Конспект урока литературы "А.Н.Майков. "Емшан"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС по программе Г.И.Беленького.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 6 классе | 83.5 КБ |
В.Г.Распутин "Уроки французского" | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
А.Н.Майков. «Емшан» (6 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: изучение нового материала
Метод: комбинированный.
Цель урока: познакомить с творчеством А.Н.Майкова; формировать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение находить отличительные признаки баллады;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения работать в парах;
- развитие умения формулировать проблему;
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- информационный лист.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу. Каждый из вас будет служить зеркальным отражением товарища, т.е. выполнять те же действия, что и сосед по парте. Итак, протяните друг другу руки ладонями вверх, помашите рукой, улыбнитесь. И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | 1)Викторина. Записывайте ответы в тетради. Можно совещаться в парах. 1.Песни-сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины (былины) 2.Описания, обороты речи, которые повторяются из былины в былину и могут относиться к любому богатырю (былинные формулы) 3.Вступление, в котором обозначаются время и место действия (зачин) 3. Устойчивые художественные определения в сказках, былинах (постоянные эпитеты) 4. Исторические произведения, в которых повествование велось последовательно, по годам (летопись) 5. Сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычайный, часто трагический случай, историческое или фантастическое событие (баллада) 6. Автор баллады «Светлана» (Жуковский) 2)Взаимопроверка. 3) Работа по вопросам учебника стр.53 (1-3), стр. 56 (1-3) - Как вы считаете, жанр баллады использовали другие поэты-современники Жуковского? Почему, по вашему мнению, поэты обращаются к истории своего государства? (Герои давно минувших дней показывают нам пример патриотизма, верности и преданности своему народу) - Аполлон Николаевич Майков в своём творчестве тоже обращался к историческому прошлому. - С изучением творчества какого поэта будет связана наша тема? (С творчеством А.Н.Майкова)? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: А.Н.Майков. «Емшан» - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в ходе урока мы должны познакомиться с творчеством Майкова и с его балладой «Емшан» | Отвечают на вопросы письменно в тетради Проверяют себя и товарищей Отвечают на вопросы учебника. Формулируют тему, Записывают в тетради. Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) | 4) Знакомство с творчеством А.Н.Майкова. Задание. Прочитайте материал учебника. Составьте план статьи. Взаимопроверка. Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по прочитанной статье. 5) Словарная работа со сносками (см. стр. 57-59). Самостоятельная работа. На доске слова, учащиеся должны написать их значение после работы со сносками. К обезам – в Абхазию Батярь – богатырь Кумыс – напиток из кислого кобыльего молока Улус – временный посёлок из юрт у кочевников Туга – печаль, скорбь, тоска Кунак – друг, приятель Комментированное чтение баллады «Емшан» - Какое впечатление произвела на вас баллада? - Почему баллада названа «Емшан?» Проведём физкультминутку и немного отдохнём | Чтение статьи учебника, составление плана. Задают вопросы по прочитанной статье. Комментируют ответы одноклассников. Работают с учебником, выписывают значение слов. Читают балладу, отвечают на вопросы. Выполняют зарядку для глаз | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Закрепление изученного материала | Закрепление изученного материала Поразмышляем над прочитанным. - Почему Отрок оказался вне родных пределов и не стремился на Родину? - Как показывает поэт постепенное пробуждение в душе Отрока чувства Родины? Как вы думаете, почему именно емшан взволновал Отрока? - Выразительно прочитайте строки, рисующие силу емшана. В чём секрет этой силы? Работа в парах. Творческий практикум. Подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка. Объясните, почему именно этот отрывок вам запомнился. Выступление учащихся. Комментирование ответов одноклассников. | Самостоятельно читают стихотворение, 1-2 уч-ся читают выразительно, отвечают на вопросы. Работают в парах, готовятся к выразительному чтению. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Продолжите фразу Баллада «Емшан» помогла мне понять…. Баллада «Емшан» научила меня….. Свою работу на уроке я оцениваю оценкой ….. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Продолжают фразу | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | Выучить отрывок наизусть, найти в нём средства выразительности, выяснить их роль. | Запись учащимися задания в дневники. |
Список использованной литературы:
- Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012
- Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..
Предварительный просмотр:
Автор Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка
Тема: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского»
Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.
Задачи:
- обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
- развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
- воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы
Оборудование урока: портрет В. Г. Распутина, презентации учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам.
Ход урока
1.Оргмомент. Приветственное слово учителя.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Какое это стихотворение?
Д. Доброе.
У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах?
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний. Проверка индивидуальных заданий. Выступления учащихся.
Валентин Григорьевич Распутин - сибиряк, как и Виктор Петрович Астафьев. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве - совесть и память. Об этом все его произведения. Обратим внимание на эпиграф к статье о Распутине: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой) - так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.
3.Определение темы и целей урока.
-Вы прослушали выступления одноклассников. В творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?
- Запишите число и тему урока: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.
4. Знакомство с новым материалом. Работа в парах. Прочитайте статью учебника. Подготовьте вопросы по содержанию статьи.
Выступление групп.
5. Беседа по вопросам
- Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя? (Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей, он и назвал свою статью «Уроки доброты».)
2. Прочитаем отрывок из статьи «Из истории создания рассказа "Уроки французского"»: таким образом объясняется посвящение рассказа матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова, тоже учительнице.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
6. Комментированное чтение рассказа
Учитель читает рассказ. Отдельные его фрагменты («С французским у меня не ладилось из-за произношения...»; «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне...» и др.) могут быть прочитаны заранее подготовленными учениками.
Беседа по вопросам
- Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
- Как вы думаете, к кому обращен рассказ Распутина? (Рассказ не был написан специально для детей. Он обращен и к взрослым, и к детям.)
- О каком времени пишет писатель? (Послевоенные годы.)
- Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? (Это объясняет раннюю самостоятельность героя.)
- Почему так рано, в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные, неустроенные, голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в рай
центр.)
Комментарий учителя:
Поясним детям, что облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после нее в счет заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта. Объясним также, почему в семье не водилось денег. «Откуда им в колхозе взяться?» - задает риторический вопрос рассказчик. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены («трудодни») им ставили «палочки» в учетные книги и потом по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т. п.
- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую посылала мать. Но самым страшным оказалась тоска по дому.)
- Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?
(Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.) - Найдем в эпизоде, который начинается словами «Однажды, еще в сентябре...», описание полянки, где играли в «чику». Какое значение имеет эта пейзажная зарисовка?
В первом отрывке - «Федька повел меня за огороды...» полянка представляется «чистой и ровной». Путь к ней зарос «крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которые вскоре последуют. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха...» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «черная крапива», «жесткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
V. Обсуждение проблемной ситуации
- Почему мальчик стал играть в «чику»? (Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Еще он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.)
- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».)
Итог урока: что вы узнали о Распутине? Истории создания рассказа «Уроки французского»?
Рефлексия. Продолжите фразу:
- На уроке я узнал……
- Осталось непонятным…..
- Было интересно…..
- Хотел бы узнать….
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Домашнее задание: дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника, подготовить пересказ понравившегося эпизода.
Список использованной литературы:
- Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2012
- Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....