Урок внеклассного чтения о войне в 7 классе
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 7 класса
«Осколки детского счастья» по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»
Эпиграф
Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке.
Цель:
- Провести лингвистический анализ отрывков романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения.
- Формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработка мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.
Оборудование: оборудование для мультемидийного показа, портрет Джона Бойна, текст романа «Мальчик в полосатой пижаме».
Ход урока
1. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида.
2. Вступительное слово учителя.
Война, сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, но мы продолжаем вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу, чьи судьбы связаны с гитлеровским пленом. Эти люди заслуживают внимания и по сегодняшний день.
Сегодня мы поговорим о войне, фашизме, концлагере и о романе Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». ( Класс разделился на группы: историки, литераторы (энциклопедисты, поэты), архивариусы, философы.
Слово нашему литературоведу-энциклопедисту
Об этом же рассказывает в своем произведении и Джон Бойн. Писатель родился в 1971 году в Дублине. Он изучал английскую литературу в дублинском Тринити-Колледже. Прослушал в Университете Восточной Англии курс магистратуры (MA course) по специальности «писательское искусство». В университете Бойн получил приз имени Кертиса Брауна.
Ирландский писатель Джон Бойн — автор семи романов, два из которых переведены на русский язык, но мировое признание ему принес «Мальчик в полосатой пижаме». Книга номинирована на почти два десятка литературных премий, в том числе и на престижнейшую British Book Award. Роман издан более, чем в 50 странах, издан более, чем на 30 языках. Писатель говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.
3. Слово учителя:
Что мы узнаём об истории создания и сюжете произведения?
Отвечает группа литераторов
История глазами девятилетнего немецкого мальчика — Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, на самом деле это Аушвиц, более известное, леденящее душу название которого – Освенцим, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга — еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны уехать обратно в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно приходит безумная мысль, помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.
4. Слово учителя:
Кто явился прототипом отца Бруно?
Отвечает группа историков
Прототип отца, - несомненно, Р. Хёсс, комендант Аушвица, чья резиденция находилась настолько близко от лагеря, что в дни казней дым из крематориев окутывал здание. Любопытно бы почитать воспоминания пятерых детей Хёсса: как они воспринимали... Из мемуаров самого Хёсса: Эсэсовец должен убить даже близкого родственника, если он пойдет против государства или идей Адольфа Гитлера.
5. Вопросы для беседы:
-Какое впечатление произвёл роман?
- Я попросила вас поделиться первоначальным восприятием произведения. Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчиков, героев рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.
- Какова тема романа?
(Тема нацистского мира глазами ребенка)
- От чьего лица ведется повествование?
(Читатель видит мир глазами девятилетнего Бруно, который живет в большом доме с папой, мамой и сестрой.)
- Расскажите подробнее, что мы узнаем о мальчике до поездки в Аж-Высь? Примеры эпизодов
( Бруно живет счастливо: у него есть три верных друга, с которыми он играет и занимается исследованиями, пятиэтажный дом, в котором множество непознанных закоулков, оживленные и красочные улицы Берлина.)
Обратимся к философам
Расшифруем понятия: добро, любовь, дружба, уважение, понимание, гармония.
-Какое общее понятие объединяет всё перечисленное?
-Это счастье.
Выступление философов
-Кто и что разрушило его счастливую жизнь?
( Все это заканчивается после того, как к ним приходит погостить "Фурор" с красивой женщиной по имени Ева. Отца назначают комендантом, и вся семья вынуждена переехать в Польшу вместе с ним. )
- О ком напомнила фамилия Фурор?
(Правильно, о Фюрере)
- Понравилось ли мальчику новое место проживания?
(Нет. « Новый же дом выглядел так, будто в стенах его никогда не раздавался смех; нечему тут было смеяться и нечему радоваться.»)
- Чем занимается Бруно на новом месте? Расскажите об его поисках?
- Что видит на своем пути Бруно?
(Колючая проволока вырастет на пути Бруно.)
-Как вы думаете, символом чего является проволока?
(Символом ограждения, непонимания, отчужденности. Причем оба мальчика чувствуют себя за колючей проволокой, не понимают, как они здесь оказались, что тут происходит, каждый из них чего-то боится, чего-то ждет, ходит вдоль колючей проволоки и стремится осознать перемены в своей жизни и те причины, которые побудили их родителей переехать в это странное место.)
- Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. Остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным.
- Какой художественный прием использует автор, изображая жизнь за проволочным ограждением?
(Антитеза)
- Найдите еще примеры антитезы в романе.
( Жизнь Бруно до и после приезда в Польшу. Вид из окна у Гретель и Бруно в новом доме. Голод за проволокой и достаток в семье Бруно. Евреи и не евреи.)
Слово учителя:
А теперь обратимся к историкам:
- Что такое концентрационные лагери? Сколько заключённых в них находилось, сколько погибло? Как содержались пленные, в каких условиях находились дети в лагере?
Отвечает группа историков
Всего же на территории Европы нацисты организовали 30 лагерей (!). Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…
Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.
Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концлагерями Третьего рейха.
В 1933 году началось массовое уничтожение евреев, а в марте 1941 года перед нападением на Советский Союз Адольф Гитлер издал директиву о поголовном уничтожении военнопленных офицеров-евреев. Большинство из них должно погибнуть в лагерях для военнопленных, специально созданных к началу войны, другие были отправлены в гетто (территория, огороженная проволокой, в которой проживали евреи, им не разрешалось покидать гетто).
Военный городок Терезиенштадт (по- чешскиТерезин) был построен в конце 18 века. В 1939 году этот городок был захвачен немецкой армией. Было решено превратить город в еврейское гетто. Историки до сих пор спорят, как назвать Терезин: гетто, пересыльный лагерь, концлагерь. Немецкие власти рассматривали Терезин как временное местонахождение для евреев вплоть до «окончательного решения», поэтому около 88000 обитателей Терезина были постепенно депортированы в Освенцим (Аушвиц) и прочие лагеря смерти. К концу войны в гетто находилось 17 247 выживших. Часть крепости была отделена от гетто и служила как тюрьма гестапо, через которую за годы войны прошло около 90 000 человек, из них 2600 умерли там же. Терезин был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года Всего в Терезине было более 10.500 детей младше 15 лет и около 2.000 от 15 до 18, из 12.500 детей выжили около 1000. Детские дома располагались в 13 зданиях. В каждом здании размещалось от 200 до 300 человек.
Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим. В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских и государственных работников. Оторванные от родителей они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах.
Освенцим: концлагерь Аушвиц-Биркенау. Вход в лагерь венчает знаменитая надпись « Arbeitmachtfrei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы
Концлагерь – это мучительная смерть миллионов людей, концлагерь убивал голодом и холодом. Узники получали только 100 грамм хлеба в день. Когда узники больше не могли работать, их отправляли в крематорий.
А теперь обратимся к архивариусу:
-Что известно об ужасах концлагеря из рассказов выживших заключённых?
Отвечает группа архивариусов
Рассказ узника концлагеря Освенцим:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину.
Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы — им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки.
Слово учителя:
-Какие ещё концентрационные лагеря вам известны?
Отвечает группа историков
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,4 до 1,8 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков. Некоторые дети, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 123 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. Во второй половине января 1945 года нацисты эвакуировали из Аушвица 58 000 заключенных. Они уничтожили более 700 узников буквально накануне освобождения. До него дожили лишь около 7 000 слабых и больных заключенных из более чем 20 стран. Более 4 500 узников получили в первые же часы и дни медицинскую помощь.
Их освободила 100 Львовская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Федора Михайловича Красавина. Наши войска вошли в лагерь около 3 часов дня. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Среди них - командир 472 полка подполковник Семен Львович Беспрозванный. 66 воинов, включая подполковника Гильмудина Бараевича Баширова, погибли непосредственно в бою за лагерь.
Концентрационный лагерь СС Бухенвальд был создан в 1937 году. Первоначально он назывался Эттерсберг и был предназначен для изоляции противников правящего режима. На главных воротах Бухенвальда девизом было изречение Цицерона "JedemdasSeine" - "Каждому - своe". Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года.
Но даже среди жестокого издевательства и массового истребления людей были отважные узники – антифашисты, которые помогали больным и слабым, спасали жизнь многим обреченным на смерть. Запомните! Благодаря антифашистам концлагеря Бухенвальд смогли выжить 904 ребенка. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв концлагерей.
Слово учителя:
- С кем знакомится юный герой? Найдите его описание.
(Когда Бруно подошел к мальчику, тот сидел, скрестив ноги и пялясь в пыльную землю. Но, здороваясь, он поднял голову, и Бруно увидел его лицо. Странное лицо, прямо скажем. Кожа была серого цвета, но такого оттенка серого Бруно еще никогда не видел. Большие глаза мальчика отливали карамелью, а белки были очень белыми, и, когда мальчик посмотрел на Бруно, тому почудилось, что на лице незнакомца ничего больше и нет, кроме огромных грустных глаз. Бруно мог бы поклясться, что в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика,)
-Что узнает Бруно о своем ровеснике?
- Что удивляет Бруно в рассказах Шмуэля?
- Подружились ли мальчики? В чем проявляется эта дружба?
- Беседуя с другом, какие черты характера проявляет Бруно?
(Терпение, уважение, понимание, чуткость, доверие, умение контролировать свои поступки слова, умение слушать)
- Это есть признаки толерантности. А можно ли назвать лейтенанта Котлера толерантным?
- На что пошел Бруно, чтобы помочь другу найти отца?
( Бруно ждет отъезд, и на прощание он решается помочь Шмуэлю разыскать его внезапно пропавшего отца. Остриженный незадолго до этого, Бруно переодевается в грязную полосатую пижаму и оказывается по ту сторону проволоки, где его уже никто не может отличить от мальчика-еврея.)
- Что ждало Бруно за проволочной оградой? Найдите описание этого момента.
( Разочарование.)
- Что происходит за оградой? Почему автор говорит: « С тех пор Бруно пропал. »
(Бруно загоняют в камеру вместе со Шмуэлем)
- О чем говорит Бруно другу? Найдите эти слова.
(- Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь. Бруно сжимает руку Шмуэлю.)
- Как вы думаете, символом чего является рукопожатие?
(Символ взаимопонимания, договоренности, доверия)
- Сделайте вывод. Какова же идея рассказа? Что хотел сказать автор, каков его замысел?
(Каждый человек имеет одинаковую ценность. Думается, что автор говорит устами ребенка:«…со всеми следует обращаться вежливо, даже если этот человек на тебя работает. »)
- Кто разрушил детское счастье? Как заканчивается рассказ? Что такое война с точки зрения автора?
Стихи о войне дети читают со свечой и передают её друг другу.
Хочу чтоб помнили....
Хочу, чтоб не забыли мои дети
И внуки знали правду о войне,
Как гибли там Иваны, Саши, Пети,
За равенство и мир на всей земле.
Хочу, чтоб помнили про деда Сашу,
Как трижды из концлагеря бежал,
И как фашистов бил, за землю нашу,
С Урала, до Европы дошагал.
И помните всегда про деда Петю,
За нас он в танке, под Москвой, горел,
Не думал о деньгах, на пост не метил,
Любил людей и счастья нам хотел.
И чтобы не вещали вам с экрана,
Запомните и расскажите всем,
Война для нас, одна большая рана,
Замазанная ложью, кое-кем.
Не верьте, если скажут - оккупанты,
Войной мы никогда на мир не шли,
А Русь Великая была гарантом,
Спокойствия и мира, всей земли
Татьяна Кравцова
Рядом узники и бывшие военные,
Головы склоненные в молчании,
Пропиталась душами вселенная,
Горьким дымом боли и отчаянья.
Не раскачивают стоны тишины
Голос эха в лагерях давно осип,
Ветер зацепил подол войны
За колючей проволоки шип.
И закрыв ладонями глаза,
Чтоб не встретить снова чей-то взгляд,
Возвращаясь в прошлое назад
Люди только сердцем говорят,
С номерами, вросшими в запястья,
Руки вспоминают каждый штрих,
Где живет рисованное счастье,
Пережив художников своих.
Очередь салютом поднимает,
Спрятанный в глубины, липкий страх,
Снова душу окружает стая
Бесприютно лающих собак.
Хоть давно налажен мирный быт,
Майский стяг Победы в вышине,
Жив, пока мы помним, не забыт,
Каждый, кто остался на войне…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_v_7_klasse_o_voyne.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 7 класса
«Осколки детского счастья» по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»
Эпиграф
Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке.
Цель:
- Провести лингвистический анализ отрывков романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения.
- Формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработка мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.
Оборудование: оборудование для мультемидийного показа, портрет Джона Бойна, текст романа «Мальчик в полосатой пижаме».
Ход урока
1. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида.
2. Вступительное слово учителя.
Война, сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, но мы продолжаем вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу, чьи судьбы связаны с гитлеровским пленом. Эти люди заслуживают внимания и по сегодняшний день.
Сегодня мы поговорим о войне, фашизме, концлагере и о романе Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». ( Класс разделился на группы: историки, литераторы (энциклопедисты, поэты), архивариусы, философы.
Слово нашему литературоведу-энциклопедисту
Об этом же рассказывает в своем произведении и Джон Бойн. Писатель родился в 1971 году в Дублине. Он изучал английскую литературу в дублинском Тринити-Колледже. Прослушал в Университете Восточной Англии курс магистратуры (MA course) по специальности «писательское искусство». В университете Бойн получил приз имени Кертиса Брауна.
Ирландский писатель Джон Бойн — автор семи романов, два из которых переведены на русский язык, но мировое признание ему принес «Мальчик в полосатой пижаме». Книга номинирована на почти два десятка литературных премий, в том числе и на престижнейшую British Book Award. Роман издан более, чем в 50 странах, издан более, чем на 30 языках. Писатель говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.
3. Слово учителя:
Что мы узнаём об истории создания и сюжете произведения?
Отвечает группа литераторов
История глазами девятилетнего немецкого мальчика — Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, на самом деле это Аушвиц, более известное, леденящее душу название которого – Освенцим, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга — еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны уехать обратно в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно приходит безумная мысль, помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.
4. Слово учителя:
Кто явился прототипом отца Бруно?
Отвечает группа историков
Прототип отца, - несомненно, Р. Хёсс, комендант Аушвица, чья резиденция находилась настолько близко от лагеря, что в дни казней дым из крематориев окутывал здание. Любопытно бы почитать воспоминания пятерых детей Хёсса: как они воспринимали... Из мемуаров самого Хёсса: Эсэсовец должен убить даже близкого родственника, если он пойдет против государства или идей Адольфа Гитлера.
5. Вопросы для беседы:
-Какое впечатление произвёл роман?
- Я попросила вас поделиться первоначальным восприятием произведения. Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчиков, героев рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.
- Какова тема романа?
(Тема нацистского мира глазами ребенка)
- От чьего лица ведется повествование?
(Читатель видит мир глазами девятилетнего Бруно, который живет в большом доме с папой, мамой и сестрой.)
- Расскажите подробнее, что мы узнаем о мальчике до поездки в Аж-Высь? Примеры эпизодов
( Бруно живет счастливо: у него есть три верных друга, с которыми он играет и занимается исследованиями, пятиэтажный дом, в котором множество непознанных закоулков, оживленные и красочные улицы Берлина.)
Обратимся к философам
Расшифруем понятия: добро, любовь, дружба, уважение, понимание, гармония.
-Какое общее понятие объединяет всё перечисленное?
-Это счастье.
Выступление философов
-Кто и что разрушило его счастливую жизнь?
( Все это заканчивается после того, как к ним приходит погостить "Фурор" с красивой женщиной по имени Ева. Отца назначают комендантом, и вся семья вынуждена переехать в Польшу вместе с ним. )
- О ком напомнила фамилия Фурор?
(Правильно, о Фюрере)
- Понравилось ли мальчику новое место проживания?
(Нет. « Новый же дом выглядел так, будто в стенах его никогда не раздавался смех; нечему тут было смеяться и нечему радоваться.»)
- Чем занимается Бруно на новом месте? Расскажите об его поисках?
- Что видит на своем пути Бруно?
(Колючая проволока вырастет на пути Бруно.)
-Как вы думаете, символом чего является проволока?
(Символом ограждения, непонимания, отчужденности. Причем оба мальчика чувствуют себя за колючей проволокой, не понимают, как они здесь оказались, что тут происходит, каждый из них чего-то боится, чего-то ждет, ходит вдоль колючей проволоки и стремится осознать перемены в своей жизни и те причины, которые побудили их родителей переехать в это странное место.)
- Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. Остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным.
- Какой художественный прием использует автор, изображая жизнь за проволочным ограждением?
(Антитеза)
- Найдите еще примеры антитезы в романе.
( Жизнь Бруно до и после приезда в Польшу. Вид из окна у Гретель и Бруно в новом доме. Голод за проволокой и достаток в семье Бруно. Евреи и не евреи.)
Слово учителя:
А теперь обратимся к историкам:
- Что такое концентрационные лагери? Сколько заключённых в них находилось, сколько погибло? Как содержались пленные, в каких условиях находились дети в лагере?
Отвечает группа историков
Всего же на территории Европы нацисты организовали 30 лагерей (!). Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…
Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.
Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концлагерями Третьего рейха.
В 1933 году началось массовое уничтожение евреев, а в марте 1941 года перед нападением на Советский Союз Адольф Гитлер издал директиву о поголовном уничтожении военнопленных офицеров-евреев. Большинство из них должно погибнуть в лагерях для военнопленных, специально созданных к началу войны, другие были отправлены в гетто (территория, огороженная проволокой, в которой проживали евреи, им не разрешалось покидать гетто).
Военный городок Терезиенштадт (по- чешскиТерезин) был построен в конце 18 века. В 1939 году этот городок был захвачен немецкой армией. Было решено превратить город в еврейское гетто. Историки до сих пор спорят, как назвать Терезин: гетто, пересыльный лагерь, концлагерь. Немецкие власти рассматривали Терезин как временное местонахождение для евреев вплоть до «окончательного решения», поэтому около 88000 обитателей Терезина были постепенно депортированы в Освенцим (Аушвиц) и прочие лагеря смерти. К концу войны в гетто находилось 17 247 выживших. Часть крепости была отделена от гетто и служила как тюрьма гестапо, через которую за годы войны прошло около 90 000 человек, из них 2600 умерли там же. Терезин был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года Всего в Терезине было более 10.500 детей младше 15 лет и около 2.000 от 15 до 18, из 12.500 детей выжили около 1000. Детские дома располагались в 13 зданиях. В каждом здании размещалось от 200 до 300 человек.
Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим. В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских и государственных работников. Оторванные от родителей они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах.
Освенцим: концлагерь Аушвиц-Биркенау. Вход в лагерь венчает знаменитая надпись « Arbeitmachtfrei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы
Концлагерь – это мучительная смерть миллионов людей, концлагерь убивал голодом и холодом. Узники получали только 100 грамм хлеба в день. Когда узники больше не могли работать, их отправляли в крематорий.
А теперь обратимся к архивариусу:
-Что известно об ужасах концлагеря из рассказов выживших заключённых?
Отвечает группа архивариусов
Рассказ узника концлагеря Освенцим:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину.
Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы — им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки.
Слово учителя:
-Какие ещё концентрационные лагеря вам известны?
Отвечает группа историков
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,4 до 1,8 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков. Некоторые дети, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 123 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. Во второй половине января 1945 года нацисты эвакуировали из Аушвица 58 000 заключенных. Они уничтожили более 700 узников буквально накануне освобождения. До него дожили лишь около 7 000 слабых и больных заключенных из более чем 20 стран. Более 4 500 узников получили в первые же часы и дни медицинскую помощь.
Их освободила 100 Львовская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Федора Михайловича Красавина. Наши войска вошли в лагерь около 3 часов дня. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Среди них - командир 472 полка подполковник Семен Львович Беспрозванный. 66 воинов, включая подполковника Гильмудина Бараевича Баширова, погибли непосредственно в бою за лагерь.
Концентрационный лагерь СС Бухенвальд был создан в 1937 году. Первоначально он назывался Эттерсберг и был предназначен для изоляции противников правящего режима. На главных воротах Бухенвальда девизом было изречение Цицерона "JedemdasSeine" - "Каждому - своe". Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года.
Но даже среди жестокого издевательства и массового истребления людей были отважные узники – антифашисты, которые помогали больным и слабым, спасали жизнь многим обреченным на смерть. Запомните! Благодаря антифашистам концлагеря Бухенвальд смогли выжить 904 ребенка. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв концлагерей.
Слово учителя:
- С кем знакомится юный герой? Найдите его описание.
