Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В.Я.Коровиной (70 часов)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_6_korovina_70_chasov_.docx | 61.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 2 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из русской литературы XVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 32 |
Из русской литературы XX века. | 21 |
Зарубежная литература. | 12 |
Всего часов | 70 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Контроль усвоения | Домашнее задание | Календарные сроки |
I четверть – 17 ч., (из них РР – 5ч.; Вн. чт. – 1 ч.; К.р. – 1 ч.) | ||||||
I | Введение | 1 | ||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой | 1 | Знать о роли книги в жизни человека | Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос | Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни» | |
II | Устное народное творчество | 2 | ||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | 1 | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен | Вопросы | Выполнить задания по учебнику | |
3 | Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы и поговорки. Развитие речи №1. Обучение составлению высказывания на основе пословиц и поговорок. | 1 | Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности | Подобрать синонимы к пословицам | С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок | |
III | Древнерусская литература | 1 | ||||
4 | Русская летопись. Отражение исторических событий в «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Знать определение понятий; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы | Выразительное чтение отрывка; письменный ответ на вопрос | С.22-24 выразительно читать, вопрос 3 | |
IV | Произведения русских писателей XVIII века | 1 | ||||
5 | Русская басня. Противопоставление труда и безделья в басне И.И.Дмитриева «Муха» | 1 | Знать жанр басни; творчество И.И.Дмитриева | Выразительное чтение; вопросы | С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать | |
V | Произведения русских писателей XIX века | 12 | ||||
6 | И.А. Крылов. Сведения из биографии баснописца. Равное участие власти и народа в достижении общественного блага в басне «Листы и корни». Секрет «Ларчика». | 1 | Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни | Выразительное чтение, вопросы | С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ | |
7 | И.А.Крылов. Суд над отношением к искусству в басне «Осел и Соловей». Афористичность басен Крылова. Развитие речи №2. Подготовка к написанию сочинения. | 1 | Афористичность басен | Выразительное чтение, анализ басен, групповая работа | Написать сочинение по басне «Любопытный» на тему «Слона-то я и не приметил». | |
8 | А.С.Пушкин. Сведения из биографии поэта. Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. «Узник». Развитие речи №3. Обучение выразительному чтению. | 1 | Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения | Вопросы, выразительное чтение | С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть | |
9 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Единение природы и человека. Развитие речи №4. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения | 1 | Знать, какие художественные средства использует поэт | Вопросы, выразительное чтение | С.54 – наизусть | |
10 | Есть ли цена у дружбы? Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога». | 1 ИКТ | Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения | Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения | «Барышня-крестьянка» (знать содержание) | |
11 | Цикл повестей Белкина. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Приём антитезы в повести «Барышня-крестьянка» | 1 ИКТ | Знать понятие цикл повестей | Вопросы, выразительное чтение | «Выстрел» (знать содержание) | |
12 | Внеклассное чтение №1. Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них. | 1 | Знать особенности прозы Пушкина; особенность композиции повести «Выстрел» | Пересказ эпизодов, беседа по прочитанному, составление кластера | «Дубровский» (том 1-й). Взаимоотношения между семьями Дубровских и Троекуровых | |
13 | Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт между Дубровскими и Троекуровыми | 1 ИКТ | Знать историю создания романа; Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев | Анализ текста | Прочитать 2-й том повести «Дубровский» | |
14 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости личности. | 1 ИКТ | Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе | Вопросы; анализ текста | Прочитать главы 12 – 19 Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование | |
15 | Любовь Владимира и Маши | 1 ИКТ | Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя | Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту | Составить простой план романа. Придумать своё окончание повести | |
16 | Развитие речи №5. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 ИКТ | Знать определение понятий «сюжет», «композиция» | Вопросы, сравнительная характеристика героев | Написать сочинение по плану. Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество» | 1 | Проверить знания уч-ся по теме. Уметь самостоятельно работать, обобщать и применять знания | Тест | ||
II четверть – 14 ч., (из них РР – 2 ч.; Вн. чт. – 2 ч.) | ||||||
Произведения русских писателей XIX века | 14 | |||||
18 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине. | 1 ИКТ | Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи» | Вопросы, выразительное чтение | стихотворение «Тучи» наизусть; | |
19 | Тема красоты и гармонии в стихотворениях «Листок», «На севере диком…», «Утёс» | 1 | Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет | Вопросы, выразительное чтение | Выучить по желанию | |
20 | Развитие речи №6. Обучение анализу стихотворения «Три пальмы». | 1 | Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.; Понимать настроение стихотворений | Анализ стихотворения | Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5; С.165-166, вопр.1 | |
21 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Пейзажные зарисовки в рассказе | 1 ИКТ | Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника» | Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков | Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…» | |
