Конспект урока литературы "А.Н.Майков. "Емшан"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект урока литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС по программе Г.И.Беленького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор  Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка        

Конспект урока  литературы в условиях реализации ФГОС

А.Н.Майков. «Емшан» (6 класс)

Тип урока: ознакомительный  урок.

Форма урока: изучение нового материала

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством А.Н.Майкова;   формировать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

         

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение находить отличительные признаки баллады;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения работать в парах;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу. Каждый из вас будет служить зеркальным  отражением товарища, т.е. выполнять те же действия, что и сосед по парте. Итак, протяните друг другу руки ладонями вверх, помашите рукой, улыбнитесь.  И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1)Викторина. Записывайте ответы в тетради. Можно совещаться в парах.

1.Песни-сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины (былины)

2.Описания, обороты  речи, которые повторяются из былины в былину и могут относиться к любому богатырю (былинные формулы)

3.Вступление, в котором обозначаются время и место действия (зачин)

3. Устойчивые художественные определения в сказках, былинах (постоянные эпитеты)

4. Исторические произведения, в которых повествование велось последовательно, по годам (летопись)

5. Сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычайный, часто трагический случай, историческое или фантастическое событие (баллада)

6. Автор баллады «Светлана» (Жуковский)

2)Взаимопроверка.

3) Работа по вопросам учебника стр.53 (1-3), стр. 56 (1-3)

- Как вы считаете, жанр баллады использовали другие поэты-современники Жуковского? Почему, по вашему мнению, поэты обращаются к истории своего государства? (Герои давно минувших дней показывают нам пример патриотизма, верности и преданности своему народу)

- Аполлон Николаевич Майков в своём творчестве тоже обращался к историческому прошлому.

- С изучением творчества какого поэта будет связана наша тема? (С творчеством А.Н.Майкова)?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Тему урока: А.Н.Майков. «Емшан»

 - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в ходе урока мы должны познакомиться с творчеством Майкова и с его балладой «Емшан»

Отвечают на вопросы письменно в тетради

Проверяют себя и товарищей

Отвечают на вопросы учебника.

Формулируют тему,

Записывают в тетради.

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

4) Знакомство с творчеством А.Н.Майкова.

Задание. Прочитайте материал учебника. Составьте план статьи.

Взаимопроверка. Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по прочитанной статье.

5) Словарная  работа со сносками (см. стр. 57-59). Самостоятельная работа. На доске слова, учащиеся должны написать их значение после работы со сносками.

К обезам – в Абхазию

Батярь – богатырь

Кумыс – напиток из кислого кобыльего молока

Улус – временный посёлок из юрт у кочевников

Туга – печаль, скорбь, тоска

Кунак – друг, приятель

Комментированное чтение баллады «Емшан»

- Какое впечатление произвела на вас баллада?

- Почему баллада названа «Емшан?»

Проведём физкультминутку и немного отдохнём

Чтение статьи учебника, составление  плана.

Задают вопросы по прочитанной статье. Комментируют ответы одноклассников.

Работают с учебником, выписывают значение слов.

Читают балладу, отвечают на вопросы.

Выполняют зарядку для глаз

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Закрепление изученного материала


Закрепление изученного материала

Поразмышляем над прочитанным.

- Почему Отрок оказался вне родных пределов и не стремился на Родину?

- Как показывает поэт постепенное пробуждение в душе Отрока чувства Родины? Как вы думаете, почему именно емшан взволновал Отрока?

- Выразительно прочитайте строки, рисующие силу емшана. В чём секрет этой силы?

Работа в парах. Творческий практикум.

Подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка. Объясните, почему именно этот отрывок вам запомнился.

Выступление учащихся. Комментирование ответов одноклассников.

Самостоятельно читают стихотворение,

1-2 уч-ся читают выразительно, отвечают на вопросы.

Работают в парах, готовятся к выразительному чтению.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Продолжите фразу

Баллада «Емшан» помогла мне понять….

