РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( I четверть, 21 час)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Разработка рабочей программы для 5-го класса по УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина и др. (М.: Просвещение) в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaja_programma_po_literature_dlja_kursov.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( I четверть, 21 час)
для 5-го класса по УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина и др. (М.: Просвещение)
Составитель Ермакова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 г. Троицк
№ п/п | Тема изучения | Количество уроков | Соответствие Стандарту и расширяемое содержание | Образовательные результаты | Характеристика видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов | Учебные средства, включая ИКТ | Используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
I | Введение | 1 | |||||||
1. | Книга в жизни человека. | 1 | Книга-передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебника. | Ознакомиться со структурой учебника, научиться им пользоваться, научиться соотносить литературу с действительностью и определять её место и роль в жизни человека. | Уметь искать и выделять нужную информацию из учебника, уметь ставить вопросы и обращаться за ответами к учебной литературе. | Формирование начальной мотивации к изучению предмета «Литература». | Формирование у учащихся умений приобретать и реализовывать новые знания. Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
II | Устное народное творчество | 10 | |||||||
2. | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | 1 | Фольклор- коллективное устное народное творчество. Воплощение в УНТ мечты народа о радостном и творческом труде, покорении природы, вера народа в победу добра и справедливости. Малые жанры фольклора, причины возникновения и цель создания. | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, уметь использовать их в устной и письменной речи. | Уметь объяснять значение прочитанного, уметь выполнять учебные действия в речевой деятельности, строить монологи и овладевать умениями вести диалог. | Формирование целостного взгляда на мир в многообразии народов и их культур. | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
3. | Устное народное творчество. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 1 | Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Устное народное творчество (развитие представлений). | Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку | Уметь выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности, умение выстраивать письменное высказывание в соответствии с нормами языка. | Формирование мотивации к собственной творческой реализации. | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов жанров детского фольклора. Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
4. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. "Царевна - лягушка". Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. | 1 | Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам. Истинная красота Василисы Премудрой. | Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности. народных сказок, уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Формирование мотивации к коллективной и индивидуальной деятельности. | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текста с иллюстрациями. Прослущивание чтения фрагмента сказки мастерами слова. Определение вида сказки по названию. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
5. | Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке. | 1 | Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление добра и зла. Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы. Понимать идею сказки и характеры ее героев; овладевать навыками художественного пересказа, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки | Уметь строить устные сообщения исследовательского плана, овладевать навыками самодиагностики. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости. | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир», сопоставление её с эпизодом сказки. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
6. | Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | 1 | Художественные особенности сказки "Царевна-лягушка" (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы, сказочные формулы). Фантастика как способ реализации замысла. | Знать и понимать определение понятия «поэтика», понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств, помогающих раскрыть и воплотить замысел сказки; научиться выявлять характерные особенности сказки (сказочные формулы, повторы); понимать значение основного приёма создания сказок – фантастики. | Уметь реализовывать знания на практике, самостоятельно делать выводы, формулировать и высказывать свою точку зрения. Проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование мотивации к активной коммуникативной и познавательной деятельности; формирование ценностного отношения к происходящему. | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки. Беседа, чтение статьи учебника. Составление плана «Особенности волшебной сказки». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
7. | "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания. | 1 | Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. Особенности сюжета. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты. | Уметь выделять и формулировать познавательную цель, учиться применять метод информационного поиска. | Формирование собственной позиции на основе примера поступков положительного героя. | Чтение. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
8. | Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Народные представления о добре и зле, мужестве, справедливости в сказке. Тема мирного труда и защиты родной Земли. | Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа. | Уметь выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска, формулировать и аргументировать свою точку зрения. | Формирование нравственной ориентации, обеспечивающей собственный моральный выбор. | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
9. | Сказки о животных. "Журавль и цапля". Народное представление о справедливости. | 1 | Отличительные признаки сказок о животных. Отражение в них народных представлений о справедливости. | Понимать жанровые особенности сказки о животных,уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной. | Уметь выделять и формулировать познавательную цель, формулировать уже усвоенное. Уметь формулировать и доказывать свою позицию, координировать её с другими позициями в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанровые и композиционные особенности и использование средств художественной выразительности. | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление сказок о животных с волшебными сказками. Анализ сказок. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
10. | Бытовые сказки. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | Отличительные признаки бытовых сказок. Отражение в них народных представлений о справедливости, добре и зле. | Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа), уметь объяснять отличие бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной. | Уметь выделять и формулировать познавательную цель, формулировать уже усвоенное. Уметь формулировать и доказывать свою позицию, координировать её с другими позициями в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанровые и композиционные особенности и использование средств художественной выразительности. | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
11. | Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению: "Мой любимый герой русской народной сказки". | 1 | Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение презентаций. | Научиться владеть терминологией по теме, навыками монологической речи, учиться писать домашние сочинения на заданную тему в соответствии с поставленными задачами. | Уметь работать над проектами, строить письменные высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами. | Формирование умения работать в коллективе, учитывая мнение и позицию каждого члена группы. | Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». Демонстрация презентаций «Художники – иллюстраторы сказок». Защита проектов «Мои любимые бытовые сказки». Ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» к сказкам «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка». Ответы на вопросы викторины. Составление плана характеристики главных героев. Написание сочинения. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
