Использование инновационных технологий в преподавании Географии
материал по географии (5 класс) на тему
В наше время цели общего среднего образования переживают трансформацию. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные область. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_geografiya.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:
«Использование инновационных педагогических технологий на уроках географии»
Выполнила:
Будаева Олеся Александровна
Санкт-Петербург
2018
Оглавление:Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы педагогических технологий обучения в школьном курсе географии………………………………………………….6
1.1. Сущность и понятие технологии…………………………………………6
1.2. Виды педагогических технологий………………………………………..9
Выводы к 1 главе…………………………………………………………...…...13
Глава 2. Обзор основных инновационных педагогических технологий на уроках географии…………………………………………………………….14
2.1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии.14
2.2. Использование игровых технологий обучения на уроках географии…..22
2.3. Проектные методы обучения на уроках географии………………………24
Выводы к главе 2…………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..31
Введение
В наше время цели общего среднего образования переживают трансформацию. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные область. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности.
Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований.
Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в условиях развития главной задачей системы образования - стало создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети [6].
В учебный процесс вводятся новые дисциплины, из новых областей знаний. Школьная география имеет особенности и признана на международном уровне. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т.е. жизнь во всем её многообразии. Вот почему к числу наиболее важных задач школьной географии следует отнести задачу развития и формирования у школьников географической культуры - составной части общей культуры человечества. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и в пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость[6].
География - единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа - человек – хозяйство». В процессе изучения географии в сознании школьников формируется географическая картина мира - целостный образ мира, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляет основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.
На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно - иллюстративные и репродуктивные методы [9].
К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.
Объектом исследования является поиск новых, действенных педагогических технологий обучения.
Предметом исследования являются способы применения педагогических технологий обучения на уроках географии.
Целью данной работы является изучение современных педагогических технологий обучения и возможности применения их в процессе обучения географии.
Задачи:
- изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
- изучить варианты применения различных педагогических технологий обучения на уроках географии;
- изучить продуктивность их применения.
При написании дипломной работы были использованы сравнительно-географический, наблюдение, экспериментальный, статистический методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования расширяют научные представления о педагогических технологий обучения в географии.
Практическая значимость исследования - заключается в том, что обзор данных технологий позволит использовать их на уроках географии, и с их помощью решать такие задачи, как:
- рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках географии;
- обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;
- повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
- обеспечить качественное образование школьника по географии.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе работы рассматриваются основные понятия и типы инновационных подходов в обучении.
Во второй главе исследования рассматриваются несколько инновационных моделей образования и варианты их применения.
Глава 1. Теоретические основы педагогических технологий обучения в школьном курсе географии
- Сущность и понятие педагогической технологии.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:
а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;
б) технология в обучении.
Под последним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» [17].
Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.
Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.
В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.
Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
К главным признакам технологии обучения относят:
■ четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание
значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию
учебной деятельности школьников;
■ построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей
и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и
форм организации учебной деятельности школьников;
■ обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)
■ организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
на решение проблемных учебных задач;
■ широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки
результатов обучения.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [5],
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. При этом исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять технологический подход к процессу осуществления педагогом самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности [26].
- Виды педагогических технологий
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная) [16].
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
Учет технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности детей.
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при всём этом, что количество решенных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения.
В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании предмета в целом [29],
Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект - субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип
Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
■ технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных,
учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
■ технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка
путем согласования с результатами общественно-исторического опыта,
т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности [30],
■ технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.
Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.
Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.
В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:
■ структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
■ создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;
■ постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
■ реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.
Вывод к 1 главе
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.
Глава 2. Обзор основных инновационных педагогических технологий на уроках географии.
2.1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии.
В курсе географии важную роль играют технические средства обучения и наглядность. Здесь возможности компьютера просто не ограничены. Анализ педагогической литературы по вопросу возможности применения компьютерных технологий при обучении географии показал, что исследования в данной области уже проводятся, но в незначительных масштабах. В.П. Максаковский по этому поводу пишет: «...компьютерная поддержка учебного процесса по географии, за исключением элитарных школ, еще совершенно недостаточна. На путях компьютеризации, которая в географии пролегает, прежде всего, через анализ, обработку и преобразование картографической информации, сделаны только первые шаги». Компьютеризация школьного и вузовского географического образования является одной из актуальных проблем. По мнению ряда исследователей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью.
Обобщение опыта применения компьютерных технологий в обучении различным предметам позволило нам разработать схему «Компьютер в обучении географии», которая представленная в таблице 1. На нем отражены потенциальные возможности использования компьютера при обучении географии в школе.
