Урок литературы в 7 классе с презентацией "Нравственные и социальные проблемы в романе Пушкина Дубровский"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
Обучающие:
• обучать умению составлению характеристики героев рассказа;
• формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;
• учить анализировать сюжет художественного произведения;
• обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.
Развивающие: развивать:
• читательские навыки,
• умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,
• навыки комментированного чтения,
• умения исследовательской работы с текстом.
Воспитывающие: воспитывать:
• благородные качества личности,
• чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.
Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.
Развитие речи: высказывание своего мнения
Тип урока: повторение изученного материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_nravstvennye_i_sotsialnye_problemy_romana_dubrovskiy.doc | 67 КБ |
dubrovskiy.pptx | 268.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сизинская ООШ»
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Учитель: Глазкова Ирина Борисовна
Мубаракшина Гульнара Рашитовна
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
Обучающие:
• обучать умению составлению характеристики героев рассказа;
• формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;
• учить анализировать сюжет художественного произведения;
• обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.
Развивающие: развивать:
• читательские навыки,
• умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,
• навыки комментированного чтения,
• умения исследовательской работы с текстом.
Воспитывающие: воспитывать:
• благородные качества личности,
• чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.
Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.
Развитие речи: высказывание своего мнения
Тип урока: повторение изученного материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | Время |
1 | Организационный | Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский» | Создать положительную эмоциональную атмосферу | 1 мин. | |
2 | Целеполагание | Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках 1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…» 2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…» | Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский. Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды. | Проверить знание текста | 2 мин |
Тайм раунд робин. Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился | Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3. | ||||
3 | Актуализация субъективных знаний учащихся. | Конэрс Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый. - Как ты понял точку зрения своего партнера? | Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения. | 5 мин | |
4 | - Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе? - Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»? - В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»? | Расходятся по местам. Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4 | 4 минуты. | ||
5 | Повторение материала | Модель Фрейер. - Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа: 1. Происхождение героя. 2. Как сложилась жизнь в прошлом. 2. Материальное положение на момент действия в романе. 3. Увлечения. 4. Отношение окружающих людей к герою. 5. Поведение во время ссоры. 6. Поведение во время суда (слайд 2) | Составление характеристик героев в течении 2 минут. Учитель раздает готовые листы. Учитель спрашивает: читает ученик под номером __. | Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев | 7 мин |
6 | Повторение изученного материала. | Куиз-куиз-трейд Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его. | Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека. Сядьте на свои места Учитель опрашивает нескольких человек. | 5 минуты | |
7. | Работа в парах. Объясните партнеру по плечу. - Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров? | Примерные ответы учащихся: (15 секунд) А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть. К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян. | Развитие умения делать выводы | 2 мин | |
8. | Физкультминутка. | 2 мин | |||
9. | Лексическая работа -Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства? - Подберите противоположные по смыслу понятия. | Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть. | Обогащение словарного запаса | 1 мин | |
10. | Ответы на вопросы. 1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе. 2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца? 3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом. 4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге? 5. В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца) 6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца? 7. Когда он решает сжечь родное имение? 8. Кто участвовал в поджоге? | Составление рассказа о жизни В. Дубровского. | Развитие умения составлять рассказ о герое произведения | 5 мин | |
11. | Проверка первичного усвоения материала | -Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным? -В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин? | Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше. | Развитие умения определять главную мысль произведения | 1 мин |
12. | Этап контроля | Мини-тест (слайд ): 1. Что определяет поступки Владимира Дубровского? а. Желание отомстить Троекурову. б. Стремление поднять крестьянский бунт. в. Желание быть богатым. 2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»? а. В борьбе Дубровского и Троекурова. б. В противопоставлении справедливости и беззакония. в. В стремлении захватить Кистеневку. | Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка. | Определение усвоения учащимися материала | 2 мин |
13 | Домашнее задание | Задание по выбору (слайд ): А) Подготовить рассказ о Дефорже. Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…» В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие» | Запись домашнего задания | 2 мин | |
14 | Подведение итогов урока | - Назовите произведение, которое повторялось на уроке. - Какие проблемы затрагиваются в романе? - Какова главная мысль романа? | Работа с кластером. Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество. | Подведение итогов работы | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите героев: 1. . «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»
2 . Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…» Назовите героев:
Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился. Каждый по очереди высказывает свое мнение по 30 секунд. Начинает ученик под №1.
Расскажи, как ты понял точку зрения своего партнера по команде?
Владимир Дубровский положительный или отрицательный герой? Образуй пару с учеником из другого угла. Объясни свою точку зрения.
А.Г. Дубровский и К.П.Троекуров Происхождение героя Жизнь в прошлом Материальное положение Увлечения Отношение окружающих к герою Поведение во время ссоры.
Вопрос-ответ 1. Запишите вопрос по роману «Дубровский». 2. Снизу запишите ответ. 3. Задайте вопрос ученику из соседней команды.
Работа в парах. Объясните партнеру по плечу: Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров ?
Ответы на вопросы. 1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе. 2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца? 3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом. 4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге? 5. В какой момент В. Дубровский изменился? 6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца? 7. Когда он решает сжечь родное имение? 8. Кто участвовал в поджоге?
- Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным? - В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?
Мини-тест 1. Что определяет поступки Владимира Дубровского? а. Желание отомстить Троекурову. б. Стремление поднять крестьянский бунт. в. Желание быть богатым.
2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»? а. В борьбе Дубровского и Троекурова. б. В противопоставлении справедливости и беззакония. в. В стремлении захватить Кистеневку .
Домашнее задание по выбору А) Подготовить рассказ о Дефорже . Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…» В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".
Данный конспект и презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в совершенных образцах литературных произв...
Романтическая история Маши и Владимира Дубровского. Урок литературы в 6 классе (по роману Пушкина "Дубровский").
Урок литературы в 6 классе с применением технологии педагогической мастерской "Галерея"...
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....