РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( I четверть, 21 час)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ермакова Наталья Викторовна

Разработка рабочей программы  для 5-го класса  по УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина и др. (М.: Просвещение) в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaja_programma_po_literature_dlja_kursov.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( I четверть, 21 час)

для 5-го класса  по УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина и др. (М.: Просвещение)

Составитель Ермакова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 г. Троицк

№ п/п

Тема изучения

Количество уроков

Соответствие Стандарту и расширяемое содержание

Образовательные результаты

Характеристика видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов

Учебные средства, включая ИКТ

Используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов

предметные

метапредметные

личностные

I

Введение

1

1.

Книга в жизни человека.

1

Книга-передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебника.

Ознакомиться со структурой учебника, научиться им пользоваться, научиться соотносить литературу с действительностью и определять её место и роль в жизни человека.

Уметь искать и выделять нужную информацию из учебника, уметь ставить вопросы и обращаться за ответами к учебной литературе.

Формирование начальной мотивации к изучению предмета «Литература».

Формирование у учащихся умений приобретать и реализовывать новые знания.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

II

Устное народное творчество

10

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Фольклор- коллективное устное народное творчество. Воплощение в УНТ мечты народа о радостном и творческом труде, покорении природы, вера народа в победу добра и справедливости.   Малые  жанры фольклора, причины возникновения и цель создания.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, уметь использовать их в устной и письменной речи.

Уметь объяснять значение прочитанного, уметь выполнять учебные действия в речевой деятельности, строить монологи и овладевать умениями вести диалог.

Формирование целостного взгляда на мир в многообразии народов и их культур.

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

3.

Устное народное творчество. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Устное народное творчество (развитие представлений).

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

Уметь выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности, умение выстраивать письменное высказывание в соответствии с нормами языка.

Формирование мотивации к собственной творческой реализации.

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов жанров детского фольклора.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

4.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. "Царевна - лягушка". Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

1

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин,  концовка). Особенности сказывания (ритмичность,  напевность). Иллюстрации к сказкам. Истинная красота Василисы Премудрой.

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности. народных сказок, уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Формирование мотивации к коллективной и индивидуальной деятельности.

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текста с иллюстрациями.

Прослущивание чтения фрагмента сказки мастерами слова. Определение вида сказки по названию.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

5.

Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке.

1

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление добра и зла. Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы. Понимать идею сказки и характеры ее героев; овладевать навыками художественного пересказа, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

Уметь строить устные сообщения исследовательского плана, овладевать навыками самодиагностики.

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости.

Выразительное чтение, выборочный   пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир», сопоставление её с эпизодом сказки.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

6.

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

Художественные особенности сказки "Царевна-лягушка" (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы, сказочные формулы). Фантастика как способ реализации замысла.

Знать и понимать определение понятия «поэтика», понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств, помогающих раскрыть и воплотить замысел сказки; научиться выявлять характерные особенности сказки (сказочные формулы, повторы); понимать значение основного приёма создания сказок – фантастики.

Уметь реализовывать знания на практике, самостоятельно делать выводы, формулировать и высказывать свою точку зрения. Проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование мотивации к активной коммуникативной и познавательной деятельности; формирование ценностного отношения к происходящему.

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки. Беседа, чтение статьи учебника.

Составление плана «Особенности волшебной сказки».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

7.

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.

1

Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. Особенности сюжета.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, учиться применять метод информационного поиска.

Формирование собственной позиции на основе примера поступков положительного героя.

Чтение. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

8.

Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Народные представления о добре и зле, мужестве, справедливости в сказке. Тема мирного труда и защиты родной

Земли.

Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Формирование нравственной ориентации, обеспечивающей собственный моральный выбор.

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

9.

Сказки о животных. "Журавль и цапля". Народное представление о справедливости.

1

Отличительные признаки сказок о животных. Отражение в них народных представлений о справедливости.

Понимать жанровые особенности сказки о животных,уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, формулировать уже усвоенное. Уметь формулировать и доказывать свою позицию, координировать её с другими позициями в совместной деятельности.

Формирование навыков исследования текста с опорой на жанровые и композиционные особенности и использование средств художественной выразительности.

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление сказок о животных с волшебными сказками. Анализ сказок.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

10.

Бытовые сказки. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Отличительные признаки бытовых сказок. Отражение в них народных представлений о справедливости, добре и зле.

Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа), уметь объяснять отличие бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, формулировать уже усвоенное. Уметь формулировать и доказывать свою позицию, координировать её с другими позициями в совместной деятельности.

Формирование навыков исследования текста с опорой на жанровые и композиционные особенности и использование средств художественной выразительности.

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

11.

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению: "Мой любимый герой русской народной сказки".

1

Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение презентаций.

Научиться владеть терминологией по теме, навыками монологической речи, учиться писать домашние сочинения на заданную тему в соответствии с поставленными задачами.

Уметь работать над проектами, строить письменные высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Формирование умения работать в коллективе, учитывая мнение и позицию каждого члена группы.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». Демонстрация презентаций «Художники – иллюстраторы сказок».

Защита проектов «Мои любимые бытовые сказки». Ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» к сказкам «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка». Ответы на вопросы викторины. Составление плана характеристики главных героев. Написание сочинения.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

III

Древнерусская литература

2

2

12.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник.

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с

 Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в

летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представлени

Познакомиться с жанрами др.рус. литературы. Научиться понимать информацию, заложенную в древнерусском тексте, познакомиться со своеобразием летописей.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь составлять алгоритм ответа, определять цель и пути её достижения.

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи. Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Комментирование  незнакомых слов и понятий при помощи словарей и справочников.

Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

13.

"Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в

летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Сопоставление фольклора и летописи.

Уметь определять черты фольклора в летописи, научиться понимать древнерусские тексты сопоставлять текст с репродукциями картин.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь осознавать изученный материал, уметь ставить вопросы, самостоятельно находить ответы или обращаться за помощью в случае затруднения.

Формирование уважения к истории и культурному наследию предков.

Чтение и пересказ летописного сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование фрагмента «Прошлое должно служить современности» из книги Д. Лихачёва «Земля родная». Обсуждение произведений живописи на летописные сюжеты. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов летописи. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Чтение «Повести об отроке Тверского князя» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

IV

Литература XVIII века

2

14.

Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов "Случились вместе два астронома в миру".

1

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности).

Ломоносов — учѐный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека).Учиться читать выразительно.

Уметь использовать разные виды чтения для извлечения необходимой информации, уметь анализировать стихотворный текст, уметь читать вслух, понимая прочитанное.

Формирование всесторонне развитой личности.

Выразительное чтение статьи учебника. Устные ответы на вопросы. Пересказ фрагментов публицистического текста. Защита презентаций «М.В. Ломоносов – гордость России».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

15.

Юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1

Юмор стихотворения.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи. Научится понимать произведение и видеть в нём смешное (юмор).

Уметь использовать разные виды чтения для извлечения необходимой информации, уметь читать вслух, понимая прочитанное.

Формирование навыков самоанализа.

Чтение и пересказ научно-популярного текста статьи «Роды и жанры литературы». Ответы на вопросы. Составление схемы  «Роды и жанры литературы».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

V

Литература XIX века

44

16.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев).

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки.

Уметь узнавать и называть объекты в соответствии с содержанием, развивать логическое мышление, умение читать вслух, понимать прочитанное.

Формирование положительной мотивации к обучению.

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере).Устные ответы на вопросы.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

17.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и ягненок" Понятие об аллегории и морали.

1

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

 «Волк и Ягнѐнок» грубой силы в басне.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определѐнных свойств человека. Понятие о морали в басне.

 

Формировать активную читательскую позицию, расширяя сведения о баснописце, знать определение понятий «мораль», «аллегория», научиться читать басню выразительно по ролям.

Уметь узнавать и называть объекты в соответствии с содержанием, развивать логическое мышление, умение читать вслух, понимать прочитанное. Умение находить причину явлений, делать выводы.

Формирование эмоционально-нравственного потенциала.

Поиск сведений о Крылове с использованием справочной литературы и сети Интернет. Выразительное чтение статьи учебника, комментирование эпиграфа. Выразительное чтение басен и рецензирование чтения одноклассников. Подготовка к чтению наизусть басни.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

18.

И.А. Крылов. "Ворона и лисица", "Свинья под дубом" – осмеяние пороков (жадности, неблагодарности, глупости, хитрости).

1

«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности,

хитрости и т. д.

Поучительный характер басен. Своеобразие

языка басен И. А. Крылова.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Уметь устанавливать ассоциативные связи, производить сопоставительный анализ.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни «Свинья под дубом».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

19.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как басня о войне 1812 года. Иносказание в басне.

1

«Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке.

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего). Знать смысл понятия «эзопов язык»; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню;

Уметь соотносить исторический контекст и его творческое воплощение, применять метод информационного поиска, формировать навыки выразительного чтения.

Формирование уважения и чувства гордости по отношению к прошлому своего народа.

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни, чтение статьи учебника и выполнение заданий в ней. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть. Самостоятельная работа «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне и их смысл». Проба пера – сочинение собственной басни.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

20.

Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

1

Представление и защита собственных басен, защита электронных альбомов. Викторина по басням. Представление инсценировок басен Крылова. Представление и обсуждение своих рисунков.

Знать художественные особенности басни; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр; понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи. Научиться инсценированию басни.

Уметь выразительно читать текст, применять актёрское мастерство и ораторское искусство в публичном выступлении.

Формирование эмоциональности и вдохновенности при работе с публикой.

Защита электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Представление собственных басен, рецензирование работ одноклассников. Представление инсценировок по басням Крылова и их рецензирование. Ответы на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим…».  Презентация и защита собственных иллюстраций к басням Крылова.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

21.

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна".

1

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев

литературной и фольклорной сказки.  

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; научиться сопоставлять литературную и фольклорную сказки, научиться выделять особенности авторской сказки.

Уметь конструировать устное сообщение в свободной форме, формировать навыки самоконтроля, уметь читать и анализировать прочитанное.

Формирование интереса к вдумчивому анализированию художественного текста.

Выразительное чтение статьи учебника и сведений о Жуковском из практикума. Выразительное чтение сказки. Выделение этапов развития сюжета. Пересказ народной сказки о спящей красавице, сопоставление сюжета и героев народной и авторской сказки. Самостоятельная работа «Дворец царя Матвея во сне и после пробуждения».

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.

Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013.

Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...