Лирика Есенина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Так пишет С.А. Есенин о своем доме в селе Константиново, близком ему с детства. В доме его царила атмосфера уюта, простого крестьянского быта, так полюбившаяся ему.
Эту народную атмосферу передает и само село, природа рязанской губернии.
«В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», - вспоминал поэт, «худощавый и низкорослый средь мальчишек всегда герой».
«Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства.
«Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.»
И костер зари, и плеск реки Оки, находившейся недалеко от дома, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь – вся красота родного края годами вылилась в стихи, полные любви к русской земле:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.»
Но рано юный Есенин покинул родное село, в 17 лет, и, как оказалось, навсегда. «Теперь он ходит в цилиндре и лакированных башмаках», живет там, где «живых коней победила стальная конница», теперь он в Москве. И лишь в мечтах, в своих собственных мыслях он возвращается на родные просторы.
«Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине.»
«Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла»
И сегодня, ребята, мы поговорим о стихотворениях поэта, о том, какой же он видит Русь и какие чувства пробуждаются в его душе.
«Край ты мой заброшенный…»
Уч-ль: \читает стихотворение\
Ребята, какой деревня предстает перед нами в этом стихотворении?
Уч-ки: Заброшенной, пустой, ненужной, безлюдной.
Уч-ль: Верно. А что значит «заброшенная»?
Уч-ки: Оставленная кем-то.
Уч-ль: Да, а что в самом стихотворении нам говорит о том, что ее оставили, об ее безлюдности?
Уч-ки: Говорится, что край заброшенный, «пустырь». «Сенокос некошеный», всего пять изб, безлюдье в стихотворении.
Уч-ль: А какой ещё предстаёт деревня в стихотворении?
Уч-ки: Старая, ветхая.
Уч-ль: Правильно. А как автор передает эту ветхость?
Уч-ки: «ИЗБЫ ЗАБОЧЕНИЛИСЬ», Т.Е. ПОКРИВИЛИСЬ НА ОДИН БОК.Поэт говорит, что крыша уже в плесени. А еще он сравнивает крышу с ризой.
Уч-ль: Почему же? Почему солома – риза? Вы знаете, что такое риза?
Уч-ки: -
Уч-ль: Риза – это длинное, до полу одеяние монаха или священника. Почему же солому с ней автор сравнивает?
Уч-ки: Она свисает с дома, поэтому создается ощущение ветхости. Крыша сидит очень низко.
Уч-ль: Да, именно. А как вы думаете, что значит «крыши их запенились в заревную гать»? Что автор хочет сказать нам этой фразой?
Уч-ки: Может, они заплесневели?
Уч-ль: Нет, ребята. Гать – это настил из бревен, веток через болото, водную местность. И крыши, по-видимому, отражаются в этой воде нечетко, словно иллюзия. Мы видим отражение этой деревни, что-то иллюзорнее и нереальное.
Ребята, вот вы сказали, что деревня безлюдная, а кто из живых существ все-таки есть в стихотворении?
Уч-ки: Вороны.
Уч-ль: А почему именно они кружат над деревней?
Уч-ки: Они предвещают что-то плохое, печальное.
Уч-ль: Да, верно. Вороны – предвестники смерти. Посмотрите, пожалуйста, на последнюю строфу стихотворения. Как вы ее понимаете?
Уч-ки: Поэт спрашивает, уж не сказ ли нашептал путнику ковыль? То есть поэт думает, что вся жизнь этой деревни превратилась во что-то вымышленное, нереальное
Уч-ль: Правильно, ребята. Какая же, получается, деревня? Какой она перед нами предстает?
Уч-ки: Безлюдной, заброшенной. Ветхой, почти развалившейся. Над ней кружат вороны – предвестники чего-то плохого, опасного и угрожающего, предвестники гибели. И само существование деревни ставится под вопрос. Деревня предстает словно деревней-призраком.
