рисунок гласных-дуэт поэта и художника
план-конспект занятия по литературе по теме

Жиманова Екатерина Сергеевна

Анализ поэтического текста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok_glasnykh.rar1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Рисунок гласных – дуэт поэта и художника

Целеполагание. Попробуйте, ориентируясь на тему, предположить, о чем будет наш разговор. Вы никогда не задумывались над тем, случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Почему, например, слово «дуэт» состоит из одних звуков, которые рисуют в нашем воображении определенные картины; а слово «поэзия» - из других?  Слова, как мы знаем, обладают лексическим и грамматическим значением, но, оказывается, звуки речи несут в себе определенную информацию, какой-то скрытый смысл. Учитываем ли мы это, когда анализируем текст?

В школьной практике нашили отражение, согласно классификации, предложенной современным лингвистом О.Г.Ревзиной следующие методы анализа текста:

лингвистический;

интертекстуальный анализ;

имманентный ;

миропорождающий. 

Теоретическая часть. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с альтернативной методикой  интерпретации текста, разработанной калининградским ученым-лингвистом Александром Павловичем Журавлевым, которая отвечает последним «тенденциям моды»: активизирует исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивает интеграцию русского языка и литературы,  является благодатной почвой для создания проектов,  помогает разнообразить учебный материал, связанный с изучением фонетики, а главное, побуждает учащихся к творчеству.  

Итак, ученый предположил, что существуют определенные ассоциации между звуком и цветом, между звуком и образом. Так, например, испытуемым предлагалось соотнести гласные буквы с каким-либо цветом, точнее «окрасить» буквы в разные цвета. Почти все респонденты, а их были тысячи,  были единодушны в своем выборе, а именно:

А – ярко-красный,

И – светло-синий, голубой,

О – светло-желтый,белый

У – сине-зеленый,

Ы –темно-коричневый или черный,

Э – желто-зеленый.

Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользуются поэты. Вспомнить того же Белого, который слова стремился передать в движении и поэтому на своих лекциях отчаянно жестикулировал. И сейчас я предлагаю проверить теорию, обратившись к фрагментам стихотворений К.Бальмонта «Фейные сказки» и посмотреть, какого же цвета страна фей.

В буклете у вас небольшая памятка, ее можно предложить ученикам перед началом работы, а также задать ряд наводящих вопросов, которые подскажут направление работы. Например:

 (вопросы на первичное восприятие)

Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Какие образы предстают в воображении?

Проведите цветовой анализ.

(прием устного словесного рисования)

Какие звуки доминируют и какой эффект этим достигается?

Подберите образный ряд предметных ассоциаций к каждому цвету; подумайте, какие предметы будут изображены на картине.

Как оттенки цвета (теплые, холодные) передают чувства автора?

Нарисуйте увиденную картину словами.

Чем обусловлено обращение к циклу «Сказки феи»? Во-первых, стихотворения небольшие по объему, а значит, с ними легко работать; во-вторых, на основе анализа этих, казалось бы, детских  произведений можно сделать неожиданные выводы; в-третьих, стихотворения подходят для аудитории любого возраста. Для старшеклассников работу можно усложнить: например, предложить сравнить звуковою теорию Журавлева и самого Бальмонта (статья «Поэзия как волшебство»).

Кстати, поскольку изменение качества гласных на письме не отражается, можно выйти на принципы графики; и если безударное положение – сигнал орфограммы, то и вспомнить определенные орфографические правила.

Практическая часть

Первая группа

Трудно фее

«Фея», – шепнули сирени,

«Фея», – призыв был стрижа,

«Фея», – шепнули сквозь тени

Ландыши очи смежа.

И- 9

А – 6

Ы – 6

Э - 5

У – 2

О - 2

Модель ответа. В тексте доминирует звук И – цвет бескрайнего голубого неба, значит, фея находится в движении, между небом и землей.  Хотя в тексте нет слов с корнем – зелен-, благодаря звукам Э и О мы чувствуем пространство леса.  Таким образом, на уровне звуков предстает сине-зеленый  с проблесками желтых вкраплений лес, где живет маленькая фея. Желтый О переносит в ранний летний вечер. Уходящие лучи солнца пробиваются сквозь листву, но «привкус» желтого содержится и в звуке «Э». Красный цвет, рожденный звуком А, лишен агрессии, а придает Фее, на наш взгляд, какую-то кокетливость. Звук Ы не рождает мрачность, скорее, это цвет влажной земли, стволов деревьев. Огромный мир и маленькая, хрупкая фея, которой нужно быть такой сильной и доброй, ведь она за всё в ответе…

Вторая группа

Колыбельная для феи

Детка, хочешь видеть Рай?

Все забудь и засыпай.

Лишь храни мечту свою,

Баю-баюшки-баю

А – 10

И – 8

У – 5

О – 2

Ы - 1

Э – 1

Модель 2. Красный – ассоциации со словом красивый, прекрасный; цвет любви. Избыток красного переполняет сердце желаниями. Не случайно говорят, что сны – это наши нереализованные желания. Второй по частотности употребления светло-синий И. Ночью, полагаю, мало света, значит развивает мотив тайны, чего-то неведомого. Картина передана в теплой цветовой гамме (звук Ы упоминается единожды), зато светло-желтый о и светло зеленый Э привносят теплые тона. Это счастливый, спокойный сон. Поскольку инструментовка все-таки на красный А, то предметы на картине будут расположены следующим образом: красный цветок, а в центре – спящая фея.

Работа с иллюстрациями (сравнить предположения/модели ответа с работами художников)

Вывод. Конечно, универсального способов познания искусства не существует. Но, наверное, не случайно поэт дарит свой внутренний мир через слово, а художник - через рисунок. И в этом неожиданном ракурсе по-новому звучит дуэт поэта и художника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.

Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

Урок русского языка в 5 классе "Времена года в изображении русских поэтов и художников "

Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, уме...

"С запада падает красный снег"... В.В.Маяковский:поэт и художник Первой мировой

В данной презентации раскрывается ещё одна грань творчества В.В.Маяковского периода Первой мировой войны. Немало лубков-плакатов и лубков-открыток было им создано в поддержку воинов...

"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...

сценарий внеклассного мероприятия "Лермонтов.Поэт. Переводчик. Художник"

Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.Участники: учащиеся 7 класса Цели классного часа:Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупн...