Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (надомное обучение)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Данный материал может быть полезен учителю, работающему с учениками на домашнем обучении в 5 классе. В примерном планировании уроков по литературе в 5 классе дана пояснительная записка,цели и задачи изучения предмета, примерное распределение учебного материала на учебный год из расчета 0, 5 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2007 год, 9-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (о,5 часа в неделю).

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 5-6 классе  происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Ведущей проблемой курса литературы 5 класса является внимание к книге. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • воспитание речевой культуры учащихся.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006.

3.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод.советы. – М.: Просвещение, 2003.

4.Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 5 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.

Содержание дисциплины

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Знать: о роли книги в жизни человека.

Уметь: рассказать о компонентах книги.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители сказок. (Обзор).

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Знатьо жанрах устного народного творчества, определение, особенности и  композиционные части сказок, виды сказок, сюжет сказок, содержание сказок, героев повествования.

Уметь сочинять загадки, частушки, видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет, рассказать, как оценивают писатели героев народных сказок, читать в лицах, отмечать народные представления о добре и зле, составлять связный письменный текст.

Основные термины по разделу: фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Знать: о литературном памятнике «Повесть временных лет».

Уметь:передать содержание  летописи « Подвиг отрока…».

Основные термины по разделу: летопись, хождение, повесть, погодная запись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Знать:  о творчестве Ломоносова, роды и жанры литературы.

Уметь:отвечать на вопросы учебника.

Основные термины по разделу: роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

.«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Знать:  определение басни и морали, аллегории, сюжет басни, басни наизусть; сюжет сказки Жуковского и героев, историю создания баллады «Кубок»,   нравственно-психологические проблемы баллады; страницы биографии А.С.Пушкина, о прологе к поэме как о собирательной картине народных сказок, сюжет «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», понятие о стихотворной сказке,  рифме, ритме, строфе, сюжет других сказок Пушкина;сюжет сказок Погорельского и Гаршина; страницы биографии М.Ю.Лермонтова, наизусть стихотворение «Бородино», содержание стихотворения; сюжет повести Гоголя, понятие «быль»; содержание стихотворения «На Волге», отрывки из стихов Некрасова наизусть; сюжет рассказа «Муму», о проблеме крепостничества на Руси, понятия «сравнение», «гипербола»; о судьбе Л.Н.Толстого, историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», историю жизни героев, план сравнительной характеристики героев.

Уметь: видеть художественные особенности басен, выразительно читать басни, отвечать на вопросы по сюжету басни, инсценировать их; определять черты народной и литературной сказки; читать наизусть; делать иллюстрацию; доказывать закономерность победы добра в сказках, рассказывать о сказках Пушкина,    читать по ролям;       пересказать нравоучительное содержание    сказки Погорельского;     пересказать историю от  лица «маленькой, вялой травки»,      находить особенности поэтических интонаций стиха,     поделиться мнением от прочитанного,     выразительно читать  стихотворения, характеризовать героев рассказа, описывать героев рассказа, составлять связный текст, работать с тестом, составлять рассказ о героях произведения, анализировать поступки героев, давать определение юмору.

Основные термины по разделу: басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, перекрестная рифма, парная рифма, опоясывающая рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна»,  И.С. Никитин «Утро»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима»,  выразительное чтение наизусть стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Знать: о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств  и настроений.

Уметь:выразительно читать стихи, рассказывать об авторе.

Из русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»  и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России.  Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Знать: о Бунине и Короленко, сюжеты  рассказов,  о портрете как средстве изображения героев, понятие о композиции литературного произведения; о С.Есенине, содержание стихов; о Бажове, содержание сказа;  героев  сказки «Теплый хлеб», сюжет  рассказа «Заячьи лапы» и смысл названия; положительных и отрицательных героев пьесы «12 месяцев»; о  жизни и творчестве Платонова, восприятии окружающего мира героем произведения; об автобиографическом произведении  Астафьева и истории его создания.

Уметь: составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа; характеризовать героев произведения, составлять рассказ о литературном  герое, подтверждая мысли чтением эпизодов, составлять связный письменный текст; отмечать своеобразие языка стихов; составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы; оценивать  поступки героев, рассказывать о роли пейзажа в произведении; рассказать случай из жизни о  каком-либо  животном; рассказать о столкновении добра и зла, оценить поступки героев.

Основные термины по разделу: повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Знать: страницы биографии авторов стихов о войне.

Уметь:выразительно читать стихотворения наизусть.

Произведения о Родине и родной природе.

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б.Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Знать:страницы биографии авторов стихов.

Уметь:выразительно читать стихотворения наизусть.

Писатели улыбаются.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Знать:образы и сюжеты литературной классики.

Уметь: придумывать забавные истории.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.  Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Знать: страницы биографии зарубежных авторов, сюжеты произведений, содержание отдельных глав романа «Приключения Тома Сойера», о друзьях и врагах Герды и Кая, изученный материал по зарубежной литературе.

Уметь: отвечать на вопросы учебника, оценивать поступки главных героев.

Основные термины по разделу: баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа.

Тематика контрольных и самостоятельных работ

Устное народное творчество.

Сочинение волшебной сказки

Из русской литературы XIX века

Контроль техники чтения (на начало года)

Сочинение-отзыв о прочитанной сказке

Обучающее сочинение «Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Му-му»

Домашнее сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Из русской литературы XX века

Контрольное сочинение «Путь Васи к правде и добру»

Урок контроля: тестирование

Классное сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

Писатели улыбаются

Контроль техники чтения (на конец года)

Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

Вн/чт

Соч.

Для самостоятельной работы

1

Введение. Устное народное творчество.

1

1

1

1

2

Из древнерусской литературы

0,5

1

3

Из литературы XVIII век

1

1

4

Из русской литературы XIX века

6

2

4

5

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

1

1

6

Из русской литературы XX века

4

1

4

7

Поэты о Великой Отечественной войне

1

1

8

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

0,5

1

9

Писатели улыбаются

1

1

Из зарубежной литературы

1

2

Итого

17

4

17


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. -  М.: ВАКО, 2005.
  3. Карасева И.В. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 1999.
  5. Я иду на урок литературы: 5 класс. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.  

Литература

1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.

2.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.

3.  Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3.  Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод.рекомендации. – М.: Просвещение, 1996.

4.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

5. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».

6.  Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006.

7.  Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

8.  Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9.  Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения.

Из русской литературы XIX века.

И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору.

К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века.

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Ю.Ким. Рыба-кит.

Из зарубежной литературы.

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Календарно-тематическое планирование

Класс 5 «б»

Учитель: Вороненко Т.Е.

 Количество часов - 17

Всего 17 часовдля самостоятельной работы учащимся дома – 17 часов

В неделю  -0,5 часа

Плановых сочинений  -3

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2012.

Учебник Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012..

Название темы

Повторение

Для самостоятельного чтения

Введение

1

Роль книги в жизни человека

Пословицы и поговорки.

Устное народное творчество

Изучение материала по учебнику литературы

Что такое фольклор? Фольклорные жанры

Чтение сказок ,нарисовать иллюстрации к сказкам

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Сказители

Волшебная сказка «Царевна — лягушка»

Фонохрест.

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Фонохрест.

Древнерусская литература

2

Общее представление о древнерусской литературе

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Фонохрест.

Русская литература XVIII века

3

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру». Роды и жанры литературы

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Русская литература XIX века

4

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом»

Фонохрест.

Вн.ч. Жанр басни в мировой литературе

И.А. Крылов. Басни.

В.А.Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (выучить отрывок).

Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Фонохрест.

5

А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила»

Презентация

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

Фонохрест.

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»» выучить отрывок.

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

7

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Самостоятельное чтение сказки, ответы на вопросы в учебнике

Герой сказки и Чернушка. Сопоставление сказки с народными волшебными сказками

В.М.Гаршин «Айа1еа рппсез». Выразительное чтение сказки

8

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Композиция, особенности повествования. Художественный анализ текста

Фонохрест.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Главный герой произведения

Н. В. Гоголь. «Страшная месть».

Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге»

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Выучить отрывок из стихотворения «На Волге»

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Фонохрест.

9

И.С. Тургенев «Муму». История создания рассказа. Знакомство с героями.

Презентация

Самостоятельное чтение, деление текста на части, озаглавить их

Герасим в деревне и в городе

Герасим и дворня. Возвращение Герасима в деревню

Фонохрест.

Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?»

Самостоятельное изучение темы. А.А.Фет «Чудная картина», «Весенний дождь»А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

10

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Презентация

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

Самостоятельное  чтение рассказа, пересказ одной из глав по выбору учащегося

Жилин и Костылин

Фонохрест.

 Сочинение  «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Р/р. Как работать над сочинением. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Фонохрест.

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия»

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. А.Н. Майков. А.Н.Плещеев.И.С. Никитин. Повторение. Майков. А.Н.Плещеев.И.С. Никитин.

Фонохрест.

Выучить одно из стихотворений по выбору

Средства художественной выразительности

Фонохрест.

Русская литература XX века

11

Обучение анализу лирического произведения. И. А. Бунин «Косцы».

Лирическое произведение

Фонохрест.

В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Повесть

Самостоятельное чтение рассказа

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Сравнение

Р/р. Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Сказка Размеры стиха

Фонохрест.

С. А. Есенин «Я покинул родимый дом».

12

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».

Сказка

П. П. Бажов. Каменный цветок.

Вн.чт. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки

13

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Сюжет

Реальное и фантастическое в сказке.

Фантастика

Рассказ

Фонохрест.

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Пьеса

Фонохрест.

Чтение сказки и просмотр м/ф

Положительные и отрицательные герои в сказке.

Эпизод

А. Платонов «Никита». Комментированное чтение.

Герой литературного произведения

Фонохрест.

14

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Автобиография

Презентация

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Ю.Ким. Рыба-кит.

Человек и природа в рассказе.

Пейзаж

15

Поэты о ВОв. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Тема

Фонохрест.

Выучить отрывок из стихотворения

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Рифма

Фонохрест.

15

Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. И.А. Бунин. Д. Кедрин . А. Прокофьев. М. Рубцов.

Фонохрест.

Выучить стихотворение

Дон-Аминадо «Города и годы».

Композиция

Фонохрест.

16

Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов. «Кавказский пленник».

Юмор

Фонохрест.

Самостоятельное чтение рассказов

Саша Черный «Игорь - Робинзон».

Подтекст

Р/р Забавные истории на основе прочитанного

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

Описание

Зарубежная литература

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

17

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Стихотворение

Самостоятельное чтение рассказов

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Портрет

Фонохрест.

Герой на острове. Устройство жизни.

Развязка

Моя любимая сказка Андерсена.

Х.К. Андерсен «Снежная королева». «В какой длинный путь она отправилась ради него...».

Кульминация

Жорж Санд «О чем говорят цветы».

Жанр

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Деталь

Фонохрест.

Самостоятельное чтение

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

Легенда

Итоги учебного года. Задание на лето



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование по математике  для  обучения  учащихся  на  дому.    Общее  количество  часов – 70  часов,  (2 ча...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс (надомное обучение)

Планирование составлено на основе программы  по географии под редакцией Е.М. Домогацких для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское сл...

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...