урок по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Галашина Нина Геннадьевна

Лесков "Человек на часах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума – дума о России»                                     ( М. Горький)

                          Ход урока.

1.Оргмомент.

Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Первая стадия.

Стадия вызова

- Ребята, вы с большим интересом отнеслись к сказу Н. Лескова «Левша», после изучения которого вам было предложено прочитать рассказ-анекдот «Человек на часах».

   На уроке, посвящённом этому произведению,  отправным пунктом будут слова, сказанные самим автором в начале рассказа. Слайд с  текстом 1 главы выведен на экран. Чтение и поиск ключевых слов.

   - Вымышлены или действительно имели место данные события? Дети находят и читают слова: «Вымысла…  нет нисколько».

   - А где и когда происходят данные события? Предлагается выборочное чтение. Одновременно показ на слайдах вида Зимнего дворца и Петербурга. Выбранный материал – 1839 год. Зима. Петербург. Зимний дворец. Нева. Рота Измайловского полка, дворцовый караул. – гл. 2

   - Ещё не приступив к повествованию о том, что случилось, Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте.

    - Обратили ли внимание на слова? «Здесь, в это время и развёртывается событие трогательное и ужасное по своему значению». А теперь снова вернёмся к 1гл. и обратим внимание на то, в каком жанре автор описывает это событие. Чтение. Работа со словарём. «Анекдот – краткий  смешной рассказ с необычным концом».

   - Значит произведение смешное? Сюжет напряжённый, а развязка неожиданная? Ещё раз вернёмся к словам Лескова «…событие трагическое и ужасное…»

   - Так что же  всё-таки за событие произошло? Пересказ основного события.

     - А что за человек  солдат Постников? Выборочное чтение. «…из дворовых господских  людей…человек нервный и очень чувствительный …солдат умный, исправный, с рассудком ясным…»

Второй этап.

Смысловая стадия.

- Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал, стоящий в этот момент на посту.                                                         

-Что он испытал, когда услыхал, что в полынье «заливается человек и отчаянно просит о помощи…»? Ответы – «приходил в оцепенение», «в ужасе оглядывался», «стал соображать, как спасти».

  - Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, борьбу, которая длится «получас», что за это время человек «истерзался сердцем». Далее прошу прочитать на слайде текст так, чтобы слушатель почувствовал, что это мука, страдание.

 

Проблема1.

  - Что же с чем борется, что вступает в противоречие? Человек не выдержал и покинул свой пост. В человеке боролись как бы два человека, кто победил? Дети отвечают: «Человек! Сострадание!» и читают начало 5-ой главы. А потом сами по-своему определяют поступок Постникова.

  - Вот какие слова по этому поводу сказал автор: «…на него напало искушение… под влиянием увлечения благороднейшим состраданием». Попробуем разобраться, что означают эти слова.

   Сначала выслушиваю предположения учеников, затем внимательное чтение и записывание в тетрадь определений со слайда.

   «Сострадать – разделить боль, страдания; боль другого услышать, понять, помочь; быть человеком».

  «Искушение – соблазн, желание запретного.»

                                

           - Почему необходимо, чтобы в человеке человеческое     торжествовало?

  Дискуссия приводит к новым понятиям человечность и долг, дети увидят их взаимодействие. Работа с новыми словами. После обсуждения дети придут к выводу: «Долг нельзя выполнять слепо в ущерб интересам людей, человечности».

Проблема 2.

- А какие последствия имел этот, казалось бы, невинный случай? Краткий пересказ содержания. Начальники Постникова стали искать «…если не оправдание, то хотя извинение такому поступку, как оставление часовым своего поста, было невозможно».

  Далее заранее подготовленный ученик рассказывает о порядках в николаевской армии.

 - Что же волновало офицеров в России? Собственная карьера, боязнь последствий.

  - Что делают они, чтобы не было последствий? Выдвигают «лжегероя», изворачиваются каждый на своём месте.

  - Нарушили офицеры свой долг? Во имя чего они это сделали? Может быть, это так называемая святая ложь во имя спасения простого солдата? Нет. Вспоминаем, как заботился Свиньин о том, чтобы на его служебную карьеру « ни одна пылинка не села». Они нарушают служебный долг в личных, корыстных целях.

   Казалось бы инцидент исчерпан. Но Свиньин «на всякий случай», чтобы оградить себя от последствий

       почему-то решил «поставить все точки над j» и наказал «милосердною» рукой 200 розгами нашего героя. Унижено человеческое достоинство, оскорблён человек. Жестокое ли это наказание? И снова вспоминаем слова: «Событие это трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы».

Третья стадия.

Стадия рефлексии.

 Хотелось, чтобы ребята продолжили приготовленную заранее в тетради мини-схему:

 

                         Милосердие

Постникова                           Свиньина

во имя спасения                унижение человеческого

                                               достоинства

жизни человека                  оскорбление благороднейших чувств

   Вернёмся к жанру рассказа.

   - Так в чём же здесь анекдот?  Почему Лесков пишет:

            «Развязка дела так оригинальна, что подобное ей едва

возможно где-нибудь, кроме России».

Вывод учащихся: анекдотичность этого случая в том,

что при явном для всех чинов жульничестве офицер

инвалидной команды получает награду, а настоящий

герой, который жертвовал жизнью, наказан.

  - В каком ещё произведении Лескова присутствует

анекдотичность? В «Левше».

   - Оказывается, это явление в России – дело обычное.

Документальность мы подтверждали в начале работы.

Анализ эпиграфа.

  Исследовательская деятельность:

  - Рассказ  назван «Человек на часах», а не «Солдат на

часах»? Если это реальный факт, то, может быть,  мож-

но  было назвать «Постников на часах»?

  - А если выделить в названии главное слово, то какое?

    Оба слова несут одинаковой силы смысловую нагру-

зку, но человек с большой буквы во все времена

чтится другими людьми.

Вывод :  Таковы герои Лескова, таков и сам писатель.

Он гордится своим народом и в то же время испыты-

вает горькое чувство, вызванное униженностью и

бесправием простых людей, чутких, честных, чувстви-

тельных…

 Подведение итогов урока.

-Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

- Назовите ключевые слова урока.

- Какую информацию для себя получили?

Где используете?

        - А теперь посмотрите. Здесь на экране вы видите

кувшин эмоций. Попробуйте оценить свою работу

 на уроке.

 - Поднимите руку те, кто доволен своей работой.

Теперь те, кому ещё надо постараться.

(Ученики называют понравившиеся цвета, которые

видят на кувшине ).

Домашнее задание: - Можно ли считать Лескова на-

шим современником?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...