(Когда Бруно подошел к мальчику, тот сидел, скрестив ноги и пялясь в пыльную землю. Но, здороваясь, он поднял голову, и Бруно увидел его лицо. Странное лицо, прямо скажем. Кожа была серого цвета, но такого оттенка серого Бруно еще никогда не видел. Большие глаза мальчика отливали карамелью, а белки были очень белыми, и, когда мальчик посмотрел на Бруно, тому почудилось, что на лице незнакомца ничего больше и нет, кроме огромных грустных глаз. Бруно мог бы поклясться, что в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика,)
-Что узнает Бруно о своем ровеснике?
- Что удивляет Бруно в рассказах Шмуэля?
- Подружились ли мальчики? В чем проявляется эта дружба?
- Беседуя с другом, какие черты характера проявляет Бруно?
(Терпение, уважение, понимание, чуткость, доверие, умение контролировать свои поступки слова, умение слушать)
- Это есть признаки толерантности. А можно ли назвать лейтенанта Котлера толерантным?
- На что пошел Бруно, чтобы помочь другу найти отца?
( Бруно ждет отъезд, и на прощание он решается помочь Шмуэлю разыскать его внезапно пропавшего отца. Остриженный незадолго до этого, Бруно переодевается в грязную полосатую пижаму и оказывается по ту сторону проволоки, где его уже никто не может отличить от мальчика-еврея.)
- Что ждало Бруно за проволочной оградой? Найдите описание этого момента.
( Разочарование.)
- Что происходит за оградой? Почему автор говорит: « С тех пор Бруно пропал. »
(Бруно загоняют в камеру вместе со Шмуэлем)
- О чем говорит Бруно другу? Найдите эти слова.
(- Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь. Бруно сжимает руку Шмуэлю.)
- Как вы думаете, символом чего является рукопожатие?
(Символ взаимопонимания, договоренности, доверия)
- Сделайте вывод. Какова же идея рассказа? Что хотел сказать автор, каков его замысел?
(Каждый человек имеет одинаковую ценность. Думается, что автор говорит устами ребенка:«…со всеми следует обращаться вежливо, даже если этот человек на тебя работает. »)
- Кто разрушил детское счастье? Как заканчивается рассказ? Что такое война с точки зрения автора?
Стихи о войне дети читают со свечой и передают её друг другу.
Хочу чтоб помнили....
Хочу, чтоб не забыли мои дети
И внуки знали правду о войне,
Как гибли там Иваны, Саши, Пети,
За равенство и мир на всей земле.
Хочу, чтоб помнили про деда Сашу,
Как трижды из концлагеря бежал,
И как фашистов бил, за землю нашу,
С Урала, до Европы дошагал.
И помните всегда про деда Петю,
За нас он в танке, под Москвой, горел,
Не думал о деньгах, на пост не метил,
Любил людей и счастья нам хотел.
И чтобы не вещали вам с экрана,
Запомните и расскажите всем,
Война для нас, одна большая рана,
Замазанная ложью, кое-кем.
Не верьте, если скажут - оккупанты,
Войной мы никогда на мир не шли,
А Русь Великая была гарантом,
Спокойствия и мира, всей земли
Татьяна Кравцова
Рядом узники и бывшие военные,
Головы склоненные в молчании,
Пропиталась душами вселенная,
Горьким дымом боли и отчаянья.
Не раскачивают стоны тишины
Голос эха в лагерях давно осип,
Ветер зацепил подол войны
За колючей проволоки шип.
И закрыв ладонями глаза,
Чтоб не встретить снова чей-то взгляд,
Возвращаясь в прошлое назад
Люди только сердцем говорят,
С номерами, вросшими в запястья,
Руки вспоминают каждый штрих,
Где живет рисованное счастье,
Пережив художников своих.
Очередь салютом поднимает,
Спрятанный в глубины, липкий страх,
Снова душу окружает стая
Бесприютно лающих собак.
Хоть давно налажен мирный быт,
Майский стяг Победы в вышине,
Жив, пока мы помним, не забыт,
Каждый, кто остался на войне…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.
Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
Урок внеклассного чтения "Эхо войны"
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.П.Екимова "Ночь исцеления". Урок целесообразно проводить в мае и приурочить к Дню победы....
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...
Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"
Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...
Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»
Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...
Конспект урока внеклассного чтения "У войны не детское лицо" (6 класс)
Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей...