Как поддержать у старшеклассников интерес к чтению
статья по литературе на тему

Читательский дневник  - один из способов, позволяющих поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podderzhat_u_starsheklassnikov_interes_k_chteniyu.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Как поддержать у старшеклассников интерес к чтению

Ни  для кого не секрет, что современные школьники мало читают. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с  того  пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется  в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. В настоящее время, по данным социологических исследований, мы не попали даже в десятку самых читающих стран. Россия, как утверждают специалисты, подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Доля систематически читающей молодежи в 1991 году составляла 48%, сегодня - 28%.

Учитывая вышесказанное, нельзя не согласиться, что данная проблема достаточно актуальна, и каждый учитель  литературы должен способствовать ее решению. Ведь то обстоятельство, что школьники практически не читают, в первую очередь «бьет» учителя литературы. Уроки литературы в старших классах  зачастую превращаются в «шоу одного актера», где  в роли актера выступает учитель. И это вполне объяснимо. Тексты произведений, изучаемых в старших классах, достаточно объемны, и за один-два дня их просто не осилить, к тому же необходимо учитывать занятость старшеклассников.

Каковы же пути решения данной проблемы? На мой взгляд, решить проблему может «летнее чтение» с обязательным ведением читательского дневника

Форма читательского дневника старшеклассника, конечно же, будет отличаться  от читательского дневника младшего школьника. Так как его основное назначение-  помочь старшекласснику при подготовке к  уроку и, что особенно важно, помочь при  подготовке к ЕГЭ.

Итак, на последнем уроке литературы в 9 классе учитель предлагает детям список произведений для «летнего чтения». Островский, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой и т.д. Произведений не так уж и много , но они объемны.  Одно только упоминание романа Толстого «Война и мир» вызывает у учеников ужас.

Но самое главное не это, так как такие  списки мы даем всегда. Главное  - нацелить учащихся на ведение читательского дневника. Объяснить необходимость и  значимость такой работы. Предупредить, что ведение дневника – обязательное условие для получения положительной отметки по литературе.

Ну а теперь о самой форме дневника. Я считаю необходимым выделить следующие разделы:

1.Автор (указать Ф.И.О.(полностью), годы жизни)

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

4.Тема

5.Проблемы

6.Комментарий  к проблемам ( краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Также можно предложить учащимся  завести еще один дневник, в который будут записаны книги «для души», прочитанные самостоятельно и оставившие след  в душе читателя. Форма такого дневника может быть произвольной. Важно дать увидеть ученикам соревновательный  момент. Обязательно  ежемесячное подведение итогов, награда победителю

Работа, конечно, трудоемкая, но, думаю, что результат себя оправдает. А по прочтении произведения, у ребят хоть что-то останется в голове.

Кроме того, думаю, что ведение читательского дневника самим учителем также целесообразно. Такой дневник будет незаменимым помощником и при подготовке к уроку литературы,  и при  подготовке  к ЕГЭ по русскому языку.

Итак, читательский дневник  - один из способов, позволяющих поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как поддержать интерес к чтению учащихся 5-х классов

рекомендации для родителей и обучающихся...

Методический материал "Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы."

Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы....

Интеллектуальная литературная игра для старшеклассников на тему «Чтение - лучшее учение»

итнеллектуальная  литературная игра для учеников старших классов...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ

Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного...

Как поддержать у ребёнка интерес к музыкальному образованию

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.О положительном влиянии музыки на ч...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....

Консультация для родителей по теме: "Как поддержать у ребенка интерес к музыке?"

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие спо...