Олимпиадные задания
олимпиадные задания на тему
Олимпиадные задания для школьного этапа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады (литература 11 класс)
I. Знание текстов художественных произведений
1. Определите, кому из героев принадлежат следующие слова. Назовите также произведение и его автора.
а) «Прощайте, товарищи!- кричал он им сверху.- Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!».
б) «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так вот бы и села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы… Вот так!
— Полно, ты упадешь».
в) «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».
г) «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите…».
д) «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!».
е) «Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?»
2. Назовите авторов приведенных ниже строк:
1. «Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. | 3. А птичка им в ответ: "Всё скатерть самобранная Чинить, стирать, просушивать Вам будет...Ну, пусти..." Раскрыв ладонь широкую, Пахом птенца пустил. |
2. «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф». | 4. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; |
II. Знание истории литературы. Общая культура чтения
3. Распределите имена поэтов из приведенного ниже списка в зависимости от того, к какому литературному течению каждый из них он примыкал.
- акмеизм
- эгофутуризм
- символизм
- кубофутуризм
- центрифуга
Н. Гумилев, В. Маяковский, И. Северянин, В. Брюсов, А. Ахматова, Ф. Сологуб, Б. Пастернак, О.Мандельштам, С. Есенин, А. Блок, В. Хлебников.
4. Назовите имена русских писателей и поэтов, удостоенных Нобелевской премии по литературе.
III. Знание теории литературы
5. Составьте словарную статью «дактиль» для словаря юного литературоведа. Выберите верный иллюстративный материал, характеризующий это явление:
1) Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж (И. Северянин)
2) Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта (В.Я. Брюсов)
6. О каких литературных понятиях идет речь?
1) Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
2) Условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.
3) Первое и самое значительное из модернистских течений, возникших в России.
4) Как называется лирический жанр, представляющий собой стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали.
5) Что лежит в основе творческого метода сентиментализма?
6) Назовите основные виды комического.
7.Укажите жанр произведения и автора:
«Василий Теркин» | «Горе от ума» | «Очарованный странник» |
«Светлана» | «Тихий Дон» | «На дне» |
8. Назовите три основных рода литературы.
9. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
10. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Как в апреле, по ночам в аллее…» (октябрь, 1917 г.). Дайте своё толкование произведения.
Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.
Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.
Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами —
И опять, опять чего-то жду.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады.
Вопросы и задания по литературе 7 класс
1. Вспомните, из каких произведений эти герои. Укажите авторов и названия произведений.
1) Дефорж;
2) Очумелов;
3) Митраша;
4) Капитон;
5) Хaрлaмпий Диогенович;
6) Лидия Михайловна, Птаха.
2. Какие крылатые выражения пришли из греческой мифологии?
3. Составьте словарную статью «ямб» для словаря юного литературоведа. Выберите верный иллюстративный материал, характеризующий это явление:
1) Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил.
И лучше выдумать не мог (А.С. Пушкин)
2) Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя... (М.Ю. Лермонтов)
4. Соотнесите жанры с произведениями русской литературы, фольклора:
«Вольга и Микула Селянинович» а) историческая баллада
« … Владимира Мономаха» б) историческая повесть
«Тарас Бульба» в) ода
« … на день восшествия на престол…» г) поучение
«Русские женщины» д) былина
«Руслан и Людмила» е) поэма
5. Отгадайте загадки, вспомните название произведения и автора:
"Плохо дому без ушей, а горница без очей".
"Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть".
6. Герой романа Татьяны Толстой «Кысь» очень гордился тем, что навёл порядок в библиотеке. Вот фрагменты той расстановки книг, которую он предложил:
- «Красное и чёрное», «Голубая чашка», «Аленький цветочек», «Белый Бим — Чёрное ухо», Андрей Белый, «Багровый остров», «Черноморское пароходство. Расписание», Саша Чёрный;
- «Муму», «Татарский женский костюм», «Бубулина —народная героиня Греции», «Бибигон», «Дадаисты. Каталог выставки», «Мимикрия у рыб», Чавчавадзе;
- Мухина, Шершеневич, Жуков, Шмелёв, Тараканова, Зайцев, Медведев, Львов, Лиснянская, Орлов, Соколов, Сорокин, Гусев, Курочкин, Соловьёв-Седой;
- Цветков, Розов, Розанов, Вишневский, Яблочкина, Корнейчук, Луговской, Полевой, Степняк-Кравчинский, Степун;
- Глазков, Бровман, Ушинский, Лобачевский, Языков, Шейнин, Бородулин, Грудинина, Пузиков, Телешов, Хвостенко;
- «Волки и овцы», «Коварство и любовь», «Отцы и дети», «Живые и мёртвые», «Война и мир», «Преступление и наказание».
По какому принципу герой расставил книги?
На какую полку попадут Заболоцкий, Лебедев-Кумач, Носов, «Принц и нищий», Гоголь, «Алые паруса», «Белый пароход», Волков, Пастернак, Цветаева, «Толстый и тонкий»?
Заполните полку: «Медный всадник», «Князь Серебряный», . . .
7. В левом столбике расположены отрывки из поэтических текстов, в которых использованы тропы, в правом – даны их названия, но порядок перепутан. Восстановите правильный порядок.
1. Дрожа, холодная рука
Подушку жаркую объемлет а) сравнение
2. Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей? б) метонимия
3. И жизнь уж нас томит,
Как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом в) гипербола
4. Европа ныне восхищена,
Внимая, смотрит на Восток. г) эпитет
8. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:
одинок – порог
прощенье – мгновенье
Укажите, какая это будет рифма.
9. Какую важную философскую и богословскую мысль разъясняет стихотворение Е. Королёвой? В каком жанре русского фольклора эта мысль является главной идеей произведения?
Зло, как снежный ком, катилось
И всё больше становилось.
Тут Добро, как будто солнце,
Глянуло в своё оконце.
И от зла не отвернулось,
А спокойно … улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось?
Зло исчезло. Растворилось.
10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему любимый герой русских сказок – Иванушка-дурачок?».
11. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.
12. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для учащихся 7 класса
1. В каком слове букв больше, чем звуков?
А) поёшь; Б) отъезд; В) майор; Г) письмо.
Оценка: 1 балл.
2. Относится ли слово белый в словосочетание белый хлеб качественным прилагательным?
Оценка: 2 балла.
3. Учитель спросил учеников, какие они знают русские пословицы и поговорки.
А) Андрей сказал: Чем дальше влез, тем ближе вылез.
Б) Боря сказал: В огороде бузина, а в Киеве — дядька.
В) Витя сказал: Тише едешь — дальше будешь.
Г) Галя сказала: Любишь кататься, люби и саночки возить.
Д) Даша сказала: Один с сошкой, семеро с ложкой.
Кто из учеников не справился с заданием?
Оценка: 1 балл.
4. В каком предложении слово весело является именем прилагательным?
(А) Детям весело. (Б) Дитя весело. (В) Весело кататься с горы.
(Г) Дитя весело смеётся. (Д) Дети весело катаются с горы.
Оценка: 1 балл.
5. Из пяти приведённых ниже слов четыре образованы одним и тем же способом, а оставшееся — нет. Найдите это слово.
(А) страшила; (Б) громила; (В) верзила; (Г) кутила; (Д) зубрила.
Оценка: 1 балл.
6. Определите часть речи слова один в предложениях:
1) В дневнике одни пятерки.
2) Вчера я встретил одного человека.
Оценка: 2 балла.
7. Сколько разных падежей представлено в следующих словосочетаниях:
подойти к дому, съесть грушу, прыгнуть с разбегу, выпить чаю, гулять в саду, сидеть с краю, идти по мосту, хранить на шкафу, отвечать учителю?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
Оценка: 1 балл.
8. Какие три из четырёх имён: Юрий, Георгий, Егор, Игорь — имеют общее происхождение?
(А) Юрий, Георгий, Егор; (Б) Георгий, Егор, Игорь;
(В) Юрий, Георгий, Игорь; (Г) Юрий, Егор, Игорь;
(Д) никакие.
Оценка: 1 балл.
9. В каком предложении нет ошибок?
(А) На складе осталось двое пар сапог.
(Б) У магазина томились трое помятых личностей.
(В) В спектакле занято четверо актрис.
(Г) В семье было пятеро детей.
(Д) По обоим сторонам дороги зеленеют деревья.
Оценка: 1 балл.
10. В каком предложении инфинитив употребляется в роли второстепенного члена?
- Понимать – значит сочувствовать.
- Перед грозой рыба переставала клевать.
- Некоторые ученики настолько увлекались зубрежкой, что утрачивали способность понимать прочитанный текст.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Оценка: 1 балл.
11. В записных книжках А.П.Чехова есть фраза: Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Как вы думаете, это шуточное или вполне научная этимология?
Оценка: 5 баллов.
12. Поставьте ударение в словах. Укажите слова, допускающие двоякую постановку ударения.
Щавель, жалюзи, камбала, феномен, мизерный, ржаветь, украинский, ходатайство, кухонный, пиццерия.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
13. Произвести морфемный анализ слов: наклонив, усыпанными, рыбачить.
Оценка: 3 балла.
14. Даны пары синонимов. В какой из пар различие между её членами не такое, как в остальных случаях?
(А) щека – ланита; (Б) глаз – око; (В) лоб – чело; (Г) голова – башка; (Д) палец – перст.
Оценка: 3 балла.
15. Даны пары слов: надеть и одеть, невежа и невежда, скрытый и скрытный. Как называются слова в каждой паре?
(А) омонимы; (Б) антонимы; (В) полные синонимы; (Г) стилистические синонимы; (Д) паронимы.
Оценка: 1 балл.
Ответы:
1. (Г)
2. Слово белый в словосочетании белый хлеб к качественным прилагательным не относится, так как не может быть образовано сравнительная степень (хлеб белее).
3. (А)
4. (Б).
5. (В).
6. В первом предложении слово один является частицей и имеет значение «только»; во втором – местоимением со значением «некоего».
7. (В)
8. (А)
9. (Г)
10. (3)
11. А.П.Чехов в своих записках дает шуточную этимологию слова мужчина. Настоящая этимология: муж > мужик > мужичина > мужчина (и даже мущина) с чередованием к/ч, где суффикс -ин- имеет значение единичности.
12. Щавель, жалюзи, камбала (и разг. камбала), феномен (и устар. феномен), мизерный (и спец. мизерный), ржаветь (и ржаветь), украинский (и устар. украинский), ходатайство, кухонный, пиццерия (пиццерия).
Итак, двоякую постановку ударения допускают слова камбала, феномен, мизерный, ржаветь, украинский, пиццерия.
13.
14. (Г)
15. (Д)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....