Как поддержать у старшеклассников интерес к чтению
статья по литературе на тему
Читательский дневник - один из способов, позволяющих поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podderzhat_u_starsheklassnikov_interes_k_chteniyu.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как поддержать у старшеклассников интерес к чтению
Ни для кого не секрет, что современные школьники мало читают. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. В настоящее время, по данным социологических исследований, мы не попали даже в десятку самых читающих стран. Россия, как утверждают специалисты, подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Доля систематически читающей молодежи в 1991 году составляла 48%, сегодня - 28%.
Учитывая вышесказанное, нельзя не согласиться, что данная проблема достаточно актуальна, и каждый учитель литературы должен способствовать ее решению. Ведь то обстоятельство, что школьники практически не читают, в первую очередь «бьет» учителя литературы. Уроки литературы в старших классах зачастую превращаются в «шоу одного актера», где в роли актера выступает учитель. И это вполне объяснимо. Тексты произведений, изучаемых в старших классах, достаточно объемны, и за один-два дня их просто не осилить, к тому же необходимо учитывать занятость старшеклассников.
Каковы же пути решения данной проблемы? На мой взгляд, решить проблему может «летнее чтение» с обязательным ведением читательского дневника
Форма читательского дневника старшеклассника, конечно же, будет отличаться от читательского дневника младшего школьника. Так как его основное назначение- помочь старшекласснику при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ.
Итак, на последнем уроке литературы в 9 классе учитель предлагает детям список произведений для «летнего чтения». Островский, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой и т.д. Произведений не так уж и много , но они объемны. Одно только упоминание романа Толстого «Война и мир» вызывает у учеников ужас.
Но самое главное не это, так как такие списки мы даем всегда. Главное - нацелить учащихся на ведение читательского дневника. Объяснить необходимость и значимость такой работы. Предупредить, что ведение дневника – обязательное условие для получения положительной отметки по литературе.
Ну а теперь о самой форме дневника. Я считаю необходимым выделить следующие разделы:
1.Автор (указать Ф.И.О.(полностью), годы жизни)
2. Название произведения
3.Главные герои (их характеристика)
4.Тема
5.Проблемы
6.Комментарий к проблемам ( краткий)
7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)
Также можно предложить учащимся завести еще один дневник, в который будут записаны книги «для души», прочитанные самостоятельно и оставившие след в душе читателя. Форма такого дневника может быть произвольной. Важно дать увидеть ученикам соревновательный момент. Обязательно ежемесячное подведение итогов, награда победителю
Работа, конечно, трудоемкая, но, думаю, что результат себя оправдает. А по прочтении произведения, у ребят хоть что-то останется в голове.
Кроме того, думаю, что ведение читательского дневника самим учителем также целесообразно. Такой дневник будет незаменимым помощником и при подготовке к уроку литературы, и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Итак, читательский дневник - один из способов, позволяющих поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как поддержать интерес к чтению учащихся 5-х классов
рекомендации для родителей и обучающихся...
Методический материал "Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы."
Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы....
Интеллектуальная литературная игра для старшеклассников на тему «Чтение - лучшее учение»
итнеллектуальная литературная игра для учеников старших классов...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ
Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного...
Как поддержать у ребёнка интерес к музыкальному образованию
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.О положительном влиянии музыки на ч...
Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....
Консультация для родителей по теме: "Как поддержать у ребенка интерес к музыке?"
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие спо...