III | Древнерусская литература | 2 | 2 | ||||||
12. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представлени | Познакомиться с жанрами др.рус. литературы. Научиться понимать информацию, заложенную в древнерусском тексте, познакомиться со своеобразием летописей. | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь составлять алгоритм ответа, определять цель и пути её достижения. | Формирование навыков исследовательской деятельности. | Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи. Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Комментирование незнакомых слов и понятий при помощи словарей и справочников. Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
13. | "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 1 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Сопоставление фольклора и летописи. | Уметь определять черты фольклора в летописи, научиться понимать древнерусские тексты сопоставлять текст с репродукциями картин. | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь осознавать изученный материал, уметь ставить вопросы, самостоятельно находить ответы или обращаться за помощью в случае затруднения. | Формирование уважения к истории и культурному наследию предков. | Чтение и пересказ летописного сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование фрагмента «Прошлое должно служить современности» из книги Д. Лихачёва «Земля родная». Обсуждение произведений живописи на летописные сюжеты. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов летописи. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Чтение «Повести об отроке Тверского князя» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
IV | Литература XVIII века | 2 | |||||||
14. | Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов "Случились вместе два астронома в миру". | 1 | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учѐный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. | Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека).Учиться читать выразительно. | Уметь использовать разные виды чтения для извлечения необходимой информации, уметь анализировать стихотворный текст, уметь читать вслух, понимая прочитанное. | Формирование всесторонне развитой личности. | Выразительное чтение статьи учебника. Устные ответы на вопросы. Пересказ фрагментов публицистического текста. Защита презентаций «М.В. Ломоносов – гордость России». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
15. | Юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | 1 | Юмор стихотворения. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи. Научится понимать произведение и видеть в нём смешное (юмор). | Уметь использовать разные виды чтения для извлечения необходимой информации, уметь читать вслух, понимая прочитанное. | Формирование навыков самоанализа. | Чтение и пересказ научно-популярного текста статьи «Роды и жанры литературы». Ответы на вопросы. Составление схемы «Роды и жанры литературы». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
V | Литература XIX века | 44 | |||||||
16. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. | 1 | Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев). | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. | Уметь узнавать и называть объекты в соответствии с содержанием, развивать логическое мышление, умение читать вслух, понимать прочитанное. | Формирование положительной мотивации к обучению. | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере).Устные ответы на вопросы. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
17. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и ягненок" Понятие об аллегории и морали. | 1 | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк и Ягнѐнок» грубой силы в басне. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определѐнных свойств человека. Понятие о морали в басне.
| Формировать активную читательскую позицию, расширяя сведения о баснописце, знать определение понятий «мораль», «аллегория», научиться читать басню выразительно по ролям. | Уметь узнавать и называть объекты в соответствии с содержанием, развивать логическое мышление, умение читать вслух, понимать прочитанное. Умение находить причину явлений, делать выводы. | Формирование эмоционально-нравственного потенциала. | Поиск сведений о Крылове с использованием справочной литературы и сети Интернет. Выразительное чтение статьи учебника, комментирование эпиграфа. Выразительное чтение басен и рецензирование чтения одноклассников. Подготовка к чтению наизусть басни. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
18. | И.А. Крылов. "Ворона и лисица", "Свинья под дубом" – осмеяние пороков (жадности, неблагодарности, глупости, хитрости). | 1 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. | Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов | Уметь устанавливать ассоциативные связи, производить сопоставительный анализ. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни «Свинья под дубом». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
19. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как басня о войне 1812 года. Иносказание в басне. | 1 | «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего). Знать смысл понятия «эзопов язык»; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; | Уметь соотносить исторический контекст и его творческое воплощение, применять метод информационного поиска, формировать навыки выразительного чтения. | Формирование уважения и чувства гордости по отношению к прошлому своего народа. | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни, чтение статьи учебника и выполнение заданий в ней. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть. Самостоятельная работа «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне и их смысл». Проба пера – сочинение собственной басни. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
20. | Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. | 1 | Представление и защита собственных басен, защита электронных альбомов. Викторина по басням. Представление инсценировок басен Крылова. Представление и обсуждение своих рисунков. | Знать художественные особенности басни; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр; понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи. Научиться инсценированию басни. | Уметь выразительно читать текст, применять актёрское мастерство и ораторское искусство в публичном выступлении. | Формирование эмоциональности и вдохновенности при работе с публикой. | Защита электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Представление собственных басен, рецензирование работ одноклассников. Представление инсценировок по басням Крылова и их рецензирование. Ответы на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Презентация и защита собственных иллюстраций к басням Крылова. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
21. | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна". | 1 | Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. | Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; научиться сопоставлять литературную и фольклорную сказки, научиться выделять особенности авторской сказки. | Уметь конструировать устное сообщение в свободной форме, формировать навыки самоконтроля, уметь читать и анализировать прочитанное. | Формирование интереса к вдумчивому анализированию художественного текста. | Выразительное чтение статьи учебника и сведений о Жуковском из практикума. Выразительное чтение сказки. Выделение этапов развития сюжета. Пересказ народной сказки о спящей красавице, сопоставление сюжета и героев народной и авторской сказки. Самостоятельная работа «Дворец царя Матвея во сне и после пробуждения». | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008., Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012., Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008; Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). | Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. Сост. Л.В. Антонова.- М.: ВАКО, 2013. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 4 четверть.
Презентации помогут учителю в проведении уроков литературы....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...