«О пашни, пашни, пашни…»
Уч-ль: А теперь давайте прочитаем еще одно стихотворение Есенина о родном крае и посмотрим, каким же родной край предстает уже в этом стихотворении, совпадают ли образы деревни в этих стихотворениях. \читает вслух\
Что общего между этим стихотворением и предыдущим?
Уч-ки: Мотив грусти: «коломенская грусть».
Уч-ль: Верно. Автор вспоминает свою родину (Коломна находится недалеко от села Константиново) он грустит по ней. Что еще говорит нам о мотиве воспоминаний?
Уч-ки: Слово «вчерашний». У автора тоска по прошлому, он скучает по тому, что ему дорого.
Уч-ль: Да. А чем же стихотворения различаются? Какой предстает Русь в этом стихотворении?
Уч-ки: Раздольная, широкая.
Уч-ль: Как автор показывает нам это?
Уч-ки: Он говорит, что родина – «край разливов грозных», край «тихих вешних сил», где есть заря и звезды.
Уч-ль: Да, Русь в этом стихотворении безбрежная, она охватывает Вселенную. Что мы можем ещё сказать о ней?
Уч-ки: В стихотворении очень много света. Оно залито солнечным светом.
Уч-ль: Верно, родина светлая. А чем ещё отличается образ деревенской Руси в этом стихотворении от стихотворения предыдущего?
Уч-ки: Она динамичная, живая. «Как птицы, свищут версты из-под копыт коня».
Уч-ль: Именно. Русь для поэта раздольная, широкая, можно вдохнуть полной грудью, но эта ширь не пустая, а наполненная светом и живостью, движением.
Ребята, а чем еще отличается это стихотворение от предыдущего? Можем ли мы сказать, что это заброшенный край?
Уч-ки: Ощущается присутствие поэта в стихотворении. В отличие от первого стихотворения, которое мы читали, здесь есть сам Есенин, он прямо так и говорит «я школу проходил», «мыслил и читал я».
Уч-ль: А как вы думаете, какую школу проходил поэт «по заре и звездам»? О какой школе речь?
Уч-ки: Речь не об обычной школе, где учат предметам. А о школе жизни.
Уч-ль: Верно. И, кстати, последняя строфа является объяснением этой школы. Как вы понимаете последнюю строфу?
Уч-ки: -
Уч-ль: Поэт говорит о библии ветров, об Исайе. Кто-нибудь знает, что это значит?
Уч-ки: Нет.
Уч-ль: В библии говорится о четырех ветрах, указывающих на четыре разные стороны света, то есть еще раз показывается пространственная безграничность края, широкая Русь.
А Исайя – это пророк, наставляющий людей на путь истинный, он за несколько веков до рождения Христа предсказал его появление. Он жил много веков назад, но, несмотря на это, поэт говорит, что он пас с ним златых коров, таким образом, нет не только пространственных границ, но и временных.
Что же тогда за школу проходил Есенин?
Уч-ки: Школу приобщения к миру, ко Вселенной, к тому, что не подвластно ни времени, ни обстоятельствам.
Уч-ль: Да, ребята, вы правы.
Теперь давайте объединим все наши ответы и скажем, какой же родина представляется Есенину в этом стихотворении?
Уч-ки: Щедрой, раздольной, великой, грозной, близкой ему; он присутствует в ней. Эта родина безграничная, вне времени, и которая ему дорога.
Подведение итогов:
Уч-ль: Правильно. Что же можно сказать об этих двух стихотворениях, сравнив их? Какая родина возникает в воображении поэта? Какая она для него?
Уч-ки: Родина для поэта разная.
Уч-ль: Верно. Но посмотрите на начала стихотворений. С чего они начинаются?
Уч-ки: С обращения.
Уч-ль: А что это значит?
Уч-ки: Это значит, что какая бы родина ни была, бедная ли, богатая, ветхая ли, цветущая, она все равно останется близкой для поэта и самой родной.
Уч-ль: Правильно, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...
ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс
Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Тема Родины в лирике Есенина.
Тема Родины в лирике Есенина....