Баллада «Емшан» научила меня…..

Свою работу на уроке я оцениваю оценкой …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Продолжают фразу

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть, найти в нём средства выразительности, выяснить их роль.

Запись учащимися задания в дневники.


Список использованной литературы:

  1. Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012
  2. Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком.  М. «Русское слово» 2002
  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..



Предварительный просмотр:

                                          Автор  Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка        

Тема:  В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.  «Уроки французского»

Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.

Задачи: 

  • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
  • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы

Оборудование урока: портрет В. Г. Распутина, презентации учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам.

Ход урока

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!

-  Какое это стихотворение?

Д. Доброе.

У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах?

 А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний. Проверка  индивидуальных заданий.   Выступления учащихся.

Валентин Григорьевич Распутин - сибиряк, как и Виктор Петрович Астафьев. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве - совесть и память. Об этом все его произведения. Обратим внимание на эпиграф к статье о Распутине: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой) - так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

3.Определение темы и целей урока.

-Вы прослушали выступления одноклассников. В творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

- Запишите число и тему урока: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. 

4. Знакомство с новым материалом. Работа в парах. Прочитайте статью учебника. Подготовьте вопросы по содержанию статьи.

Выступление групп.

5. Беседа по вопросам

- Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя? (Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей, он и назвал свою статью «Уроки доброты».)

2. Прочитаем отрывок из статьи «Из истории создания рассказа "Уроки французского"»: таким образом объясняется посвящение рассказа матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова, тоже учительнице.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  А теперь все тихо встали…

 - А сейчас мы в лес пойдём…

 - А теперь все тихо встали,

 Дружно руки вверх подняли,

 В стороны, вперёд, назад,

 Повернулись вправо, влево

 Тихо сели, вновь за дело.

6. Комментированное чтение рассказа

Учитель читает рассказ. Отдельные его фрагменты («С французским у меня не ладилось из-за произношения...»; «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне...» и др.) могут быть прочитаны заранее подготовленными учениками.

Беседа по вопросам

  • Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
  • Как вы думаете, к кому обращен рассказ Распутина? (Рассказ не был написан специально для детей. Он обращен и к взрослым, и к детям.)
  • О каком времени пишет писатель? (Послевоенные годы.)
  • Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? (Это объясняет раннюю самостоятельность героя.)
  • Почему так рано, в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные, неустроенные, голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. В деревне, где жила семья, была только начальная школа.   Чтобы учиться дальше,  надо было перебираться в рай
    центр.)

Комментарий учителя:

Поясним детям, что облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после нее в счет заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта. Объясним также, почему в семье не водилось денег. «Откуда им в колхозе взяться?» - задает риторический вопрос рассказчик. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены («трудодни») им ставили «палочки» в учетные книги и потом по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т. п.

-        С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую посылала мать. Но самым страшным оказалась тоска по дому.)

  • Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?
    (Надо было быть мужественным,  настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.)
  • Найдем в эпизоде, который начинается словами «Однажды, еще в сентябре...», описание полянки, где играли в «чику». Какое значение имеет эта пейзажная зарисовка?

В первом отрывке - «Федька повел меня за огороды...» полянка представляется «чистой и ровной». Путь к ней зарос «крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которые вскоре последуют. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха...» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «черная крапива», «жесткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

V. Обсуждение проблемной ситуации

-        Почему мальчик стал играть в «чику»? (Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Еще он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.)

-        Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».)

Итог урока: что вы узнали о Распутине? Истории создания рассказа «Уроки французского»?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал…… 
  •  Осталось непонятным…..
  • Было интересно…..
  • Хотел бы узнать…. 

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

 

Выставление оценок

Домашнее задание: дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника, подготовить пересказ понравившегося эпизода.

        Список использованной литературы:

  1. Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2012
  2. Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком.  М. «Русское слово» 2002
  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...