Проект к 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова
презентация к уроку по литературе на тему

Файлы проекта, посвящённого 300-летию М.В. Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_proekta_lomonosov_m.v._300_let.docx28.21 КБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

«Гений русской науки»

Цели:

  • Изучить биографию великого русского ученого;
  • Показать, какой вклад внес Ломоносов в развитие России;
  • Развивать свой кругозор, научиться анализировать факты;
  • Представить жизнь  и деятельность Ломоносова как образец для подражания;
  • Воспитывать нравственные качества, любовь к знаниям и любовь к Родине.

, которому в этом году отмечается ровно 300 лет со дня рождения.


Слайд 1 – Указ президента

Слайд 2 Наш проект называется «Гений русской науки» и посвящён он великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Работая над проектом, мы посетили Музей истории МГУ, были на месте Греко-латинской академии, в Храме святой Татьяны, посмотрели фильм «Михайло Ломоносов», прочитали книги о нём.

А сейчас мы приглашаем вас отправиться в путешествие Слайд 3 в далекий 18 век в Архангельскую губернию Поморского края.

8 ноября в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры, Слайд 4 родился М.В.Ломоносов.

Детство Михайлы было трудным. Слайд 5 С малых лет плавал он с отцом по Белому морю, Северному Ледовитому океану, помогая отцу в его рыболовном промысле.

 

От отца к сыну передавали рыбаки знания о море. Подводные острова, камни, капризы ветров записывались в поморский журнал. С большим интересом наблюдал Михайло жизнь и природу родного края.

Трудные условия жизни сделали Ломоносова сильным, смелым, упорным, наблюдательным человеком. Эти качества не раз пригодятся ему в жизни.

Его интересовало всё:

  • Почему движется стрелка на компасе?
  • Откуда берётся свечение на небе - «Северное сияние»?

Слайд 6 Каменный лабиринт времён неолита на Соловках. 2000 лет до нашей эры. Учёные выяснили, что только на этих островах их  насчитывается 33 из двухсот в мире.

Михайло пытался разгадать: Откуда они? Что это за чудо?

Как выйти из этого лабиринта? Ведь можно было перешагнуть через камни, но упрямый юноша ищет выход.

Его интересовали разгадки непонятных явлений. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Слайд 7 Посвящал им всё своё свободное время и называл «вратами своей учености» Слайд 8 «Арифметику» и старинную славянскую «Грамматику», напечатанные в Петербурге в эпоху Петра.

Изба (сценка)

Много раз спрашивал Михайло разрешения у отца учиться в Москве, но Василий Дорофеевич был категорически против. Видел он его своим преемником в рыбацком промысле. Но у Михайлы была заветная мечта – учиться. И отправился Михайло к соседу Слайд 9, который и раньше поощрял его желание.

М.Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.

Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта в Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.

М.Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дома уйду.

Фома Иванович: Ладно, будь по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.

М.Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.

Прошло несколько дней. Слайд 10 В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом. Сквозь обжигающий леденящий ветер, замёрзший, голодный днями и ночами упорно шел Михайло.

На третьи сутки он достиг Антониево-Сийского монастыря. Здесь задержался ненадолго, заработал немного денег и с первым рыбным обозом ушёл в Москву.

Слайд 11 Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянина, в 19 лет он поступает в Славяно-греко-латинскую Слайд 12 академию - первое высшее учебное заведение Московской Руси. Он не постеснялся учиться с мальчиками, которые были его гораздо младше. Жилось ему очень трудно. На содержание ему выдавали по алтыну (три копейки в день).

За каждую провинность били розгами. Чтобы было чем писать, ученики с осени ходили на Чистые пруды, где собирали гусиные Слайд 13 перья, которыми запасались на всю зиму. В сырых классах было темно. Всё это не оттолкнуло Ломоносова от занятий науками. В этих трудных условиях Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. Он усердно изучал латынь, без знания которой тогда невозможно было заниматься науками.

