рисунок гласных-дуэт поэта и художника
план-конспект занятия по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Рисунок гласных – дуэт поэта и художника
Целеполагание. Попробуйте, ориентируясь на тему, предположить, о чем будет наш разговор. Вы никогда не задумывались над тем, случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Почему, например, слово «дуэт» состоит из одних звуков, которые рисуют в нашем воображении определенные картины; а слово «поэзия» - из других? Слова, как мы знаем, обладают лексическим и грамматическим значением, но, оказывается, звуки речи несут в себе определенную информацию, какой-то скрытый смысл. Учитываем ли мы это, когда анализируем текст?
В школьной практике нашили отражение, согласно классификации, предложенной современным лингвистом О.Г.Ревзиной следующие методы анализа текста:
лингвистический;
интертекстуальный анализ;
имманентный ;
миропорождающий.
Теоретическая часть. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с альтернативной методикой интерпретации текста, разработанной калининградским ученым-лингвистом Александром Павловичем Журавлевым, которая отвечает последним «тенденциям моды»: активизирует исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивает интеграцию русского языка и литературы, является благодатной почвой для создания проектов, помогает разнообразить учебный материал, связанный с изучением фонетики, а главное, побуждает учащихся к творчеству.
Итак, ученый предположил, что существуют определенные ассоциации между звуком и цветом, между звуком и образом. Так, например, испытуемым предлагалось соотнести гласные буквы с каким-либо цветом, точнее «окрасить» буквы в разные цвета. Почти все респонденты, а их были тысячи, были единодушны в своем выборе, а именно:
А – ярко-красный,
И – светло-синий, голубой,
О – светло-желтый,белый
У – сине-зеленый,
Ы –темно-коричневый или черный,
Э – желто-зеленый.
Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользуются поэты. Вспомнить того же Белого, который слова стремился передать в движении и поэтому на своих лекциях отчаянно жестикулировал. И сейчас я предлагаю проверить теорию, обратившись к фрагментам стихотворений К.Бальмонта «Фейные сказки» и посмотреть, какого же цвета страна фей.
В буклете у вас небольшая памятка, ее можно предложить ученикам перед началом работы, а также задать ряд наводящих вопросов, которые подскажут направление работы. Например:
(вопросы на первичное восприятие)
Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Какие образы предстают в воображении?
Проведите цветовой анализ.
(прием устного словесного рисования)
Какие звуки доминируют и какой эффект этим достигается?
Подберите образный ряд предметных ассоциаций к каждому цвету; подумайте, какие предметы будут изображены на картине.
Как оттенки цвета (теплые, холодные) передают чувства автора?
Нарисуйте увиденную картину словами.
Чем обусловлено обращение к циклу «Сказки феи»? Во-первых, стихотворения небольшие по объему, а значит, с ними легко работать; во-вторых, на основе анализа этих, казалось бы, детских произведений можно сделать неожиданные выводы; в-третьих, стихотворения подходят для аудитории любого возраста. Для старшеклассников работу можно усложнить: например, предложить сравнить звуковою теорию Журавлева и самого Бальмонта (статья «Поэзия как волшебство»).
Кстати, поскольку изменение качества гласных на письме не отражается, можно выйти на принципы графики; и если безударное положение – сигнал орфограммы, то и вспомнить определенные орфографические правила.
Практическая часть
Первая группа
Трудно фее
«Фея», – шепнули сирени,
«Фея», – призыв был стрижа,
«Фея», – шепнули сквозь тени
Ландыши очи смежа.
И- 9
А – 6
Ы – 6
Э - 5
У – 2
О - 2
Модель ответа. В тексте доминирует звук И – цвет бескрайнего голубого неба, значит, фея находится в движении, между небом и землей. Хотя в тексте нет слов с корнем – зелен-, благодаря звукам Э и О мы чувствуем пространство леса. Таким образом, на уровне звуков предстает сине-зеленый с проблесками желтых вкраплений лес, где живет маленькая фея. Желтый О переносит в ранний летний вечер. Уходящие лучи солнца пробиваются сквозь листву, но «привкус» желтого содержится и в звуке «Э». Красный цвет, рожденный звуком А, лишен агрессии, а придает Фее, на наш взгляд, какую-то кокетливость. Звук Ы не рождает мрачность, скорее, это цвет влажной земли, стволов деревьев. Огромный мир и маленькая, хрупкая фея, которой нужно быть такой сильной и доброй, ведь она за всё в ответе…
Вторая группа
Колыбельная для феи
Детка, хочешь видеть Рай?
Все забудь и засыпай.
Лишь храни мечту свою,
Баю-баюшки-баю
А – 10
И – 8
У – 5
О – 2
Ы - 1
Э – 1
Модель 2. Красный – ассоциации со словом красивый, прекрасный; цвет любви. Избыток красного переполняет сердце желаниями. Не случайно говорят, что сны – это наши нереализованные желания. Второй по частотности употребления светло-синий И. Ночью, полагаю, мало света, значит развивает мотив тайны, чего-то неведомого. Картина передана в теплой цветовой гамме (звук Ы упоминается единожды), зато светло-желтый о и светло зеленый Э привносят теплые тона. Это счастливый, спокойный сон. Поскольку инструментовка все-таки на красный А, то предметы на картине будут расположены следующим образом: красный цветок, а в центре – спящая фея.
Работа с иллюстрациями (сравнить предположения/модели ответа с работами художников)
Вывод. Конечно, универсального способов познания искусства не существует. Но, наверное, не случайно поэт дарит свой внутренний мир через слово, а художник - через рисунок. И в этом неожиданном ракурсе по-новому звучит дуэт поэта и художника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.
Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....
«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»
Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"
Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...
Урок русского языка в 5 классе "Времена года в изображении русских поэтов и художников "
Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, уме...
"С запада падает красный снег"... В.В.Маяковский:поэт и художник Первой мировой
В данной презентации раскрывается ещё одна грань творчества В.В.Маяковского периода Первой мировой войны. Немало лубков-плакатов и лубков-открыток было им создано в поддержку воинов...
"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"
Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...
сценарий внеклассного мероприятия "Лермонтов.Поэт. Переводчик. Художник"
Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.Участники: учащиеся 7 класса Цели классного часа:Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупн...