков выразительного чтения.

9

Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат». Стр. 34-39

1

Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление

патриотического подвига русских воинов

Знать изученные произведения.

Уметь определять жанры древнерусской литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты

произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.

Вырази-

тельное чтение, работа с текстом, беседа по вопросам.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков выразительного чтения.

10

Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана». Стр. 40-51

1

Понятие о балладе. Фольклорная основа

баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл

баллады

Знать изученное произведение, его особенности. Уметь

анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять план текста.

Рассказ учителя. Работа с текстом, беседа по вопросам, опорные записи.

Формирование навыков анализа.

11

В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера. Стр. 51-56

1

Понятие о балладе. О рифме и строфе

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь

анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять

тексты в жанре баллады.

Рассказ учителя. Работа с текстом, беседа по вопросам, опорные записи

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков выразительного чтения.

12

Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера «Перчатка», «Лесной Царь». Стр. 51-56

1

Чтение наизусть

Знать изученные произведения, их особенности. Выразительно исполнять баллады наизусть.

Вырази-тельное чтение наизусть.

Формирование навыков выразительного чтения.

13

Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого. Стр. 56-71

1

Понятие о балладе. «Емшан». «Канут»

О рифме и строфе

Знать изученные произведения, их особенности.

Уметь анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты в жанре баллады.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение,

Формирование познавательного интереса.

14

Повторение изученного по разделу «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

1

Былина как фольклорный жанр, былинный стих,

построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,

гипербола. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности. Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета.

О рифме и строфе

Знать изученные произведения, их особенности.  Уметь пересказывать подробно и кратко тексты произведений, выделять смысловую структуру текста, анализировать язык, исполнять тексты, систематизировать знания, обобщать.

Практи-

кум

Формирование навыков самостоятельной работы, работы в паре, навыков самоконтроля.

15

Контрольная работа по разделу «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

1

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь анализировать тексты, систематизировать знания, обобщать.

Контроль

Формирование навыков само-контроля и са-морегуляции.

16

Анализ контрольной работы.

1

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их устранению.

Уметь анализировать выполненную работу.

Самоконтроль

Формирование мотивации к самосовершен-ствованию

17

«ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА». 30ч.

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Стр.73-76

1

Детство поэта. Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения

Знать биографические сведения о Пушкине, значение творчества поэта для русской и мировой культуры

Рассказ учителя. Работа с текстом, беседа, опорные записи

Формирование

мотивации к обучению.

18-19

«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Стр. 77-81

2

Художественные особенности «Песни о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

Ззнать изученное произведение, его особенности, отрывок наизусть. Уметь

анализировать произведение, сопоставлять балладу с летописным источником, выразительно читать текст.

Рассказ учителя. Работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

20-21

Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина. Стр. 82-89

2

«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Знать наизусть изученные произведения, их особенности.

Уметь анализировать произведения, выразительно читать тексты.

Развитие речи.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения наизусть.

22

Избранные страницы Пушкинской поэзии Стр. 89-91

1

«Узник». «Цветок». «Туча»

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь анализировать произведения, выразительно читать тексты.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

23

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Стр. 91-113

1

Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»

Мастерство Пушкина в создании ярких

характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.

Знать изучаемое произведение, его особенности, роль интерьера, авторской характеристики в тексте.

Уметь анализировать произведения, выделять смысловую структуру текста, отдельные эпизоды, характеризовать героев.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование

мотивации к обучению.

24

Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».     Стр. 113-134

1

Столкновение чести, достоинства независимой

личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Характеристика героев

Знать изучаемое произведение. Уметь характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

25

Владимир Дубровский в родительском доме. Стр. 134-153

1

Внутренний монолог. Диалог как средство обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира. Характер Владимира Дубровского, композиционная роль данного персонажа в романе.

Знать изучаемое произведение. Уметь характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

26

Владимир Дубровский в доме Троекурова.  Стр. 153-164

1

Мотивы поступков В. Дубровского. Средства раскрытия характера В. Дубровского

Знать изучаемое произведение. Уметь характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

27

Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский». Стр. 164-167

1

Построение романа. Роль Маши в судьбе Владимира. «Дубровский» в искусстве. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак».

Знать изученное произведение. Уметь характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа, выявлять аналогии между персонажами художественного произведения и картинами известных художников.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение

Формирование навыков анализа.

28-29

СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

2

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь анализировать тексты, систематизировать знания, обобщать. Уметь излагать мысли на заданную тему.

Контроль

Формирование навыков анализа.