Теперь на месте этой академии, недалеко от Красной Площади, Слайд 14 находится Гуманитарный университет. Мы долго стояли перед входом в здание, живо представляя, что когда-то именно здесь ходил сам Михаил Ломоносов. Слайд 15(гимн студентов)

По окончании академии Ломоносова в числе 12-ти лучших учеников посылают Слайд 16 учиться в Петербург, а потом  Слайд 17 - в Германию, где в то время работали известные учёные.

В Россию он возвращается с огромным запасом знаний и сразу принимается за работу. Слайд 18 Им были сделаны открытия в различных областях знаний.

1. Он организовал первую в России химическую Слайд 19 лабораторию. Наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Лично он создал более сорока мозаичных картин. Самая известная Слайд 20 - "Полтавская баталия".

2. Изобрёл ряд научных приборов Слайд 21: термометр, зрительные трубы, горный компас, телескоп. Мы видели эти приборы в музее университета.

3. Открыл Слайд 22 атмосферу на планете Венера с помощью зеркального телескопа собственного изобретения.

4.  Составил Слайд 23 карту полярных стран и генеральную карту России

5. Объяснил природу Слайд 24 северного сияния.

6. Открыл в Петербурге первый в России Слайд 25 фарфоровый завод, где изготавливались сервизы и вазы.

7. С Ломоносова начинается наша литература. Слайд 26 Он сочинил множество стихов и од, ставших образцом стиля для русских писателей. Написал первую русскую грамматику. Дал названия частям речи.

8. Написал учебник русской истории. Доказал, что древнерусский язык произошёл из славянского языка.

9. Великий русский ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский Слайд 27 университет, в который могли поступить не только дворяне, но и простые крестьяне.

Мы узнали, что первый университет находился на месте нынешнего исторического музея на Красной площади. Слайд 27(клик мыши) В 1812 году во время пожара он сгорел. Позже недалеко от центра построили новое здание университета и храм святой Слайд 28 Татианы,  в притворе которого стоит самый первый памятник Ломоносову.

В 1953 г. на Ленинских Слайд 29, а теперь Воробьёвых горах вырос комплекс Московского государственного университета. Рядом -Ботанический сад, лаборатории, библиотека. Перед зданием главного корпуса поставлен памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову. Слайд 30 Побывав в музее МГУ, мы узнали, что первая в стране газета «Московские ведомости» начала издаваться в типографии университета.

Мы разглядывали старинные фотографии ученых, многих из которых обучал сам Михаил Васильевич Ломоносов.

Слайд 31 300 лет отделяет нас от его жизни, его судьбы. Русский народ любит и помнит его как гениального учёного, патриота и просветителя. Уже при жизни ученого велика была его слава, причем не только в России, но и в других странах.

 

Слайд 32 Имя его носят города и сёла, улицы и площади, учебные заведения.

Слайд 33 Воздвигнуты памятники Ломоносову  на родине, в Москве, в Петербурге.

Слайд 34 Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана, кратеру на Луне, малой планете.

Слайд 35 За выдающиеся открытия учреждена медаль имени Ломоносова.

В прошлом году отмечался  юбилей МГУ – 255 лет со дня основания. Слайд 36 Воспитанники нашего интерната были в числе приглашенных. 

Слайд 37 

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.



Предварительный просмотр:

Век восемнадцатый – России просвещенье,

Расцвет в науке, шаг в литературе

Образования явилось вдруг знаменье

И настоящий человек заложен в той натуре

Открытия его нам до сих пор известны,

Важны и применяются сейчас

И иностранцев нам высказыванья лестны,

Что это был России час.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий сын нашей великой страны. О нём наш проект.

Над этой темой мы работаем  второй год и уже представляли творческий проект «Гений русской науки». А сейчас мы исследовали его деятельность в области развития российского образования.

Ломоносов был убежден, что только образованная и просвещенная Россия может занять достойное место среди передовых стран и стать непобедимой.