Таблица 1. Компьютер в обучении географии.
Виды работ с компьютером | |||||
В локальной и региональной компьютерной сети | В глобальной компьютерной сети | ||||
ГИС | Прикладные компьютерные обучающие программы | Компьютерное тестирование | Конкурсы WEB-страниц | ЧАТы | Поиск географической справочной информации в сети Internet |
Экспертные компьютерные программы по географии | Электронные мультимедийные энциклопедии на CD-дисках | Развивающие компьютерные программы (викторины) | Создание банка справочной информации по географии | телетесты | телеконференция |
Компьютерный урок | Компьютерный учебник | Слайд-шоу | Закрытый электронный учебник | Компьютерные игры | Интернет-учебник |
Формы организации обучения | |||||
На уроке | На уроке | На практическом занятии | При самостоятельной работе | ||
Функции компьютера как средства обучения | |||||
Дидактическая (развивающая, познавательная, оценочная, тренировочная, систематизирующая) | демонстрационная | Культуровед-ческая | информационная | Развиваю-щая творческую активность | |
Форма обучения | |||||
стационарное | дистанционное | ||||
Методы компьютерного обучения | |||||
Информационно-рецептив-ный | Частично-поисковый | практический | диалоговый | Исследова-тельский | интерактивный |
Возможность применения | |||||
Во время и после занятий | Во внеурочное время | ||||
Роль в процессе обучения | |||||
Оптимиза-ция учебного процесса | Расширение и углубление географических знаний | Повышение интереса к географии | Индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Активизация процесса обучения | Объективность оценки ЗУН |
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях [23]:
- диагностического тестирования качества усвоения материала;
- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- в обучающем режиме;
- при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- в режиме самообучения;
- в режиме иллюстрации изучаемого материала.
Использование современных педагогических технологий создают особые условия, для деятельность педагога и ученика. Знания как правило не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Рассматривая географию в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.
Основной целью географического образования является овладение обучающимися законченной системы знаний и умений. А также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества является одной из задач современной школы. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.
Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии.
Какие основные положительные моменты:
Коммуникативность (проектная деятельность, организация электронных конференций ).
Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию.
Динамичность хранения. Позволяет сохранять и накапливать дидактическую базу, решить проблему наглядности. Перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:
- Электронные учебники, карты.
- Презентации.
Учитель должен учитывать уровень технических навыков обучающихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Компьютер, должен стать незаменимым помощником учителя. Подготовка конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве является основной задачей современной школы. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не в место, а наряду с другими современными технологиями.
Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.
Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.
Особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, а часто и конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.
Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.
Существует несколько основных видов работы с электронной картой [18]:
- работа со слоями карты;
- использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей, обозначение знаков и др.).
- работа с дополнительным материалом;
Жизнь современного ученика не менее динамична чем жизнь общества, и откладывать на потом все то, что нужно сейчас — вроде как оттолкнуть руку, протянутую за помощью.
Каждый ребенок индивидуален, талантлив, но в то же время, способности разные, поэтому учителю очень важно это учитывать и дать возможность ребенку усвоить основной материал программы в соответствии с его индивидуальностью. Это позволяет ученику не потерять веру в себя, вселяет в него уверенность, что он тоже способный ученик, помогает его самоутверждению.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний.
- Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей. Но в тоже время нельзя забывать и о том, что мы призваны не только, научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. Работа за компьютером обучающихся школы не должна превышать 20 минут за урок [22].
Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, позволяющих эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе с использованием сети Интернет, – неотъемлемая часть развития образования. Подобный подход позволяет существенно обогатить содержание проводимых уроков, расширить спектр применяемых форм и методов обучения. Вместе с тем, использование информационно-компьютерных технологий дает возможность развивать такие важные качества учащихся старшей школы, как креативность, способность к творчеству.
Использование компьютерных технологий предъявляет определенные требования не только к материальному, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя. Поэтому немаловажное значение имеет и личный творческий пример учителя, что создает условия для подражания творческому поведению.
Разнообразные возможности сети Интернет для использования в рамках определенного учебного предмета (географии):
- формирование, по возможности, полной компетентности учащихся в вопросах практического использования ИКТ и Интернет;
- обучение основам поиска в Интернете;
- показать разнообразие возможностей Интернета для самообучения, творческой деятельности и т.д.
Основные темы применения Интернета на уроках географии:
1. Интернет-энциклопедии. | Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия Википедия http://www. hrono.ru – историческая энциклопедия с хорошо организованным тематическим, временным и алфавитным поиском. Множество справочников, таблиц, обзоров, портретов, изображений флаг, гербов, древних карт. |
2. Сайты и порталы справочного характера | http://www. old-map.narod.ru – cайт, посвященный старинным картам |
4. Метеорология и климат в Интернете | http://www.gismeteo.ru – один из самых известных метеорологических сайтов, космические снимки, карты погоды. http://www.travelphoto.ru – фотоальбомы, фотографии природы, фоторассказы о путешествиях |
5. Природные зоны, флора и фауна мира в Интернете | http://naturewonders.chat.ru – сайт о чудесах природы мира |
6. Интернет о природе России. | http://www.priroda.ru – сайт о природе России http://www.ruschudo.ru – cайт проекта « Семь чудес России» http://oopt.info – сайт о заповедниках России. Нажав нужное название на карте, размещенной в сайте, можно найти полную информацию о любой охраняемой территории России. |
7. Страноведческие сайты. Сайты о гербах, флагах, денежных единицах стран. Сайты о природе, населении и достопримечательностях стран. | http://www.flags.ru – сайт о флагах государств мира http://www.bonistica.narod.ru – сайт по бонистике (денежные единицы стран мира) http://www.etiket.ru – сайт об этикете, имеется много интересной информации о традициях и этикете разных народов и стран. japantoday.ru – cайт «Япония сегодня» |
8. Социально-экономическая география в Интернете. Статистика в Интернете | http://www.ethnonet.ru/about.html – сайт по антропологии и этнографии http://www.compromat.ru – сайт о том, кто владеет современной экономикой России. |
9.Регионы России в Интернете. | http://www.georus.by.ru – информация о каждом регионе России http://geraldika.ru/regions.php – геральдический сайт. Гербы городов, регионов России. Огромное количество внутренних ссылок на интернет-сайты регионов России http://o-moskve.narod.ru – сайт, посвященный Москве. Замечательная историческая, статистическая информация. Множество фотографий. http://www.saratovmer.ru – официальный сайт администрации Саратова, имеются статистический, картографический и исторический разделы. |
10. Демография в Интернете | http://demographia.ru – сайт по демографии России, демографическим проблемам |
11. Научно-популярная литература в Интернете. Туризм в Интернете. | http://www.astrolab.ru/ - один из лучших сайтов по астрономии http://spacedigest.com.ru – Земля из космоса, спутниковые фотографии http://www.vsled.ru – сайт журнала «Всемирный следопыт» http://www.vokrugsveta.ru – сайт одного из старейших научно-популярных журналов России «Вокруг света». На сайте обширный архив, энциклопедия. |
12.Интернет и обучение географии | http://www.fipi.ru/ – сайт Федерального института педагогических измерений (тестирование в формате ЕГЭ) http://www.alleng.ru/edu/geogr.htm – сайт образовательных ресурсов по географии
|
13. Интернет и географические образы территории | http://www. uk.ru – cайт «Все о Великобритании» (аналогичные сайты, есть по большинству стран мира, а также по отдельным городам). |
2.2. Использование игровых технологий обучения на уроках географии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [30].
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Перед учителем стоят задачи:
- опираться на достижения предыдущего возраста;
- стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
- подготовить "почву".
Обучая географии, учитель сознательно или бессознательно, формирует у учащихся отношение к предмету. И это отношение в дальнейшем становиться важным фактором в обучении предмета.
Формирование познавательного интереса к предмету происходит под воздействием многих факторов. Одним их этих факторов является использование игр на уроке.
Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
- собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;
- психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
- информационно-коммуникативных как основы для формирования информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.
Таким образом, игровые технологии являются динамичным воспроизведением природных и социальных процессов в рамках учебного процесса. Новые возможности проведения игровых занятий, открывает компьютер. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т.п., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги и т.д., т.е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчит работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни.
Таким образом, игровые педагогические технологии - включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаваемая на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации; активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке); проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников; учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки; формальные знания превращаются действенные.
Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности: происходит приобщение к исследовательской деятельности; раскрываются и развиваются творческие способности личности; ученики получают возможности применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.
Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу: игра отражает различные мотивы поведения; происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность; эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения; расширяются кругозор и общая культура; формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. Часто использую такие формы учебной деятельности как разные виды географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и художественные средства.
Применяемые на уроках географии технологии оказывают положительное влияние на качество знаний учащихся. В 5-7 классах на уроках географии, например, провожу «Своя игра», игру «Путешествие по карте» для закрепления знаний географической номенклатуры можно проводить в любом классе, и много других разных интересных игр.
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. Часто использую такие формы учебной деятельности как разные виды географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и художественные средства.
Применяемые на уроках географии игровые технологии оказывают положительное влияние на качество знаний учащихся.
