Урок русского языка "Глагол" - презентация
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_obobshchenie.ppt | 1.05 МБ |
glagol_obobshchenie_5_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по русскому языку для 5 класса
по теме
Разработала:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2012г.
Цель: 1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме:
«Глагол».
2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при
написании глаголов, умение использовать глаголы в речи.
3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Ход урока:
(слайд №1)
1. Орг. момент
(слайд №2)
2. Учитель читает стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
(В.Кондрашов)
(слайд3)
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все … Кто ребята?
3. Объявляется тема, цель урока.
- Сегодня мы с вами повторим все, что изучили об этой удивительной части речи-глаголе. Запишем число и тему урока.
4. Слово учителя:
(слайд №4)
«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов)
Вопрос: каков же словесный портрет глагола?
Нам расскажет об этом …. (отвечает подготовленный ученик)
Жил – был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, который может все. А вы как думаете, на что похож Глагол? Почему? (ответы учеников)
Учитель: Глаголия – это целая страна, по которой мы сейчас будем путешествовать.
5. Работа с текстом.
(слайд №5)
- Выразительно прочитаем текст:
В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идете по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике.
(Д. Мамин-Сибиряк)
Вопросы:
- Почему человек чувствует себя дорогим гостем на этом празднике?
- Что нужно сделать, чтобы сохранить праздник?
Задание: назовите все глаголы в тексте, докажите, что это глаголы.
6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3-х учеников по карточкам у доски)
- Что такое глагол?
- Как пишутся не с глаголами?
- Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах, приведите примеры.
- Расскажите о буквах е-и в корнях с чередованием, примеры.
7. Проверка карточек
Карточка №1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить выбор орфограмм.
Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.
Мне сегодня (не)здоровится.
Надо труди…ся, а (не) лени…ся.
Мы (не)доумеваем.
-Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание -тся и -ться в глаголах?
Карточка№2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.
Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.
-Когда пишется е, а когда и в корнях с чередованием?
Карточка №3
Задание: выполните морфологический разбор глагола.
Светит солнце
-Какие морфологические признаки есть у глагола?
8. Повторение спряжения глаголов.
- Часто у детей возникает трудность в определении спряжения глаголов.
Давайте вспомним схему спряжения глаголов
(слайд №6)
-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
-Какие – к 1 спряжению?
(слайд №7)
-Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения?
-2-го?
Карточки слабым ученикам
Ученик на доске выполняет следующее задание:
9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2-го лица ед.числа настоящего времени, объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назови местоимение 2 лица ед.числа
Смотреть
Укрывать
Гнать
Таять
Стелить
Кормить
Наблюдать
-Сделай вывод о правописании мягкого знака в глаголах.
10.Работа с перфокартами.
- На столе у вас лежат перфокарты, работаем с ними. Задание: определить окончание глаголов 3-го лица ед.числа и написать букву е или и.
1.дыш…т 11.руб…т
2.бор…тся 12.ед…т
3.стро…т 13.выход…т
4.та…т 14.чувству…т
5.кле…т 15.меня…т
6.стел..т
7.ла…т
8.слыш…т
9.вид…т
10.кол…т
11. Упражнение «Перепутаница»
(слайд №8)
-Ученик неправильно составил 3 карточки по теме: «Время глагола», исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.
№1 № 2 №3
уплыл говорят купят
играют читают посмотрят
принесли нарисуют увидят
написал выполняют гордятся
-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?
12. Самостоятельная работа
(слайд №9)
Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:
- Чужую беду руками легко развести. (разведу)
- Близок локоть, да не укусить. (укусишь)
- Это цветочки, а ягодкам быть впереди. (ягодки будут впереди)
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
13. Определение глаголов по морфологическим признакам
(слайд №10)
Задание: прочитаем выразительно предложения:
Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.
Над нами со свистом проносятся утки.
Туман клубится над водой.
Найдите слова по грамматическим признакам:
А) глагол 2 спр, стоит в наст.вр., 3-м лице, мн.числа (проносятся)
Б) глагол 1 спр., стоит в наст.вр., 3-м лице, ед числа. (бормочет)
В) существительное 2 склонения, м.рода, стоит в тв. падеже, ед.числа ( со свистом)
-Найдите слово, которое соответствует данной схеме, докажите (проносятся)
14.Физминутка (звучит музыка природы)
-А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в вашем воображении?
15.Творческая работа
(слайд №11)
Задание: используя данные глаголы, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Весенний дождь»
Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.
16. Подведение итогов урока.
-По какой стране мы сегодня путешествовали?
-Что такое глагол?
-Какие морфологические признаки имеет глагол?
-Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?
17. Домашнее задание.
(слайд №12)
1. Повторить орфограммы № 21-25,
2. На «5»- упражнение № 713
На «4»- упражнение № 716
18. Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)
Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...
«Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Презентация к проекту
Данная презентация прикреплена к теме проекта «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка»...
Самостоятельная работа на уроках русского языка (презентация)
Презентация о методах и приемах самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)
Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше время экзамен по русскому обязателен....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Типовые задания для формирования УУД на уроках русского языка. Презентация.
Типовые задания для формирования УУД на уроках русского языка составлены для учащихся 5 класса по УМК Ладыженской...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...