Сегодня точно так же, как и триста лет назад, России нужны образованные люди, которые смогут сохранить, использовать и приумножить потенциал нашей страны, поэтому идеи М.В.Ломоносова как никогда актуальны.

____________________________________________________

В основе современных школ и ВУЗов лежат идеи, которые более двух столетий назад, выдвинул великий учёный.

Цель нашей работы – показать важность и актуальность вклада М.В. Ломоносова в дело развития российского образования. Мы прочитали много книг, газет, журналов о жизни и деятельности ученого,  просмотрели документальные и художественные фильмы, и даже сняли свой фильм.

 Побывали в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, в типографии, в обсерватории, в Историческом музее, в библиотеке МГУ, в Ботаническом саду, в храме Святой Татианы.

И даже в Санкт-Петербурге! Посетили музей Ломоносова в Кунсткамере, Академию Художеств, Петропавловскую крепость, Эрмитаж, где в это время проходила юбилейная выставка «Ломоносов и Елизаветинское время».

Мы узнали, что прах Ломоносова покоится в Александро-Невской Лавре.

С чувством глубокой благодарности мы почтили память великого ученого и патриота. Вспомнили о его детстве, юности. Куроостров, Белое море, корабль «Чайка».

Он же мог стать отличным рыбаком, зажиточным помором, каким хотел увидеть его отец. Но пытливый ум и непреодолимая тяга к знаниям побудили 19-летнего юношу покинуть отчий дом и отправиться в Москву – учиться.

Без всяких протекций и связей за считанные годы гениальный крестьянский сын превратился в первого русского академика. Сколько же он сделал для России!

 

Организовал первую в России химическую лабораторию - одну из лучших в Европе. Провёл здесь тысячи опытов, открыл секреты окрашивания стекла, изготовил смальты для мозаик.

Оказывается, нынешние цифровые технологии основаны на том же принципе, что и мозаики. А самую важную часть компьютера – процессор - делают на основании кремния – того же элемента, что и стекло.

Секреты производства процессоров не разглашаются, поэтому мы

вынуждены покупать компьютеры за границей. Кто знает, если бы не умер так рано Ломоносов -   не надо было нам  покупать  компьютеры за рубежом.

Всё, что делал М.В. Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. А строить здание науки невозможно без опоры на образование. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. Знал на собственном опыте, как тяжело пробиться детям из простых людей.

Всегда говорил: «Тот почётнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».

И поэтому решительно добивался, чтобы всем был открыт доступ к образованию. Старался всячески помочь: устраивал общежития, добивался  материальной поддержки. В течение 20 лет Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране. Этот период назвали новым периодом русской образованности.

Основой обучения Ломоносов считал родной язык и утверждал, что русские учёные должны читать лекции на русском языке. Он сам разрабатывал лекции, был автором учебников. Издавал книги и даже  поручал купцам торговать ими по всей России. Основу современной школы заложил именно Ломоносов.

Звенит звонок, начинается урок, потом перемена – такая система называется классно-урочной. Её разработал и внедрил Ломоносов.

-------------------------------------------------------------------------------------

На уроке учитель проверяет домашнее задание, объясняет новый материал, ставит оценки в журнал и дневник – это тоже придумал Ломоносов. Правда, оценки тогда ставили буквами.

-------------------------------------------------------------------------------------

Ломоносов высоко ценил трудолюбие и был противником безделья и праздности. Считал, что главный труд для молодых людей – учение.

Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

его пути – ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье...

Университет разместят прямо на Красной площади, в здании аптеки у Воскресенских ворот. Сегодня на этом месте находится Исторический музей.

-------------------------------------------------------------------------------------

Позже построили здание на Моховой, а рядом храм святой Татианы. Мы были в этом храме, в притворе которого стоит самый первый памятник Ломоносову.