2.3. Проектные методы обучения на уроках географии.
Большинство педагогов, занимающихся педагогической деятельностью, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя?” Дж. Дьюи отвечает вопросом: “Может быть, создание условий для развития личности?” “А что это за условия и как их создавать?” - спросит учитель-практик, и не получит ответа. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом – “пройти программу”; цель ученика, в лучшем случае, - “стать умнее”, в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. В такой ситуации возникает проблема невозможности для учащегося свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. А ведь с каждым годом требования к выпускникам школ, а затем молодым специалистам предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
Вот уже на протяжении 5 лет на кафедре общественных наук в лицее используется проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Проектная работа выполняется учащимся с большой степенью самостоятельности.
Проектные технологии применяются в основном как внеурочная деятельность, только результат которой можно продемонстрировать другим учащимся в форме выступления на уроке или конференции., или участие в научных проектах.
Выводы к 2 главе
В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Понятно, что индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.
На основании анализа многочисленной литературы по вопросу компьютеризации процесса обучения, мы пришли к выводу о том, что наиболее емким термином, определяющим возможные направления использования компьютера в обучении можно считать компьютерные технологии. Мы предлагаем под компьютерными технологиями в обучении географии понимать весь комплекс массовых и приемов сбора, хранения и обработки географической информации , который может быть вовлечен в учебный процесс с использованием ЭВМ и программированного обучения, способствующий интенсификации учебного процесса и реализации принципов развивающего обучения посредством использования Интрасети и Интернета.
Таким образом, изучив теоретическую, методическую литературу, мы выявили, что в методике обучения географии использование игровой технологии является эффективной. Игровые технологии обучения рассмотрены нами как компонент учебного процесса. Игра - сильнейшее средство социализации школьника, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.
Заключение
География - это единственная наука и школьный предмет, которая объединяет знания о природе и обществе, то есть о том, что окружает человека в его повседневной жизни. Главная цель обучения географии в широком смысле слова заключается в том, чтобы способствовать формированию разносторонне развитой личности.
Одним из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся -- разнообразие форм организации обучения. Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности
Современной школе в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие форм и средств обучения.
Для достижения этих целей применяются различные методы, формы и средства обучения. В последнее время значительное внимание учителей географии уделяется активному обучению. Его задача заключается в такой организации педагогом процесса обучения, где педагог не столько передает обучаемым знания, сколько умело организует деятельность своих учеников и направляет на самостоятельное получение знаний. Одним из направлений активизации учебной деятельности является использование компьютера в обучении географии (Высоцкий, 2000).
Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенкаВ профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Игровые технологии обучения являются сильным стимулятором активной учебной деятельности школьников.
Проектный метод отвечает требования современного общества, которое требует от своих граждан активных и самостоятельных действий, наряду со способностью легко принимать правильные решения и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Современная школа, используя различные методы преподавания, пытается и создает возможности формирования личности. Наши исследования показывают, что метод проектов можно с уверенностью отнести к подобным педагогическим технологиям.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Баранов В.В., Поддерегин А.Ю. ЭВМ на уроках географии.//География в школе. -1986. №5 - С. 51
- Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
- Баринова И.В. Контроль знаний и умений школьников по географии.//География в школе. - 1990. - №1. - С. 23- 25
- Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.
- Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер,
- Володина Г.В. Электронно-вычислительная техника в обучении географии./В кн. «Методика обучения географии в школе». М.: Просвещение, 1997. - С. 165.
- Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании//Информатика и образование. – 2000. - №1 – С. 17-19
- Горбенюк О.С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
- Гутгарц Р.Д. Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения//Информатика и образование. – 2000. - №5. - С. 45-49
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.:ИНТАР, 1996. - 542 с.
- Данбаев В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности учащихся при обучении в школе. - Астана., 2005. - 208 с.
- Даринский А.В. Методика преподавания географии. М: Просвещение. -1975. – 422 с.
- Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. - 383 с.
- Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
- Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
- Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 1997.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
- Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..
- Мархель И. И.. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007.
- Поваляев Е..Полезные подарки, или Обучение с развлечением.// Компьютер Пресс. – 2007. - №12.
- Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
- Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.
- Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в
школе. 1998. № 5. - Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001. 2006. - 304 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"
В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...
«Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»
выступление на РМО учителей иностранного языка...
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Использование инновационных технологий в преподавании математики
Инновационные технологии-алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технологии, связа...
Инновационные технологии в преподавании географии
В статье приведены часто используемые технологии в преподавании предмета география...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Данная статья раскрывает особенности использования инновационных педагогических и информационных технологий в системе преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учрежден...