30-31

Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»

2

Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы

Уметь характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.

Внеклассное чтение

Формирование познавательного интереса.

32

Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры. Стр.167-172

1

«Песня», «Пловец». Своеобразие лирики

Уметь анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

33

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стр.172-175

1

Биографические сведения. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества

Знать биографические сведения.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

34-35

Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова.

Стр.175-179

2

«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотво- рении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения

Знать наизусть изученные произведения. Уметь

анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

36

Избранные страницы Лермонтовской поэзии. Стр.179-186

1

«Казачья колыбельная песня», «На севере диком…», «Утёс». Трёхсложные размеры стиха.

Уметь анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты, определять стихотворные размеры.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение.

Формирование познавательного интереса.

Формирование навыков выразительного чтения.

37

Н.В. Гоголь. Личность и творчество.  Стр.186-189

1

Биографические сведения. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Занимательность сюжетов повестей. Роль рассказчика.

Знать биографические сведения, особенности творчества.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование

мотивации к обучению.

38

Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Стр.190-203

1

Повесть как жанр литературы. Сказочность повести.

Уметь анализировать произведение, выделять смысловую структуру текста, выразительно читать текст.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

39

Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница». Стр.203-223

1

Ироническое изображение «власти». Поэтизация чистой, светлой любви. Картины народной жизни.

Уметь анализировать произведение, выразительно читать текст.

Работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение,

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа

40

Вн. чт. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Стр. 223-228

1

Система образов. Тема любви.

Уметь анализировать произведение, выразительно читать текст.

Внеклассное чтение.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

41

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». Стр. 229-237

1

Изменчивая картина зимнего дня.

Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации.

Уметь анализировать очерк как литературный жанр.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

42

Мотивы родной природы в русской лирике. Стр. 238-247

1

Стихотворения В. А. Жуковского, Н. П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А.Фета, И.С.Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова

Уметь анализировать лирическое произведение, видеть художественные детали, выразительно читать текст.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, вырази-тельное чтение, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа

43

А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. Стр.3-6

1

Биографические сведения. Раннее творчество писателя.

Знать биографические сведения, особенности раннего творчества.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование

мотивации к обучению.

44

Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Стр.6-20

1

Приёмы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев. Острота комического сюжета.

Знать приёмы создания комического эффекта в рассказах, роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев.

Уметь анализировать юмористическое произведение.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

45

Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека».

1

Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений.

Знать биографии изученных авторов, художественные произведения. Уметь анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, систематизировать знания, обобщать.

Практи-

кум

Формирование навыков самостоятельной работы, работы в паре, навыков самоконтроля.

46

КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»

1

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь анализировать тексты, систематизировать знания, обобщать.

Контроль

Формирование навыков само-контроля и са-морегуляции.

47

НРАВСТ

ВЕННАЯ ОТВЕТСТ

ВЕН

НОСТЬ ЧЕЛОВЕ

КА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТ

ВОМ

Повесть В.Г.Короленко

«В дурном обществе».

Стр.23-26

1

Факты биографии писателя. Вера писателя в человека.

Знать биографические сведения.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа.

Формирование

мотивации к обучению.

48-49

Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Стр. 27-71, 72-78

2

Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет

литературного героя.

Уметь анализировать произведение, видеть роль портретной характеристики в тексте.

Работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

50

Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой». Стр.78-95

1

Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения.

Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

Уметь анализировать произведение, определять проблему текста, видеть роль пейзажа в рассказе.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

51

Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион». Стр. 96-104

1

Трагические последствия необдуманного поступка.

Уметь анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

52

А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа

«Песчаная учительница». Стр.104-114

1

Труд как нравственная основа жизни.

Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини.

Уметь анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

53

Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности».

1

Нравственная проблематика повести.

Уметь анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.

Внеклассное чтение. Рассказ учителя, работа с текстом, беседа.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

54

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Стр. 115-137

1

Личность писателя. История создания сказки-были «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Знать биографические сведения, историю создания сказки-были «Кладовая солнца».

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

55

Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Стр.138-154

1

Конфликт в художественном произведении. Характеристика литературного героя. Олицетворение. Особенности пришвинского пейзажа. Смысл названия сказки-были.

Уметь анализировать произведение, выборочно пересказывать текст, характеризовать героев и объяснять их поступки.

Работа с текстом, беседа.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков работы с текстом.

56

Образ весны в лирике русских поэтов. Стр.155-164

1

Стихотворения И.Бунина, И.Северянина, А. Твардовского.

Уметь анализировать пейзажную лирику, видеть художественные детали, находить средства художественной выразительности, выразительно читать тексты.

Работа с текстом, беседа, вырази-

тельное чтение.

Формирование навыков работы с текстом. Формирование навыков выразительного чтения.

57

Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя». Стр. 164-174

1

Особенности рассказов М.М. Зощенко.

Знать особенности рассказов М.М. Зощенко. Уметь анализировать юмористические произведения, раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа.

Работа с текстом, беседа, анализ текста.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков работы с текстом.

58

Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха».  Стр.175-190

1

Тема и идея художественного произведения. Средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении. Авторская позиция.

Уметь анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения, через сочувствие герою и постижение авторской позиции осознать ответственность человека за мир природы.

Работа с текстом, беседа, анализ текста.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков работы с текстом.

59

Песни Победы.

1

История создания песен. Авторы. Исполнители. Важность слова в песнях в годы Великой Отечественной войны.

Уметь анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

Внеклассное чтение. Интегри

рованный урок.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков выразительного чтения.

60

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Стр.191-209

1

Личность и творчество В. Г. Распутина. Нравственная проблематика прозы В.Г. Распутина. История создания рассказа «Уроки французского».

Знать биографические сведения, историю создания рассказа «Уроки французского»

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса.

61

Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Стр.209-223

1

Понятия «духовная память», «духовный опыт», «ответственность за свои поступки», «самовоспитание». Рассказ и реальные события, положенные в его основу. Сопоставление отношения к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича.

Уметь анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.

Работа с текстом, беседа, анализ текста.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков работы с текстом.

62

Внеклассное чтение. Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

Нравственная проблематика рассказа.

Уметь анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения

Внеклассное чтение.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков работы с текстом.

63

«До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине. Стр. 224-231

1

Стихотворения «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».

Уметь анализировать лирические произведения, выявлять авторские чувства, выраженные в стихах, определять стихотворные размеры, выразительно читать тексты.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи, вырази-тельное чтение.

Формирование навыков анализа. Формирование навыков выразительного чтения.

64

Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Стр. 232-256

1

Становление новых взаимоотношений героев в критической ситуации. Многозначность названия рассказа «Последний дюйм», его связь с идеей произведения.

Уметь анализировать произведение, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения.

Рассказ учителя, работа с текстом, беседа, опорные записи.

Формирование познавательного интереса. Формирование навыков анализа.

65

Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом».

1

Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений.

Знать биографии изученных авторов, художественные произведения. Уметь

анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения, определять стихотворные размеры, систематизировать знания, обобщать.

Практи

кум.

Формирование навыков самостоятельной работы, работы в паре, навыков самоконтроля.

66-67

КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ» И ЕЁ АНАЛИЗ.

2

Знать изученные произведения, их особенности. Уметь анализировать тексты, систематизировать знания, обобщать.

Контроль.

Формирование навыков само-контроля и са-морегуляции.

68

Заключительный урок.

1

                                                                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование разработано применительно к учебной программе основного общего образования по литературе (5–11 классы).Авторы- составители М.А.Снежневская, О.М.Хренова,   Москва:  Мнемозина, 2013 год. Работаем по учебнику «Литература» 6 класс под редакцией  Г.И.Беленького в 2 ч. - Москва, Мнемозина, 2013.

 Предлагаемое тематическое планирование предусматривает  организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом, рекомендуемым программой общего образования) в объеме 68 часов: 2 часа в неделю.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Учебный предмет «Литература»– одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

• освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели литературного образования определяют его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Программа под ред. Г.И. Беленького конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе системно-деятельностного подхода. В соответствии с этим у учащихся на уроках литературы формируются и развиваются ключевые компетенции:

* ценностно-смысловая компетенция(умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);

* общекультурная компетенция(владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);

*учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

* информационная компетенция(владение навыками работы с различными источниками информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;

*коммуникативная компетенция(владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);

* компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).

Основными механизмами формирования компетенций являются

• проектная деятельность

• исследовательская деятельность

• применение ИКТ

При изучении литературы в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения:

— технология формирования критического мышления;

— технология проблемного обучения;

— информационно-коммуникационные технологии;

— проектная технология;

— технологии личностно-ориентированного обучения

Процесс изучения литературы в 6 классе предусматривает использование

классно-урочной системы: фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии).

Основными формами контроля являются:

1. Сочинение

2. Комплексная контрольная работа

Виды контроля

• предварительный

• текущий

• тематический

• итоговый

Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой МБОУ гимназии №1 В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии на конец года обучающиеся должны сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; использовать полученные знания и умения для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...