22 | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания | 1 | Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка» | Анализ текста | Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:
| |
23 | Внеклассное чтение №2. М.Ю.Лермонтов «Русалка». | 1 | Уметь сопоставлять литературный материал | Выразительное чтение, анализ стихов | Биография Тютчева | |
24 | Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии поэта. Разные взгляды на жизнь, отражённые в стихотворении «Листья». Судьба человека и судьба коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…» | 1 | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Выразительное чтение, анализ стихов | Выучить стихотворение | |
25 | Пять картин в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» | 1 | Уметь сопоставлять словесные и зрительные картины | Анализ стихов, работа в группах | Выучить наизусть | |
26 | А.А.Фет. Сведения из биографии поэта. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Анализ стихов; выразительное чтение | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | |
27 | А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа – образец для подражания. | 1 | Уметь применять сравнительный анализ | Анализ стихов; выразительное чтение | Ответить на вопросы по учебнику | |
28 | Развитие речи №7. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А.Фета. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Уметь выразительно читать стихотворение и анализировать его | Анализ стихов; выразительное чтение | Написать сочинение по плану | |
29 | Н.А.Некрасов. Сведения из биографии поэта. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». Правдивое изображение подневольного труда | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Письменный ответ на вопрос | Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»? | |
30 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Фантастическое и реальное в стихотворении. | 1 | Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация» и др.; уметь определять средства художественной выразительности | Вопросы, анализ текста | Читать поэму «Дедушка» | |
31 | Внеклассное чтение №3. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» | 1 | Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя | Вопросы | Подготовиться к контрольной работе | |
III четверть – 21 ч., (из них РР – 2 ч. ; Вн. чт. – 2 ч.; контр. раб. – 2ч) | ||||||
Произведения русских писателей XIX века | 6 | |||||
32 | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова. | 1 | Закрепить навыки практической работы с текстами | Таблица, тест | Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша» | |
33 | Н.С.Лесков. Сведения из биографии писателя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант. | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа | Характер героя, вопросы | Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан» | |
34 | Особенности языка сказа «Левша» | 1 | Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя сказе | Работа в группах | Прочитать рассказ Лескова «Привидение в Инженерном замке» | |
35 | Внеклассное чтение №4. Святочные рассказы. «Привидение в Инженерном замке». | 1 | Знать историю создания и содержание рассказа, уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора | Анализ рассказа | Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» | |
36 | А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» | 1 | Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним» | Анализ текста, тест | Подготовиться к литературной гостиной (разбиться на три команды) | |
37 | Природа в стихотворениях Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого. | 1 | Знать определение понятий «лирика», «эпос», уметь анализировать стихи и выразительно читать | Работа в группах, анализ стихотворений | Выучить наизусть стихотворение | |
IV | Произведения русских писателей XX века | 15 | ||||
38 | А.П.Платонов. Сведения из биографии писателя. «Неизвестный цветок». | 1 | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования | Чтение, анализ текста | А.Грин «Алые паруса» | |
39 | Внеклассное чтение №5. А.Грин. Мечта в произведении А.Грина «Алые паруса». | 1 | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; Уметь составлять тезисный план | Тезисный план статьи; анализ текста | Сочинение-миниатюра «Чем мне понравилась феерия «Алые паруса»?» | |
40 | М.М.Пришвин. Сведения из биографии писателя. «Кладовая солнца». | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча | Отметить эпизоды, которые можно назвать сказочными | Составить план произведения (по главам). | |
41 | Развитие речи №8. Учимся сравнивать. «Мужичок в мешочке» и «Золотая курочка». | 1 | Знать скрытый смысл прозвища Насти «золотая курочка», авторское отношение к главной героине. Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке»; авторское отношение к герою | Сравнительная характеристика, самостоятельная работа | Описание природы. История о ели и сосне. | |
42 | Сказка и быль в произведении. Природа как образ. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе | 1 | Знать определение понятия «пейзаж»; уметь находить в тексте заданные эпизоды | Анализ текста, таблица | Ответить на вопрос: «Почему Пришвин так назвал свою сказку-быль?» | |
43 | Контрольное сочинение по тексту сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы | Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | Дописать сочинение | |
44 | Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | 1 ИКТ | Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности; Уметь выразительно читать стихи | Выразительное чтение | Выучить наизусть с.80-81 | |
45 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Д.С.Самойлов «Сороковые». | 1 | Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности; Уметь выразительно читать стихи | Выразительное чтение, анализ стихотворения | Читать рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» | |
46 | В.П.Астафьев. Сведения из биографии писателя. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. «Конь с розовой гривой». | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; Уметь рассказывать выборочно | Анализ текста | Нарисовать, каким вы представляете тот пряник. Подготовить пересказ эпизода с земляникой | |
47 | Честность, доброта, чувство долга в рассказе «Конь с розовой гривой» | 1 | Уметь подбирать материал и составлять характеристику литературных героев | Кластер | Сделать закладки «Особенности речи героев произведения» | |
48 | Развитие речи №9. Речевая характеристика героев. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой» | 1 | Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки» | Анализ текста, письменная работа в парах. | Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105 | |
49 | В.Г.Распутин. Сведения из биографии писателя. Отражение в рассказе «Уроки французского» трудностей военного времени | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя» | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста | Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос | |
50 | Нравственные проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского» | 1 | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия | Ответы на вопросы | Устное сочинение на тему «Послевоенное детство героев рассказа «Уроки французского» и детство ребят в наше время» | |
51 | «Тихая лирика» Николая Рубцова | 1 ИКТ | Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества | Выразительное чтение, анализ стихотворения | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | |
52 | Мифы Древней Греции. | 1 | Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; Понимать смысл мифов, образ идеального героя | Чтение, вопросы, тест | Пересказ одного из подвигов Геракла или миф «Нарцисс» | |
IV четверть – 18 ч., (из них КР – 2 ч. ; Вн. чт. – 5 ч.) | ||||||
53 | «Серьёзный юмор» в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; понимать смыл названия рассказа | Вопросы, чтение текста | Подготовиться к контрольной работе по пройденному материалу | |
54 | Контрольная работа №3 по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, Я.П.Полонского и др. | 1 | Уметь работать с текстом | тест | ||
Произведения русских писателей XX века | 3 | |||||
55 | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша» | 1 ИКТ | Знать автора; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; уметь находить художественные средства языка | Выразительное чтение, анализ стихотворений | С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию) | |
56 | А.А.Ахматова. Сведения из биографии поэтессы. Поэтизация родной природы в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…». | 1 ИКТ | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного | Выразительное чтение, анализ стихотворения | Рассказы Шукшина «Срезал», «Критики» | |
57 | В.М.Шукшин. Образ «странного» героя в литературе. Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Срезал» и «Критики» | 1 ИКТ | Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества | Анализ рассказов, работа в группах | Подготовить сообщение о своей национальности: промыслы, особенности одежды, традиции | |
V | Из литературы народов России | 1
| ||||
58 | Общечеловеческое и национальное в литературе народов России. Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда..», «Каким бы малым ни был мой народ…» | 1 ИКТ | Знать сведения о поэтах; уметь выразительно читать стихотворения; уметь объяснять художественные приёмы в стихотворении | Выразительное чтение, анализ стихотворения | Прочитать отрывки из поэмы «Илиада». Подготовить пересказ «Легенды об Арионе» | |
VI | Из зарубежной литературы | 10
| ||||
59 | Геродот и Пушкин. «Легенда об Арионе». | 1 | Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; Понимать смысл мифов, образ идеального героя | Чтение, вопросы, сопоставительный анализ двух произведений | Прочитать отрывки из поэмы «Одиссея» | |
60 | Гомер. Эпические поэмы «Одиссея» и «Илиада». Одиссей – легендарный герой Греции | 1 | Знать понятие «героический эпос»; уметь находить средства художественной выразительности | Чтение, вопросы | Отрывки из романа Сервантеса «Дон Кихот» | |
61 | Внеклассное чтение №6. Мигель де Сервантес Сааведра. Сведения о жизни и творчестве писателя. Роман «Дон Кихот» | 1 | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного; сравнивать героев | Чтение, вопросы | Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман «Дон Кихот» людям нашего времени? | |
62 | Ф.Шиллер. Сведения о жизни и творчестве писателя. Достоинство и честь в балладе «Перчатка». | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни | Выразительное чтение, анализ баллады | Прочитать новеллу Мериме «Маттео Фальконе» | |
63 | Внеклассное чтение №7. П.Мериме. Остросюжетность новеллы «Маттео Фальконе» | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Вопросы, диспут | Написать миниатюру «Я протестую…», основанную на впечатлениях от новеллы. Читать «Приключения Гекльберри Финна» Твена | |
64 | Внеклассное чтение №8. Марк Твен. Сведения о жизни и творчестве писателя. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия | Анализ эпизодов | Дочитать главы | |
65 | «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека. | 1 | Уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия | Анализ эпизодов | Сочинение-миниатюра «Моё самое увлекательное приключение» | |
66 | Внеклассное чтение №9. А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц». | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» | Анализ текста | Дочитать притчу-сказку | |
67 | Реальное и фантастическое в произведении «Маленький принц». Философская сказка или мудрая притча? | 1 | Знать определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» | Анализ эпизодов | О Генри «Вождь краснокожих» | |
68 | Внеклассное чтение №10. О Генри. «Вождь краснокожих» | 1 | Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Анализ эпизодов | Подготовиться к контрольной работе | |
69 | Контрольная работа №4 по темам: «Родная природа в русской поэзии 20 века», «Писатели улыбаются», «Из литературы народов России» | 1 | Показать осведомленность в текстах изученных произведений | Тест | ||
70 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. (68 часов)
Новое календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год к урокам литературы в 8 класса к учебнику под редакцией Коровиной В.Я. (68 часов)...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной...
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....