Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.
опыты и эксперименты по литературе (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volnolyubivaya_lirika_a.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

А.С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Люди 10-20-х  годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую, увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории – их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия. При этом особые надежды возлагались на Пушкина – как самого талантливого поэта поколения, призванного стать «рупором», «провозвестником» свободолюбивых идей. Оправдает ли поэт эти надежда? Да? Нет? Да – потому что лучше Пушкина никто не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от «малого» ради «великого». Вольнолюбивая лирика Пушкина (1817-1820), по сути, стали программой и манифестом этики.  Нет – потому что «муза» Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина прозвали Прометеем (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы, не признающей никакого самоограничения.

На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу – жертвенного служения. В оде «Вольность» (1817) он отказывается от любви (Афродиты – «Цитеры слабой царицы») и посвященных ей «венка» с «изнеженной лирой»:

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей.

Свободы смелая певица?

В стихотворении «Деревня» (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Поэтический «жар», обращенный на красоты природы и уединенные «размышления», назван «бесплодным».  

В послании «К Чаадаеву» (1818) – все тот же «отказ», на этот раз от всего круга «частных» поэтических тем, от всего «личного»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой.

В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824-го – теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит части клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Надежда поэта вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы – надо вернуться к этим темам, вечным и неизменимым. После перелома 1823-1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретая характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен – и от «властей», и от «народа»:

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от властей, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому.

Политическая лирика после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории; но от чего далека – так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное – остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам – политическим узникам), говорит о простых человеческих добродетелях. Призывает властителя к милосердию, жертвы – к терпенью. Сам же поднимается над схваткой: у истории свой суд, а какой – трудно сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок литературы в 10 классе Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Урок литературы в 10 классе Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина...

презентация к уроку "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"

презентация к уроку литературы "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Презентация "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"

Презентация будет полезна на уроках литературы при изучении лирики А.С. Пушкина...

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Дополнительный материал к уроку.Анализ стихотворений....

Конспект урока тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Конспект урока 9 класс "Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина"...