М. Булгаков. «Собачье сердце».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

М. Булгаков – мастер разножанровых произведений. Он автор и философского романа с
библейскими мотивами, и сатирической повести небольшого объёма, предназначенной, на
первый взгляд, для лёгкого чтения.
А такое ли «лёгкое» это чтение?
Так ли всё гладко и просто в развитии действия?
Или эта маленькая повесть заставляет задуматься о больших проблемах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Бауло Е.М.  МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской обл.

Тема: М. Булгаков. «Собачье сердце».

Цели: познакомить с содержанием повести, её идейным и художественным своеобразием.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

М. Булгаков – мастер разножанровых произведений. Он автор и философского романа с библейскими мотивами, и сатирической повести небольшого объёма, предназначенной, на первый взгляд, для лёгкого чтения.

А такое ли «лёгкое» это чтение?

Так ли всё гладко и просто в развитии действия?

Или эта маленькая повесть заставляет задуматься о больших проблемах?

Попробуем разобраться в её содержании и оценить мастерство автора, сумевшего типичные социальные явления воплотить в необычных, почти фантастических образах и ситуациях.

  1. Анализ произведения.

- Первоначально повесть была названа «Собачье счастье. Чудовищная история». Почему автор, по-вашему, изменил название?

- Что же составляет содержание повести? Изложите основные события. (Пересказ)

- Уже само начало повести необычно. С первых строк мы как бы облачаемся в шкуру бездомного пса и начинаем замечать, что его «размышления» о жизни нам очень даже понятны.

        - Что мы узнаем о судьбе Шарика?

 (Не столько о собаке, сколько о той действительности, которая её окружает. Через  восприятие бессловесного пса дано ироничное изображение тех негативных сторон, которые, которые люди  как бы не замечают…)

- И вот уже в конце 1-й главы вырисовывается современная Булгакову действительность. Найдите в тексте детали, позволяющие безошибочно определить место и время действия. (Работа с текстом 1й главы).

Уже в этих беглых, эпизодичных зарисовках чувствуется сатирическое, ироничное отношение к новой действительности.

- Какие ещё эпизоды подтверждают, что повесть сатирическая? Отметьте сатирические приёмы, которые использует автор. (Пациенты профессора Преображенского, члены домкома изображены гротескно).

- Против чего направлена повесть Булгакова? (Против безнравственности, хамства, элементарной невоспитанности, отсутствия культуры)

- Прочитаем монолог профессора Преображенского (глава 3). Как его рассуждения о разрухе, пролетариях связаны с судьбой Шарикова?  (Та обстановка, которая окружает профессора Преображенского, это среда Швондера, благодатная для взращивания Шариковых.)

- Найдите эпизоды, ярко характеризующие Швондера и домком. Приведите примеры, подтверждающие, что Шарикова создал не профессор Преображенский, а Швондер. (Шариков рассуждает так же, как домкомовцы, и говорит их словами, предъявляет те же требования).

- Что представляет собой Шариков? Составьте его характеристику с точки зрения Швондера и домкома и с точки зрения Филиппа Филипповича, доктора Борменталя, Зины и домашних профессора. (Работа в группах)

- Как вы думаете, почему эксперимент не удался?

(Всё, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попытке создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне скептически.  Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться – и оказались - плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов».)

- Какое отражение нашла позиция автора в тексте? (Работа с текстом. «…Швондер не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. …если кто-нибудь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.»)

  1. Обобщающий вопрос.

- Сохраняет ли повесть свою актуальность в наше время? Обоснуйте свой ответ.

Опасность шариковщины в том, что она неистребима. Её признаки встречаются и по сей день – назовите их.

  1. Д/З

Подготовиться к мини-сочинению «Чем опасны Шариковы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя..." (М. Булгаков "Собачье сердце")

Презентация предназначена для 9 класса при изучении произведения М. Булгакова "Собачье сердце"....

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")...

М. Булгаков. "Собачье сердце".

Работа содержит задания как с вариантами ответов, так и без....

Разработка урока по литературе "М.А.Булгаков "Собачье сердце". 11 класс

Разработка урока по литературе "М.А.Булгаков "Собачье сердце"...

Презентация М.А.Булгаков «Собачье сердце»

Презентация к изучению произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце»...