-------------------------------------------------------------------------------------

Через год при университете были открыты  типография,   издательство, книжная лавка. Университет начал   выпускать газету  «Московские ведомости». Это была первая и в течение пятидесяти лет  единственная газета в Москве.

Вокруг университета сразу стала выстраиваться вся система образования, включающая в себя гимназии, пансионы, другие учебные учреждения. Университет без гимназии – «как пашня без семян» -  писал Ломоносов.

 

Мы узнали, что в разные годы здесь учились Фонвизин, Жуковский, Лермонтов, Островский, Тургенев, Чехов. Однокурсником и другом Чехова был Григорий Иванович Россолимо, имя которого с гордостью носит наша школа.

-------------------------------------------------------------------------------------

В Московском университете работали выдающиеся ученые. Их дела – достояние отечественной истории, гордость нашего народа.

Заветная мечта первого русского ученого – видеть Россию просвещенной – осуществилась.

Собственные Платоны и быстрые разумом Невтоны доказали, что Россия стоит на передовых позициях мировой науки. Научные центры, мощные компьютеры, супервычислитель, четыре университетских спутника, филиалы. Из 18 российских нобелевских лауреатов, 11 – выпускники и профессора МГУ.

_________________________________________________________

На 31 этаже МГУ, в музее студенческого творчества, мы познакомились с удивительным человеком – Юрием Нечипоренко,  преподавателем  и детским  писателем. Он подарил нам свои книги и много рассказал о русском самородке. Особенно нам понравилась его мысль, что не будь Ломоносова, не стала бы Россия великой державой и наш исторический путь был бы иным.

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий сказал, что Ломоносов «проложил мост из прошлого в будущее, заложив основу всего российского образования». Этот фундамент оказался настолько прочным, что никакие реформаторы разрушить его не смогли.

 

Работая над этой темой, мы сделали для себя открытие: до этого исследования знали о М.В.Ломоносове как о великом учёном, а теперь мы открыли нового Ломоносова – великого педагога и основоположника российского образования.

------------------------------------------------------------------------------------

Где-то память все еще жива,

Ну, а где-то возродится снова.

Связаны Архангельск и Москва

Нитью Ломоносовского слова.

Человек протянет эту нить

Памятью от прадеда до внука.

Мы же верим: вечно будет жить

Русский дух и русская наука!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Музыкальная викторина, посвященная 75-летнему юбилею В.В. Шаинского

Задачи:1.Обучающая-познакомить с творчеством композитора В. Шаинского.2.Коррекционная- развитие голоса, внимания, памяти, мелкой моторики.3.Воспитательная- прививать любовь к музыке, чувство дружбы....

открытое бинарное занятие по физике и химии, посвященное юбилею М.В. Ломоносова

Данное занятие проводится  по окончании второго курса. Занятие посвящено выдающемуся русскому ученому М.В. Ломоносову. Цель занятия показать взаимосвязь между предметами: физика, химия, география...

К юбилею Михаила Васильевича Ломоносова

Неизмеримо велико значение вклада М.В.Ломоносова в развитие российской  науки и промышленности. Заинтересовать учащихся,  помочь проникнуть уважением и восхищением к  соотечественнику,...

ПРОЕКТ "ПОЮЩАЯ КУБАНЬ" посвящённого 70 – летнему юбилею Великой Победы.

Цели и задачи проекта-конкурса:. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи;. приобщение к культурному, историческому наследию нашей Родины через музыкальное  хо...

Республиканский проект «100 имен Тувы», посвященный 70- летнему юбилею добровольного вхождения ТНР в состав СССР " Чургуй-оол Н.Х – Герой Советского Союза"

Сегодня в селах и городах Тувы стоят обелиски и памятники в честь земляков, отдавших свои жизни в борьбе  с немецко-фашистскими захватчиками. Из них особо выделился мой двоюродный прадед – ...

к юбилею М.В. Ломоносова

Содержание патриотического воспитания включает воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины...